Астанчане в первый раз услышали аббревиатуру LRT в 2010 году. Тогда жители столицы были воодушевлены и гадали, каким будет легкорельсовый транспорт. В течение девяти лет проект LRT переходил от одного столичного акима к другому. И если Имангали Тасмагамбетов участвовал в закладке капсулы, то нынешнему градоначальнику Алтаю Кульгинову нужно искать инвестора на завершение еще, по сути, не начавшегося проекта наземного метро. Tengrinews.kz предлагает вспомнить, с чего все началось, и представить, чем может закончиться.
Астанчане в первый раз услышали аббревиатуру LRT в 2010 году. Тогда жители столицы были воодушевлены и гадали, каким будет легкорельсовый транспорт. В течение девяти лет проект LRT переходил от одного столичного акима к другому. И если Имангали Тасмагамбетов участвовал в закладке капсулы, то нынешнему градоначальнику Алтаю Кульгинову нужно искать инвестора на завершение еще, по сути, не начавшегося проекта наземного метро. Tengrinews.kz предлагает вспомнить, с чего все началось, и представить, чем может закончиться.
2010 год
Объявлено о строительстве наземного транспорта в столице. На отчетной встрече с населением аким Имангали Тасмагамбетов рассказал, что этот проект поможет разгрузить дороги и будет курсировать от старого железнодорожного вокзала до нового административного центра.
"Этот проект позволит осуществлять горожанам быстрое и комфортное передвижение, а городу даст значительную разгрузку транспортных потоков (...). Проект легкорельсового трамвая (ЛРТ) протяженностью 61,1 километра предполагается реализовать в четыре этапа. Сейчас прорабатывается вопрос о привлечении льготного займа правительства Франции, которое уже выделило первоначальный грант в размере 570 тысяч евро", - приводит его слова КазТАГ.
2011 год
В 2011 году была заложена капсула строительства LRT. Планировалось три линии общей протяженностью 41,81 километра. При этом вторая линия задумывалась на участке от старого железнодорожного вокзала до "Абу-Даби Плаза":
- Линия первой очереди: "Аэропорт - "Абу-Даби Плаза" пройдет по трассе на аэропорт, проспект Кабанбай батыра и улица Cыганак, протяженностью 16,39 километра и включает строительство восьми станций.
- Линия второй очереди: "Абу-Даби Плаза" - Железнодорожный вокзал" соединяется по проспектам Туран, Сарыарка и улицами Потанина, Затаевича, Гете. Протяженность 7,85 километра, шесть станций.
- Линия третьей очереди: "Железнодорожный вокзал - "Абу-Даби Плаза" включает 13 станций. Линия пройдет вдоль проспектов и улиц Гете, Республики, Богенбай батыра, Валиханова, Кенесары, Абылай хана, Момышулы, Тауелсиздик, № 39А, Сыганак. Протяженность 17,57 километра.
В том же 2011 году в научно-исследовательском проектном институте генплана Астаны заявили, что в 2014 году завершится строительство первой ветки, которая соединит аэропорт и железнодорожный вокзал столицы.
"По проекту ЛРТ будет на двух уровнях, как в Абу-Даби. В перспективе до 2030 года планируется закольцевать ЛРТ по периметру города", - сказали в институте.
2012 год
В 2012 году французская компания Alstom предложила к выставке EXPO-2017 построить три линии, 42 остановки, запустить около 50 трамваев, а основной состав поезда выполнить в виде головы снежного барса.
2013 год
В 2013 году сообщалось, что вместо LRT в Астане будут курсировать скоростные автобусы. Нурсултан Назарбаев посчитал проект строительства легкорельсового транспорта, предложенный французскими компаниями, дорогим. Президент поручил акимату заняться внедрением только одной очереди, менее расходной.
"Ими (французскими компаниями - прим. автора) предложена высокая стоимость, более 300 миллиардов тенге, что нас не устраивает (...). Поэтому акимат города предлагает рассмотреть альтернативный вариант в виде выделенных полос для скоростного автобусного сообщения. Первая очередь данного проекта требует гораздо меньших затрат, поэтому принято решение заниматься его внедрением", - заявил Глава государства в 2013 году.
Экс-председатель правления АО "НК "Астана ЭКСПО-2017" Талгат Ермегияев (позже осужденный за коррупцию) тогда тоже был обеспокоен расходами на строительство LRT. По его словам, в целях экономии правильнее выбрать БРТ:
"БРТ (скоростное автобусное сообщение по специальным полосам - прим. автора) - это дешевле, более 130 миллиардов тенге будет стоить. Тогда как легкорельсовый транспорт (ЛРТ) - только первый комплекс стоил 235 миллиардов тенге до "Абу-Даби Плаза" от аэропорта. А БРТ охватывает всю систему развязки в городе, и он будет стоить не более 135 миллиардов тенге".
2015 год
Через два года вновь заговорили о проекте. В 2015 году в "Астанагенплане" заявили, что LRT будет строиться, правда, только после 2020 года. По данным организации, линия должна была проходить от международного аэропорта по проспекту Кабанбай батыра вдоль выставки EXPO-2017 через комплекс "Абу-Даби Плаза" до нового железнодорожного вокзала.
2016 год
Уже другой столичный аким - Адильбек Джаксыбеков подтвердил планы по LRT и выразил надежду на то, что наземное метро будет популярным.
"В скором будущем в городе появится новый вид общественного транспорта - легкорельсовый трамвай. Уверен, что он в перспективе будет пользоваться большим спросом у горожан", - заявлял Джаксыбеков.
1 декабря 2016 года был опубликован план развития транспортного комплекса Астаны, в котором LRT называется одним из лучших решений в вопросе пассажиропотока.
Скриншот с презентации плана развития транспортного комплекса Астаны
На этот раз LRT обещали запустить к концу 2018 года. Стоимость поездки на легкорельсовом транспорте в Астане, по словам экс-председателя правления ТОО "Астана LRT" Талгата Ардана, должна была составить 200 тенге.
2017 год
Новый аким Асет Исекешев в апреле 2017 года во время рабочей поездки в Китай обсудил реализацию проекта с мэром китайской столицы Цай Ци. На сайте столичного акимата было указано, что строительство LRT является одним из основных казахстанско-китайских проектов.
Позже в "Дирекции по строительству ЛРТ" показали, как будет выглядеть LRT в столице Казахстана. Тогда в компании озвучили данные, что наземное метро сможет перевозить до 146 тысяч человек в сутки.
2018 год
Была озвучена стоимость проекта LRT протяженностью 22,4 километра - один миллиард 887 миллионов долларов. Для строительства была выбрана китайская компания. Проект обещали завершить до 31 декабря 2019 года.
"В итоге строительством проекта занялась китайская компания. Стоимость проекта составляет один миллиард 887 миллионов долларов, протяженность - 22,4 километра, это со всеми подъездными путями," - сказал заместитель председателя правления ТОО "Астана LRT" Айтказы Арыкбаев.
В этом же году на реализацию проекта линии LRT в Астане было выделено 16,2 миллиарда тенге.
"На реализацию проекта LRT на 2018-2019 годы предусмотрено 16,2 миллиарда тенге. В 2018 году - 9,1 миллиарда тенге, в 2019 году - 7,1 миллиарда тенге. На сегодняшний день участником консорциума китайских компаний - фирмой China Railway No.2 Engineering Group Co., Ltd проводятся мероприятия по устройству свайных фундаментов, опор эстакады", - сообщил министр по инвестициям и развитию Женис Касымбек 26 июня 2018 года.
Буквально через день стало известно, что в Банке Астаны "застряли" деньги для столичного LRT - 200 миллионов долларов.
2019 год
Аким Бахыт Султанов заявил о приостановлении строительства системы легкорельсового транспорта из-за недостаточного финансирования.
15 июля Президент Касым-Жомарт Токаев раскритиковал строительство LRT и призвал правительство вместе со столичным акиматом поставить точку в данном вопросе.
И теперь новый аким Алтай Кульгинов будет искать инвестора для строительства проекта.
Между тем, по словам главы "Астана LRT", на строительство LRT не хватает 1,5 миллиарда долларов.
Это скриншот из презентации LRT 2018 года. На фотографии изображены "Абу-Даби Плаза" и одна из станций легкорельсового транспорта.
В этом году строительству еще одного долгостроя "Абу Даби Плаза" исполняется девять лет, как и LRT. Пока в столице думают над тем, что делать с LRT, колонны наземного метро стоят без дела. Кто-то из жителей в шутку предлагал оставить их в виде памятника, чтобы жители и гости столицы могли смотреть на них из окон автобусов.