Подписывайтесь на канал Tengrinews.kz в WhatsApp
13 февраля 2014 11:58

Кожа вспоминает о Шакене Айманове

ПОДЕЛИТЬСЯ

Кадр из фильма "Меня зовут Кожа" Кадр из фильма "Меня зовут Кожа"

С Шакеном Кежетаевичем Аймановым мне посчастливилось познакомиться еще в детском возрасте в 1963 году. На пересечении улиц 8 марта и Комсомольской меня нашли ассистенты киностудии и привели на пробу детского фильма "Меня зовут Кожа". С тех пор с казахским кинематографом моя судьба связана уже более полувека. Мимо детской наблюдательности не прошла яркая и кипящая жизнь отечественных киношников, завораживающий дух их творческого порыва. В длинных коридорах старой студии толпились непризнанные гении разных возрастов - сплошь имена. И мы, дети, слышали их споры о том, каким будет казахское кино в ближайшем будущем.


С Шакеном Кежетаевичем Аймановым мне посчастливилось познакомиться еще в детском возрасте в 1963 году. На пересечении улиц 8 марта и Комсомольской меня нашли ассистенты киностудии и привели на пробу детского фильма "Меня зовут Кожа". С тех пор с казахским кинематографом моя судьба связана уже более полувека. Мимо детской наблюдательности не прошла яркая и кипящая жизнь отечественных киношников, завораживающий дух их творческого порыва. В длинных коридорах старой студии толпились непризнанные гении разных возрастов - сплошь имена. И мы, дети, слышали их споры о том, каким будет казахское кино в ближайшем будущем.

Шакен Айманов

А в большом кинопавильоне снимался полнометражный детский фильм молодого режиссера-дебютанта Абдуллы Карсакбаева "Меня зовут Кожа". В перерывах между съемками мы, мальчишки-пятиклассники, сошедшие с ума от такого к нам взрослого внимания, шумели и носились как угорелые по коридорам. Многим взрослым этот непорядок, конечно, не нравился. Они раздражались. Шикали на нас. Но терпели нас во имя казахского кинематографа и сочувствовали молодому Абдулле Карсакбаеву.
 
Вдруг меня, бегущего со всех ног, поймал Шакен Кенжетаевич. Схватил. Поднял на руках. Засмеялся так, как только он умел завораживающе смеяться, и потом стал по-взрослому со мной знакомиться. Во-первых, он выпытал из меня: в каком классе я учусь, кто мои родители, нравится ли мне сниматься в кино. А потом сам себя представил мне - очень просто: "А я Шакен-ага, я здесь самый главный режиссер!". Удивительное дело, Шакен Кенжетаевич умел любого человека, и ребенка, в том числе, обезоружить своей искренностью и вниманием. Как потом я понял, он смотрел отснятые киноматериалы молодого Карсакбаева. Материал очень понравился. Он хвалил Абдуллу за то, что тот нашел на картину такого живого и непосредственного мальчика-героя.
 
 
Нурлан Санжар на съемочной площадке
 
Другой раз я, блуждая по коридорам второго этажа студии среди монтажных комнат, вдруг попал в темный кинозал, где проходила сдача реставрированного фильма Ефима Дзигана "Джамбул". Роль казахского поэта, уже столетнего старика исполнял сам Шакен Кенжетаевич. Я пробрался на последний ряд кинозала и засмотрелся на экран. А меня, тем временем, потеряла и искала помощник режиссера девушка по имени Лида. Потеряли героя. Съемочная группа ждет в павильоне. Группа злится. А я сижу, смотрю кино о великом казахском поэте Джамбуле. Фильм закончился. Включили свет. Шакена Кенжетаевич просмотром остался доволен, но начал высказывать замечания режиссеру реставрации Фуату Абусеитову. Тут он заметил меня, подозвал к себе, посадил рядом. Но сделал очень мягко по-отцовски замечание, что нельзя нарушать производственную дисциплину, что я должен быть сейчас на рабочем месте. "Тебя, наверно, потеряла группа?" А тут на пороге как раз объявилась запыхавшаяся и сердитая Лида.
 
А потом прошло время. Меня привезли на съемки нового фильма Айманова "Безбородый обманщик". Режиссер решили снять меня в эпизодической роли мальчика-погонщика каравана верблюдов. Шакен Кенжетаевич сам заехал утром за мной на своем бежевом служебном ЗиМе и увез в пески на реке Или. Здесь одели, загримировали. Посадили верхом на верблюжьи горбы. Сунули в рот дудочку. Сцена простая, уверял режиссер, едешь, играешь в дудочку. Отсняли общие планы. Оператор фильма Марк Исаакович Беркович принялся снимать крупные планы. Но крупный план с верблюда не получался. Верблюд сильно качал горбами. Мальчик-погонщик выпадал из кадра. Художники предложили снимать без животного - с платформы портикабля. Встали снизу конструкции – начали раскачивать воображаемого верблюда и меня. Оператор снял кадр. Но оказалось, как всегда бывает в кино, они качали не в ту сторону от предыдущего и настоящего движения животного. Словом, Шакен Кенжетаевич ругал художников за оплошность. Мой проезд в караване вырезали.
 
Прошло еще время. Я уже стал забывать свою детскую карьеру в кино. Но вдруг к нам домой пришел сам Шакен Айманов. Прихожу из школы, а зале сидит мой отец и Шакен Кенжетаевич. Взрослые разговаривают, пьют чай. Отец меня ставит по стойке смирно перед Шакеном Кенжетаевичем и строго смотрит в глаза. Душа отрывается и улетает в пятки. Ворошу в памяти свои последние прегрешения, что мог совершить умышленно или нечаянно за последние дни? Отчего к нам в дом явился Народный артист, лауреат различных Государственных премий, известный кинорежиссер Шакен Айманов? Высокий гость просил у моего отца разрешения снимать меня в его новом фильме "Земля отцов". 
 
 
Нурлан Санжар 
 
Но все это мои далекие детские воспоминания. Теплые. Хорошие. Незабываемые. Теперь - в канун 100-летия великого мастера этого будет недостаточно, чтобы совершить попытку раскрыть тему роли и значения творчества основоположника казахского кинематографа и его молодых соратников, выдающегося казахского актера, кинорежиссера и художественного руководителя киностудии "Казахфильм" Шакена Кенжетаевича Айманова, чье имя теперь носит отечественная киностудия.
 
Нурлан Санжар, Заслуженный деятель Казахстана,
кандидат философских наук,
кинодраматург, редактор ТО игрового кино
АО "Казахфильм" имени Шакена Айманова
Читайте также
Join Telegram

Курс валют

 448.12   483   4.85 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети