Почему мы ошибаемся? Недостаток опыта? Знаний? Навыков? Как исключить врачебные ошибки? Возможно ли это вообще? В авторской колонке для TengriHealth известный врач и менеджер здравоохранения Эрик Байжунусов пытается ответить на эти вопросы.
Об отношении к ошибкам
Последние годы эта тема обсуждается весьма активно — и это понятно. То, что раньше считалось только ошибкой, превратилось в преступление, которому посвятили отдельную статью в уголовном кодексе. Называется она "Ненадлежащее исполнение профессиональных обязанностей медицинским или фармацевтическим работником".
А что тогда надлежащее исполнение? Всё, что прописано в протоколе лечения. Однако протокол, согласно закону, имеет рекомендательную силу. То есть врач может прислушаться к этим рекомендациям, а может и нет. И если всё обошлось, то хорошо всем, а если нет — жалоба и уголовное дело. Не следовал рекомендациям.
Я много читал о природе возникновения врачебных ошибок, изучал опыт зарубежных коллег. Проблема актуальна везде. Там тоже с этим регулярно борются, активно обсуждают в обществе и находят какие-то компромиссные решения.
О квалификации и опыте
Кто бы и что ни говорил, в центре этой проблемы стоит врач. И чем квалифицированней специалист, тем меньше у него ошибок. А что такое квалификация врача? Это, в первую очередь, его опыт, который нарабатывается каждодневным рутинным трудом. Без перерыва и отдыха. И умственный труд: очень много приходится размышлять, читать и сомневаться.
А опыт ведь сын ошибок трудных - помните слова гения? Значит, чем больше ты нарабатываешь свой опыт, тем больше шансов ошибиться. И возникает порочный круг. Что бы ты ни делал, всё равно ты в итоге виноват. И что? Как разорвать этот порочный круг? Вот над этим ломают головы все эксперты, но пока они так и не нашли ответа. Потому что проблема эта многофакторная.
Об уровне образования
Сначала врач должен отучиться. Вопрос в том, где и как. На моей памяти ни один поток будущих медиков не успел окончить медуниверситет по одной программе — в процессе что-нибудь да менялось. Началось это с тех времён, когда я сам был студентом, то есть с 80-х годов прошлого века. Традиция реформаторства продолжается до сих пор. И ничего хорошего в ней нет.
Второй момент: коммерциализация и самой медицины, и образования. Нас ругали преподаватели: "За рубежом студенты сами платят за свою учёбу, представляете? А вы лекции пропускаете. Вот бы у нас такое ввести, посмотрели бы мы на вас!" Бедные наши преподаватели, кто тогда знал, что эта практика не за горами и к чему она может привести.
Хотя и в то время был популярен анекдот. Дедушка тащит барана в вагон, а проводник руками машет: "Ой бай, ата, ты что!? Нельзя живого барана в вагон!" А дед спокойно: "Это не баран, дорогой, баран в городе учится. А это экзамен!"
Теперь бараном не отделаешься. Учить стало дороже и… проще. Ведь "кормильца" не выгонишь. Вот платники и "учатся деньгами". Метод "разводить" экзамены постепенно вошёл в привычку, и уровень образования стал неуклонно снижаться. Длилось это годами и сопровождалось реформами. Приняли Болонскую декларацию, закрыли педиатрические факультеты, после — санитарно-гигиенический и так дальше. И к чему мы в итоге пришли? Сами всё понимаете...
О знаниях и мышлении
Чем отличается нынешнее образование от прошлого? Нынешнее формирует знания, а прошлое формировало мышление. Должен отметить, что не всегда отличник равняется хорошему врачу — много обратных примеров. Однако без надёжного и крепкого базового медицинского образования врачу крайне тяжело.
Эрик Байжунусов. Фото из личного архива.
Вот это — одна из важных причин врачебных ошибок. Чтобы их уменьшить, нам надо начинать с медицинского образования. У нас было пять государственных больших вузов, в которых готовили врачей. Позже появились частные, потом ещё и отдельные медицинские факультеты в университетах. И это лично меня очень пугает. Нельзя гнаться за количеством в ущерб качеству. А пока так оно и происходит.
Об условиях для работы
Даже если врач квалифицированный, много ли он сделает без надлежащих условий для работы? Если нет современной лабораторной службы, диагностического и прочего оборудования? Мы ведь раньше не имели таких возможностей — нынешний уровень оснащённости для нашего поколения — это просто фантастика.
Но если оборудование сломано или его нет вообще? Если оно некачественное, неинформативное, устаревшее? Можно ли винить в этом врача? Сможет ли он вылечить пациента без качественных лекарств? Кто, что и в каких количествах их закупает? Хватает ли лекарств на всех? Это ведь тоже одна из важных причин большинства врачебных ошибок.
О зарплатах
Далее по значимости — система оплаты труда врача. Почасовая оплата, которая принята сейчас, напрочь убивает любые мотивационные позывы к улучшению качества своей работы. Зачем напрягаться, когда всё равно получишь свою фиксированную зарплату?
Вот многие особо и не напрягаются. Главное, чтобы часы шли, а не пациенты. Потому и практика такая: чем меньше, тем лучше. Пациентов, имеется ввиду. Нам, врачам, они мешают работать. У нас дела есть поважней. Это совещания, отчёты, встреча комиссий, участие во всяких семинарах и конференциях. А зарплата капает. Надо пересматривать подходы? Думаю, да.
Как бы мы ни игнорировали этот факт, но в настоящее время зарплата имеет первостепенное значение для специалиста. Мало платишь? Тогда потеряешь квалифицированного сотрудника, и он уйдет в частную клинику. И так будет продолжаться бесконечно, пока частный и госсектор не уравняются по уровню зарплат. Без этого никак, потому что низкооплачиваемый врач всегда будет искать дополнительный источник. И это, скорее всего, уже пойдёт в ущерб основной работе и непременно отразится на качестве.
О юридической защищённости
И последнее. Это юридическая защищённость самого врача. Сейчас много об этом говорят, обсуждая уголовное наказание за нападение на медицинских работников. Многим пациентам это не нравится. Они спрашивают: "Кто защитит нас?"
На самом деле я уже упоминал, что уголовная статья за ненадлежащее выполнение профессиональных обязанностей у медиков есть. Их судят и сажают в тюрьмы, хотя для коллег из-за рубежа это нонсенс. Мы много лет говорим, что уголовное преследование от ошибок не убережет. Страхом и запугиванием делу не поможешь, нужно решать проблемы внутри системы.
Но поймите: в условиях постоянного прессинга со стороны общества работать не просто сложно — невозможно. Поэтому и говорят о защите врачей. Защитим их — защитим самих себя. Ведь мы такие же пациенты.
Я перечислил основные составляющие, из которых складываются врачебные ошибки. Так давайте зададим сами себе вопрос: стоит ли за них сажать?
О личном опыте
От ошибок не застрахован ни один врач. Это, увы, аксиома. Я по долгу службы участвовал во многих разборах летальных случаев — поверьте, знаю, о чём говорю. Были досадные ошибки и просчёты моих коллег. Но все они совершали их, искренне пытаясь помочь пациенту. Иногда случалась и халатность, к сожалению. Но это совсем не одно и то же — их нужно разделять.
Я уже писал неоднократно и повторюсь ещё раз: я много лет работал хирургом и до сих пор помню все свои ошибки, поимённо могу назвать пациентов, оперируя которых, их совершил. Это живёт во мне всю жизнь и уйдёт вместе со мной. Так что не думайте, что это легко. Это тяжкий груз, который выдержит не каждый.
Берегите себя и хороших врачей!
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Читайте также:
Казахстану нужны хорошие врачи. В чём проблема нашего медицинского образования
О врачах старшего поколения: авторская колонка Эрика Байжунусова
"Диагноз нашему обществу": о конфликтах врачей и пациентов