Мы привыкли думать, что инсульт касается лишь пожилых, но современный ритм жизни диктует свои правила. Сегодня в больничных палатах оказываются молодые, активные люди, которые, на первый взгляд, выглядят совершенно здоровыми. Анар Алагузовой было чуть за тридцать, когда её жизнь разделилась на "до" и "после". Кому грозит инсульт, действительно ли он молодеет и при чём здесь "уят болады" — читайте в материале TengriHealth.
Каждый день — маленькая битва за возвращение себя
Ещё год назад со стороны Анар выглядела образцом успешной современной женщины — активной, всё успевающей и живущей "правильной жизнью". Йога по утрам, танцы по вечерам, две работы, четверо детей — одних на учёбу, других — на кружки, забота о родителях мужа, саморазвитие, книги... Движение, движение, движение — постоянное, не прекращающееся днём и даже ночью.
Ей было 35, когда не то что в один день — в пару мгновений всё в буквальном смысле сначала замедлилось, а потом остановилось. Анар почувствовала, как лицо начало "уезжать", язык заплетаться, а в ушах появился шум.
Всё произошло 15 мая 2025 года. Диагноз — "ишемический инсульт на фоне микроангиопатии, очаг в стволе мозга".
Анар рассказывает, что раньше у неё не было серьёзных диагнозов. Да, болело лишь что-то периодически, как у всех — ничего критичного. Однако за несколько дней до инсульта началась бессонница — она не могла спать ни днём, ни ночью. Пропал аппетит и постоянно тошнило.
"Я по образованию психолог, у меня был опыт работы с инсультными пациентами, поэтому, когда организм начал отказывать, я сразу поняла, что происходит, и поехала в больницу. То, что я вовремя обратилась за помощью, спасло меня".
Несмотря на небольшой размер очага, поразившего мозг, последствия оказались серьёзными — Анар до сих пор проходит реабилитацию. После инсульта левая рука и нога отказали, появились проблемы с речью и головные боли. Ей даже присвоили инвалидность на два года.
Этот день буквально разделил жизнь Анар на "до" и "после". Она тогда спрашивала себя: "Почему я, молодая, как мне казалось, здоровая девушка, получила инфаркт мозга?"
"Принято думать, что это болезнь людей более зрелого возраста, даже стариков, тех, кто уже многое пережил. Но, когда я попала в больницу, врач произнес фразу, которая до сих пор звенит у меня в голове: "Молодые уходят быстрее", — вспоминает героиня.
Как это чаще всего бывает, сначала Анар столкнулась с шоком, злостью и непринятием. Первые дни казались бесконечно тяжёлыми, а каждый следующий давался так трудно, будто это была маленькая битва за возвращение себя.
Реабилитация стала частью её жизни: массажи, ЛФК, логопед, лекарства, иглотерапия...
"И так до бесконечности, будто по семи кругам ада. Иногда мне кажется, что прогресс очень медленный, но потом я вспоминаю, с чего всё начиналось, и благодарю себя за каждый новый шаг и победу", — делится переживаниями Анар.
"Тело просто нажало на паузу за меня"
Сейчас Анар уверена, что корень проблемы — в привычке справляться со всем самостоятельно и взваливать на себя больше, чем ты можешь вынести. Как она говорит, опасным оказался не образ жизни, а его крайний, изматывающий ритм.
"Тут-то и произошёл парадокс, который стал для меня самым болезненным открытием. Моя постоянная включённость. Моя невозможность остановиться. Мои активные, шумные, бесконечно работающие мысли не давали ни телу, ни голове ни секунды тишины. Тело просто сделало паузу за меня", — разводит руками женщина.
Анар говорит, что её жизнь во многом отражает повседневность многих женщин в Казахстане. Когда приходилось пытататься быть идеальной во всех ролях сразу: мамы, жены, сотрудницы, дочери. И при этом ещё умудряться хотя бы немного времени найти для себя.
"Я жила на максималках и выжимала из себя буквально все соки. Голова не выключалась никогда, тело болело, подавало сигналы, но я их игнорировала. Я торопилась жить", — говорит Анар.
По её наблюдениям, со стороны женщины с похожим ритмом и образом жизни почти никогда не выглядят больными. Наоборот, кажутся собранными, активными и даже успешными.
Порой Анар чувствовала полное истощение: лежала неподвижно, не желая даже пошевелиться. А потом быстро заставляла себя собраться и повторяла: "Кто, если не я?" Как психолог, она считает, что корень такого поведения — ещё в детстве:
"Девочек с малых лет учат быть хорошими, удобными, сильными. Это пресловутое казахское "уят болады" — вечное "стыдно" давило на меня. Мне было стыдно признать себе, что я не справляюсь, что просто не могу всё успеть", — не скрывает героиня.
Привычка терпеть, пришедшая из детства, срослась со взрослыми обязанностями, говорит она. Постоянно думая о других, она перестала различать собственные желания от необходимости угодить кому-то.
Лишь после того, как Анар попала в больницу на долгое время, она начала понимать, что мир не требовал от неё героизма. Она сама ставила себе планку, сама загоняла себя в бесконечную гонку, пытаясь выполнять все роли, всё время выбирая между "надо" и " потерпи ещё чуть-чуть".
"Чем больше я старалась быть хорошей для всех, тем меньше оставалось для самой себя. Инсульт стал сигналом: хватит. Я поняла, что речь теперь не только о здоровье, о сохранении жизни и отношении к себе. Болезнь показала, что забота о других важна, но без заботы о себе она превращается в разрушение", — объясняет женщина.
Фото из личного архива
Жизнь после инсульта
Сейчас Анар учится принимать своё тело таким, каким оно стало после болезни. Бывает, на неё давит усталость, бывает, хочется плакать, но мысли о детях и дальнейшие планы не дают остановиться.
"Инсульт не сделал меня другой, он снял с меня всё лишнее. И под оболочкой оказалась живая, уставшая, но настоящая женщина", — говорит она.
Однажды Анар спросили: "Что тобой движет?" И она чётко осознала, что слишком сильно любит жить, чтобы сдаваться...
Инсульт у молодых: особенности
Заведующая инсультным отделением городской клинической больницы № 7 Алматы, главный внештатный инсультолог городского управления общественного здравоохранения Жанна Дюсембаева отмечает, что есть два вида инсульта — гемморагический и ишемический. У молодых людей чаще встречаются геморрагические инсульты.
Ишемический инсульт часто возникает из-за нарушения ритма сердца (аритмии), свертываемости крови, наследственных или приобретённых патологий, способствующих тромбообразованию, и другим причинам.
Однако, как подчёркивает эксперт, риск инсульта у молодых людей напрямую связан не только с гипертонией, метаболическими нарушениями и сердечными проблемами, но и с образом жизни.
"Курение, злоупотребление алкоголем, недостаток физической активности, постоянные стрессы, приём гормональных препаратов и спортивных добавок, а также чрезмерное потребление энергетических напитков — все эти факторы значительно повышают риск инсульта", — говорит врач.
Она особенно акцентирует внимание на хроническом стрессе и подавленных эмоциях. Постоянное напряжение повышает давление и уровень сахара в крови, способствует развитию аритмий и становится "скрытым катализатором" сосудистых катастроф.
"Опасно, когда человек много работает и активно занимается спортом, но почти не отдыхает. Организм не успевает восстановиться, и даже при умеренных нагрузках может резко повыситься давление", — объясняет Жанна Дюсембаева.
По её словам, жить в постоянной спешке и игнорировать своё здоровье опасно. Попытки "отдохнуть потом" часто оказываются невозможными, потому что накапливаются проблемы, которые уже нельзя полностью вылечить, предупреждает специалист молодых казахстанцев.
Как распознать инсульт и попасть в "терапевтическое окно"
Дюсембаева назвала четыре главных признака инсульта, которые можно запомнить с помощью FAST-теста:
- F (Face — лицо) — асимметрия лица. Попросите человека улыбнуться. Если уголок рта опущен — это может быть признаком инсульта.
- A (Arm — рука) — слабость в одной руке. Попросите поднять обе руки. Если одна рука опускается — это свидетельствует о слабости.
- S (Speech — речь) — нарушение речи. Попросите произнести слова или простое предложение. Если речь невнятная или человек не может говорить — это тревожный сигнал.
- T (Time — время) — необходимо немедленно вызвать скорую помощь. При любых подозрениях на инсульт звоните 103.
По словам Жанны Дюсембаевой, чаще всего люди не успевают попасть в "терапевтическое окно" как раз таки из-за недостаточной осведомленности или страха оказаться в больнице. Иногда они просто ждут, когда пройдут "симптомы".
"В неврологии при ишемическом инсульте самое эффективное время для помощи — до 90 минут. При разных повреждениях и вида помощи оно может составлять от 4,5 до 6 часов, в течение которых восстановление кровотока может минимизировать повреждения мозга".
Как часто в Казахстане ставят "инсульт"?
По данным Министерства здравоохранения, ежегодно в стране регистрируется более 50 тысяч случаев инсульта, что подтверждает масштаб проблемы. В министерстве отметили устойчиво высокие показатели, особенно среди граждан старше 60 лет.
- 2019 год — 50 716 случаев (21 376 — старше 60 лет);
- 2020 год — 54 443 случая (25 336 — старше 60 лет);
- 2021 год — 53 201 случай (24 980 — старше 60 лет);
- 2022 год — 53 619 случаев (23 993 — старше 60 лет);
- 2023 год — рост до 59 258 случаев (30 602 случая — старше 60 лет);
- 2024 год — 62 424 случая (33 115 случаев — старше 60 лет).
В пресс-службе также добавили, что тенденции роста инсульта у молодых не наблюдается.
Вместо заключения
История Анар показывает, что важно вовремя замечать сигналы организма и не откладывать заботу о себе "на потом". Даже маленькие изменения в образе жизни могут помочь сохранить здоровье. Напоследок Анар Алагузова советует женщинам помнить:
"Взрослость — это не только обязанности и забота о других. Это ещё умение слышать себя, разрешать себе, брать ответственность за свою жизнь. Сейчас я позволяю себе быть слабой без чувства стыда и вины".
И напоминает: тело всегда знает, что нам подходит. Если в процессе чего-то вы чувствуете не радость, а напряжение, это сигнал: "Это не твоё".
Читайте также:
"Из-за тебя я чуть не погиб". Алматинцу пересадили сердце из-за энергетиков
“Я всё делала правильно. Почему у меня рак?“: чего мы до сих пор не понимаем об онкологии
“Ты живешь не зря”. Честные истории о донорстве костного мозга
