Странное противостояние продолжается в столице. В декабре прошлого года главный санитарный врач тогда еще Астаны выступил с заявлением: продукция популярной в столице кондитерской Happy Cake не прошла лабораторный контроль. В апреле Садвакас Байгабулов уже рассказывал о пострадавших: по данным ДООЗ, тортом, купленным в известной кондитерской, отравились более 10 человек.
Странное противостояние продолжается в столице. В декабре прошлого года главный санитарный врач тогда еще Астаны выступил с заявлением: продукция популярной в столице кондитерской Happy Cake не прошла лабораторный контроль. В апреле Садвакас Байгабулов уже рассказывал о пострадавших: по данным ДООЗ, тортом, купленным в известной кондитерской, отравились более 10 человек.
В социальных сетях обвинения санврачей вызвали волну обсуждения, которая не утихает и по сей день. Редакция Tengrinews.kz попыталась составить хронологию конфликта, заслушав обе стороны "сладкого" фронта.
Кафетерий или кондитерская?
История Happy Cake началась в 2013 году. Жена столичного предпринимателя Асхата Солтанова любила готовить торты. Семья решила продавать выпечку через Instagram. Со временем их бизнес из домашней кухни вырос до пяти магазинов в двух городах и 80 сотрудников.
Особенность бизнеса Солтанова заключается в следующем. Точки продаж Happy Cake рассредоточены по городу, при этом производство выпечки происходит там же. По закону эти точки продаж являются не кондитерскими, а кафетериями до 50 посадочных мест. Об этом говорят и столики в Happy Cake, но, как правило, там никто продукцию не употребляет, предпочитая заказывать торты на дом. Получается, что одного цеха по производству кондитерских изделий у Солтанова нет.
"Мы сознательно пошли на то, чтобы не выпускать нашу продукцию в одном цехе. Мы начали делить производство, открыв несколько точек, на каждой из которых отдельное производство. Каждая из них может выпускать за определенный период ограниченное количество килограммов продукции. Если этот лимит не превышается, объект продолжает относиться к объектам малого риска", - объясняет бизнесмен.
При этом Солтанов признал, что из-за этих ограничений компания часто не может обеспечить всех желающих продукцией, из-за чего он получает много претензий...
8 марта 2018 года. Астана
Логичным становится вопрос, почему же, сталкиваясь с такими проблемами, Солтанов до сих пор не расширит свой бизнес и не обеспечит тортами всех желающих. Ответ прост: все упирается в некоторые нюансы законов для предпринимателей, а действующее законодательство, по словам бизнесмена, не делает разницы между небольшой и крупной кондитерской.
Организовать работу крупной кондитерской по правилам действительно непросто. Для примера достаточно посмотреть требования к организации помещения. Согласно утвержденным стандартам выпечка в таких кондитерских должна производиться в отдельно стоящем здании, построенном вдалеке от жилого массива. Причем при постройке здания обязательно должна учитываться роза ветров, и, что самое важное, спроектировано оно должно быть согласно стандартам санитарной службы.
Асхат Солтанов пояснил, что в перспективе он готов выйти на такой уровень производства, однако на данный момент его компания просто не доросла до такого уровня.
Конфликт
По словам Солтанова, до недавнего времени компания Happy Cake не имела проблем с контролирующими органами. Однако, как мы уже писали, в конце декабря 2018 года главный санитарный врач Астаны Садвакас Байгабулов заявил, что "кондитерский цех по изготовлению тортов Happy Cake работает без разрешения Департамента охраны общественного здоровья". Он отметил, что проверить бизнес Солтанова на соответствие всем санитарным нормам ДООЗ не может: прийти в кондитерскую специалисты могут только на основании жалоб от населения.
Владелец бизнеса в ответ на это заявил, что у его компании есть все сертификаты на продукцию, а все сотрудники регулярно проходят медицинский осмотр.
На этом пока еще не разгоревшийся конфликт на время стих, но в январе этого года санитарное ведомство опубликовало новый пресс-релиз, где, перечисляя кондитерские, отнесла Happy Cake к числу "сомнительных". К слову, к этой категории ДООЗ отнес не только компанию Солтанова, но и еще несколько фирм.
Именно в этот момент в конфликт активно вмешалось интернет-сообщество. Пользователи социальных сетей отреагировали на претензии ДООЗ по-своему - обвинив ведомство в давлении на малый бизнес. Те в свою очередь ответили, что их "целью является не создание рекламы-антирекламы определенным производителям, а, прежде всего, недопущение возникновения пищевых отравлений и информированность жителей столицы в вопросах профилактики".
Спустя несколько месяцев, 14 апреля, столичная кондитерская вновь оказалась в заголовках новостей. На этот раз ДООЗ сообщил, что семья из пяти человек отравилась продукцией Happy Cake. Асхат Солтанов снова заявил о том, что доверяет своей продукции. Он также возмутился тем, что санврачи опубликовали обвинения в адрес компании, не дождавшись результатов экспертизы.
Через день ДООЗ распространил сообщение, что количество пострадавших увеличилось уже до 13 человек. Также в ведомстве заявили, что санитарная проверка выявила в кондитерском цехе факты нарушения технологии производства.
"Готов к конструктивному диалогу, в том числе еще раз встретиться с предпринимателем Happy Cake Асхатом Солтановым, чтобы проконсультировать об открытии кондитерских цехов в столице в соответствии с требованиями законодательства", - заявил руководитель ДООЗ.
Встреча, "которая ничего не решила"
Спустя несколько дней долгожданная встреча все-таки состоялась. Помимо чиновников, на пресс-конференцию пришли представители малого бизнеса, владельцы кондитерских, руководители различных бизнес-ассоциаций и собственно Асхат Солтанов, вместе с юристом и представителем НПП.
В самом начале выступления Садвакас Байгабулов заявил, что ведомство готово закрепить специалиста с выездом на объект, который подберет для Happy Cake помещение и даст рекомендации по его оборудованию.
Байгабулов напомнил Солтанову последние данные о пострадавших и сообщил, что, по результатам проведенной в кондитерской экспертизы, в остатках двух тортов, изъятых у пострадавших, была обнаружена одна из разновидностей бактерий сальмонеллы.
Солтанов ответил, что сейчас эти результаты ни подтверждать, ни подвергать сомнению он не сможет: с результатами экспертизы его до сих пор никто не ознакомил. Байгабулов настаивал на том, что его ведомством уже установлена прямая связь между больными, у которых выявлен сальмонеллез, и изъятой у них продукцией Happy Cake.
Далее встреча превратилась в сплошные дебаты. Представители малого бизнеса посетовали на огромное количество санитарных норм, также отметив скорость, с которой ДООЗ опубликовал обвинения в адрес бизнесмена.
"Вы сейчас преподносите СМИ, что у нас малый бизнес травит людей и занимается именно этим. Вы не говорите о том, что у вас 14 санпинов, 1 114 требований. Откуда простой человек, который просто хочет зарабатывать и кормить своих детей, может их взять? Вы их знаете наизусть? Вы преподносите СМИ негативную информацию, еще не дождавшись того, что люди оспорят ваше решение. Они могут быть не согласны и подать в суд", - высказался представитель Союза обрабатывающей промышленности.
Итоги этой встречи каждая сторона подвела по-своему. ДООЗ через несколько часов после пресс-конференции распространил новый пресс-релиз с заголовком "Установлена причина отравления тортом Happy Cake". Солтанов же на своей странице заявил о том, что "по сути ничего сегодняшняя встреча не решила". Также бизнесмен заявил о готовности оспаривать результаты экспертизы санитарного ведомства.
Некоторое время спустя корреспонденту Tengrinews.kz удалось связаться с одной из пострадавших. Женщина назвалась Мариной, попросив не публиковать ее фамилию. По ее словам, 14 апреля она заказала в магазине Happy Cake в Нур-Султане на Куйши Дина торт на день рождения сына.
"В обед торт привезли - половинку "Птичьего молока" и половинку "Наслаждения". К нам пришла соседка, мы кушали, пили чай. Во время застолья к нам присоединилась сестра соседки, она со стола ничего не ела, только выпила чаю с тортом. Именно у нее раньше всех началась диарея, рвота. Сначала мы не связывали это с тортом. У меня в понедельник утром тоже было плохое самочувствие - повышалась температура. Когда температура поднялась до 39,4, я вызывала скорую, врачи которой сказали мне, что я заразилась вирусной инфекцией. К вечеру заболел и мой сын, у него началась диарея. Тогда я позвонила соседке и узнала, что она с сестрой тоже весь день лежат пластом - диарея и температура. В итоге мы поняли, что все вчетвером мы ели только торт", - рассказала женщина.
На днях Марину и ее близких выписали из больницы, по ее словам, сейчас она чувствует себя намного лучше. Женщина заявляет, что результаты анализов в больнице показали наличие в ее организме бактерий сальмонеллы.
На данный момент "сладкая" война продолжается. Happy Cake продолжает выпекать торты, а столичный ДООЗ по-прежнему предупреждает горожан об опасной, по их мнению, продукции. Кто в этой ситуации прав, а кто виноват, покажет время.