1. Главная
  2. Почитай

Какие нужны объяснения, если человек хочет учиться? Истории студентов старше 50

Какие нужны объяснения, если человек хочет учиться? Истории студентов старше 50 Какие нужны объяснения, если человек хочет учиться? Истории студентов старше 50

Несколько месяцев назад вышло интервью казахстанского режиссера, клипмейкера Айсултана Сеитова российскому журналисту Юрию Дудю. Там есть примечательный диалог, когда журналист узнает, что 45-летняя мама Айсултана сейчас - студентка магистратуры в зарубежном вузе и живет в общежитии.

- А как она это объяснила? Что в 45 лет она пошла учиться...

- А какие нужны объяснения, если человек хочет учиться?

Корреспондент Tengrinews.kz 31-летняя Ольга Пастухова сама только недавно была студенткой. Вместе с ней второе высшее получали люди старше 50 лет. Вдохновившись мамой Айсултана и своими однокурсниками, журналист нашла троих человек, получивших дипломы о высшем образовании в возрасте 56, 61 и 66 лет. И расспросила, как они решились стать студентами, с какими сложностями столкнулись и как теперь используют эти знания. Вашему вниманию - истории предпринимателя Калимы, токаря Александра Попова  и экс-ректора вуза Куляш Болсанбек.

 

Для меня это третье высшее образование. Первый диплом по специальности "товароведение промышленных товаров" я получила в 23 года. Товароведение умерло вместе с СССР, сразу же пришлось переучиваться. Второй диплом - по финансам, он мне был нужен для работы - я получила в 33 года. Учиться на психолога я пошла в 55 лет, скорее - для самореализации.

Раньше у меня не было возможности прислушиваться к моим "хочу": когда мне было 27 лет - умерла мама, мне надо было поднимать всех братьев и сестер, всю нашу большую и дружную семью.

Именно поэтому свою семью я создала поздно. Сейчас моему сыну 19 лет, он мыслит очень креативно и порой дает очень дельные советы. Глядя на него, я понимала, что очень отстала, чтобы понимать его, читала много современной литературы и смотрела фильмы, которые смотрит он. Я стала студенткой в 2017 году, когда сын перешел в 11-й класс. Я понимала, что он скоро станет студентом, возможно, уедет в другую страну, и у меня освободится много времени.

У меня был свой бизнес, но в 2015 году я продала его. Думала, что буду отдыхать, наслаждаться жизнью, но мне стало скучно. Я занималась йогой, танцами, силовыми, чтобы оставаться молодой и красивой, но не было самореализации. Оглядываясь по сторонам, я понимала, что мы живем в век прогресса, стремительных скоростей и надо догонять его. Тогда я задумалась: "А что я умею делать хорошо?" Ответ был: "Помогать людям". Поэтому я выбрала психологию. Мне всегда говорили, что после разговора со мной становится легче, что мои слова помогают людям, и я решила, что пойду учиться и буду делать это профессионально.

У меня было много страхов. Я сначала поступила на заочное, но первая сессия показала мне, как много всего я не знаю и не умею. Мне казалось, что я все забыла, что память меня подводит, что у меня ничего не получается. И я перевелась на дистанционное. Но и здесь был мандраж. Я решила взять себя в руки и задала себе вопрос: "Чем же эти молодые люди отличаются от меня?" Только тем, что живут в другое время: они умеют свободно мыслить, они более смелые, более креативные. Мы росли, когда все было нельзя - вокруг одни запреты. Я Водолей, сейчас век Водолея - я думаю, что моя молодая душа помогла мне перестроиться и продолжить учиться дальше. Сейчас могу сказать точно: во время обучения я посмелела. Также были чисто технические проблемы.

Я почти не умела пользоваться компьютером. А тут - рефераты, презентации, майнд-мэпы. Но в процессе я научилась, стала асом.

Мне дистанционно было учиться гораздо легче, потому что я не сидела перед преподавателем, не краснела, а могла спокойно искать в интернете, читать, изучать. Вообще интернет - удивительное дело. Раньше, чтобы найти нужную информацию, мы перелопачивали библиотеку, читали целые тома. А сейчас можно найти - кликнув. Сегодня гораздо легче учиться, чем раньше, даже печатать не надо, перетащил, распечатал. Сегодня только лентяй не может учиться.

Я думаю, что в процессе учебы мной двигал и мне помогал мой легкий характер. А еще любовь к жизни. Я эту жизнь обожаю, причем обожаю красивую жизнь. Сейчас я хочу продолжить обучение по одной из специализаций, чтобы эффективно помогать людям.

 

Я окончил педагогический институт в 2008 году, когда мне был 61 год. Первое образование у меня техническое, я токарь. До перестройки кем только я не работал. А с 1990-х работал учителем в деревенской школе, которая находится в поселке Аралтобе Балхашского района Алматинской области. Всего посвятил сфере образования 16 лет: преподавал валеологию, рисование, черчение, физкультуру.

Без диплома о высшем образовании зарплата была меньше, поэтому я решил повысить зарплату и поменять профиль. Я получил диплом учителя географии и инструктора по туризму. И в новом качестве проработал в той же школе 1,5 года - до самой пенсии.

В этот момент начали сокращать пенсионеров. Меня увольнять не собирались, я сам ушел. Я нисколько не жалею о своем решении.

После я еще работал на станции юных туристов в Иссыке - водил в походы племянника, сыновей, дочку и многих других детей. Сейчас уже просто пенсионер -  живу в Алматы и  приобщаю к горам и туризму внуков.

Получается, что в вуз поступил в 57 лет. Учился на заочном (существовало в Казахстане до января 2019 года - прим. авт.) в течение четырех лет. Мне все давалось легко, многое было знакомо еще со станции юных туристов. С компьютером никаких проблем не было: в деревне у меня первого появился и компьютер, и современный диапроектор. Мне нравились грамотные преподаватели, с высоким уровнем образования - они меня направили на путь истинный. Никаких сложностей не было, я со всеми находил общий язык - и с преподавателями, и с однокурсниками. И сейчас нахожу со всеми.

Я думаю, что мне все легко дается, потому что я люблю движение и активность. Вот и весь секрет.

Я активно пользуюсь соцсетями, у меня много реальных и виртуальных друзей, я люблю общение. А также спорт и горы. Я атлет, бегал марафоны в Москве, велосипедист, ездил из Ташкента в Алматы, водник, горник, был в Гималаях, на Хан-Тенгри как гид водил иностранцев. Я знаком со многим казахстанскими альпинистами - Казбеком Валиевым, который первым из Казахстана побывал на Эвересте, Юрием Моисеевым, Юрием Голодовым и другими. Я и сейчас хожу в горы - 6 июля поднимался на пик Нурсултан, там проходила Альпиниада.

 

Сейчас мне 72 года. Я поступила на второе высшее психологическое образование в 66 лет, училась заочно, через два года получила диплом с отличием. Последние 20 лет я читала бакалаврам курсы "Экология" и "Экология и устойчивое развитие", благодаря которым я и пришла к психологии. 

По базовому образованию я химик, преподаю этот предмет в вузе, имею ученую степень кандидата химических наук. Когда в 1998 году в планы вузов ввели "Экологию", то из-за нехватки педагогов-экологов дисциплину отдавали читать биологам и химикам. При подготовке к лекциям мне посчастливилось прочесть отличный учебник - "Экология" доктора экономических наук Т. Акимовой и доктора биологических наук В. Хаскина. Под впечатлением от этой книги я разработала авторский курс "Духовно-нравственное развитие как определяющий фактор выживания и процветания систем", сейчас в учебном плане он называется "Устойчивое развитие личности". 

Этот курс позволяет студентам все полученные в школе и вузе знания сложить в голове в одну карту мира. На мой взгляд, духовно-нравственное развитие - определяющий фактор выживания и процветания систем.

В настоящее время духовное развитие чаще всего рассматривается через призму социально-гуманитарных наук. Я объясняю духовное развитие с позиции экоцентрического подхода, сочетающего знания математики, физики, химии, биологии.

Человек - часть природы и самый ее неравновесный элемент. Все законы гармонии, работающие для природы, работают и для человека. Курс ломает стереотипы студентов о здоровье, счастье, благополучии. Если каждая клеточка человека находится не в антагонизме, а в содружестве с нашей ДНК-программой, то человек будет здоров. Любая болезнь - это не приговор. Это знак, чтобы человек провел инвентаризацию своего внутреннего состояния и восстановил баланс. 

Мой курс всегда начинается с нескольких психологических тестов - на межличностные отношения, ценностные ориентации, позитив-негатив, "шкалу счастья". Пройдя их, студенты получают косвенную оценку своего уровня духовного развития.

И всегда у меня студенты спрашивали: "А вы психолог?" Нет, психологом я тогда не была...

Я восемь лет была ректором Технико-экономической академии кино и телевидения (ТЭАКТ), которая в 2010 году слилась с другим вузом. Когда я отошла от административных дел, то решила поступать на психолога, чтобы углубить свои знания в этой сфере. Я одновременно и преподавала, и училась в этом вузе.

Став студенткой, каких-либо сложностей я не испытала. Сложности были у моих педагогов. Узнав, что профессор Болсанбек придет к ним на занятия - а я посещала все лекции и семинары, они готовились с утроенной силой.

Частенько бывало, что не они мне новые книги рекомендовали, а я им. Конечно, благодаря им я много нового узнала, мне нравилось, что меня не ограничивали в выборе тем при подготовке докладов и иных работ. Диплом я писала на основе данных моих студентов, собранных за многие годы преподавания. Я сделала выборку, провела математическую обработку, выявив корреляции между экологизацией сознания и межличностными отношениями. Преподаватели восхитились результатом!

Один минус современного образования я прочувствовала на собственном опыте. Это оценка знаний на основе тестов. Я сдавала их на пятерки, но мне не хватало общения с педагогом. Технология тестирования - не самый оптимальный метод проверки получения знаний, она появилась в США как инструмент для оценки знаний не носителей языка, тех, кому трудно объясняться на английском языке. А сегодня ее применяют повсеместно.

Ольга Пастухова