Подписывайтесь на канал Tengrinews.kz в WhatsApp
21 марта 2018 11:27

Режим дня, лень, поддержка: психолог о том, как провести весенние каникулы

ПОДЕЛИТЬСЯ

Сегодня у казахстанских школьников начинаются весенние каникулы. Все дети хотят отдохнуть и развлечься, но у родителей часто бывают и другие планы. Некоторые на длинные выходные запланировали семейный отпуск на природе, у родственников или за границей. Другие предполагают провести все дни дома, переделывая накопившиеся домашние дела, попутно проверяя домашние задания у детей. А есть и те, кто будет работать, пока дети будут предоставлены сами себе.


Сегодня у казахстанских школьников начинаются весенние каникулы. Все дети хотят отдохнуть и развлечься, но у родителей часто бывают и другие планы. Некоторые на длинные выходные запланировали семейный отпуск на природе, у родственников или за границей. Другие предполагают провести все дни дома, переделывая накопившиеся домашние дела, попутно проверяя домашние задания у детей. А есть и те, кто будет работать, пока дети будут предоставлены сами себе.

Tengrinews.kz обратился к психологу, чтобы узнать, что на самом деле нужно и полезно детям в дни весенних каникул. Наш эксперт Елена Шевелева - детский и подростковый педагог-психолог (психотерапевт по методу символ-драмы), в прошлом - заведующая психолого-медико-педагогической службой сопровождения учащихся частной школы и учитель начальных классов.

- Елена Витальевна, почему многие родители считают, что на каникулах нужно заниматься?
- Думаю, что это связано с требованиями новой системы образования, цель которой - воспитать конкурентоспособную молодежь, лидеров. Конкуренция, которую родители сами испытывают в своей жизни, мотивирует их, чтобы ребенок был в первых рядах и показывал лучшие оценки. Думаю, что это вынужденная ситуация, когда в любое более-менее свободное время родители создают для ребенка среду обучения. Но психика не каждого ребенка способна брать огромные пласты, объемы материала в неучебное время. Все зависит от особенностей мышления, мотивации, воли, усвояемости информации и других показателей.

- Как понять, что занятия принесут пользу?
- По психологическому и эмоциональному самочувствию. Если ребенок психологически и физиологически здоров, мотивирован, заинтересован, любопытен, радостно бежит на занятия и с такой же радостью возвращается, рассказывая родителям о прочитанном и услышанном, то да - ему можно дать дополнительные задания.

И наоборот, если у ребенка бессонница, минимум интереса, капризы, демонстративное поведение, головная боль или другие психосоматические реакции либо он открыто говорит: "Я не хочу это делать", то здесь надо прислушаться. В принципе, любого ребенка можно мотивировать подходящей для него деятельностью, а не тем, что в мифе родителей полезно для ребенка. Ведь у каждого ребенка есть свои таланты.

- Часто родители списывают нежелание ребенка на лень.
- Лень - это психологический механизм, позволяющий избегать неудачи или охранять организм от переутомления. Так что просто заставлять нельзя. Конечно, бывает лень, которая свидетельствует о педагогической запущенности: когда семья и школа не воспитали в ребенке желание справляться с трудностями, не мотивировали его изучать разные аспекты науки. Тогда попросту ребенок не сможет сам захотеть заниматься.

- Можно ли скорректировать мотивацию?
- Мотивация - это компонент личностных новообразований и ценностей. Мотивация всегда подкрепляется некой целью, которая необходима личности, в которой личность заинтересована. На пустом месте мотивацию не создать, процесс взращивания личной заинтересованности ребенка в чем-либо должен идти планомерно. Важно учитывать, что протест ребенка может выражаться открыто, он говорит: "Я не хочу это делать". Тогда надо разбираться, почему не хочет. А бывает скрытый протест в виде болезни, прогулов. Тогда надо еще увидеть, в чем причина. Важно, что мотивацию формирует именно семья, родители. Посторонний человек, педагог например, может сформировать мотивацию, только если у него с ребенком сложились авторитетно-дружеские отношения. Но ответственность за мотивацию лежит именно на семье.

- Как оптимально провести весенние каникулы?
- Весенние каникулы - это каникулы перед завершением школы, остается малюсенькая четвертая четверть. С позиции психолога я рекомендую провести каникулы, хорошо отдохнув. Что это значит?
Первое - это режим дня. Не засиживаться до ночи, даже если взрослые не спят. Не допускать чрезмерного количества компьютерных игр и пребывания в соцсетях день и ночь напролет. Родителям не надо расслабляться, пуская досуг детей на самотек.

Второе - это интересные занятия, организованная развивающая деятельность самостоятельно, вместе с ровесниками (кружки, познавательные поездки) или вместе с родителями (поездки на природу). Если есть необходимость подтянуть материал, ведь все-таки весенние каникулы - предфиниш учебного года, то учебную среду следует организовать продуктивно. Не догоняя за эти две недели упущенные годы, а изучать что-то конкретно и точечно. Так пользы будет больше.

Третье и самое важное - это охрана здоровья и нервной системы. Лучше гулять, наслаждаться весной, потому что впереди конец учебного года, а это испытание. Больше положительных эмоций нужно всем - и детям, и их родителям. Потому что детям нужны здоровые родители. Весенние каникулы - самые семейные каникулы, когда в теплую погоду можно вместе весело и интересно провести время.

Особенно я бы хотела обратиться к родителям учеников выпускных классов. Вы, ваши слова поддержки и ваша любовь сейчас нужны им! Сейчас, в весенний период, у меня и многих коллег волной идут 11-классники, которые находятся в кризисном эмоциональном состоянии, многие из них на пороге нервного срыва. По возможности отложите свои дела, побудьте со своими детьми, покажите, что вы рядом, и тогда ребенку будет проще справиться с огромной нагрузкой.

Читайте также
Join Telegram

Курс валют

 441.41   490.7   4.75 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети