1. Главная
  2. Почитай

Трехлетнего ребенка в садике учат мыть пол. Казахский ученый о жизни в Японии

Трехлетнего ребенка в садике учат мыть пол. Казахский ученый о жизни в Японии Трехлетнего ребенка в садике учат мыть пол. Казахский ученый о жизни в Японии

Азамат Ешмухаметов уже пять лет находится в Японии. Сначала он получил там степень магистра по стипендии "Болашак". А после этого он вновь поехал в Японию, но уже от казахстанского Satbayev University, чтобы стать доктором в сфере робототехники. Корреспонденты Tengrinews.kz встретились с Ешмухаметовым и, помимо его удивительных разработок, поговорили с ним о том, как ему живется в Японии.

Этот материал стал возможен благодаря прямому авиарейсу компании SCAT и компании "Қазақ-Жапон медиа орталығы".

Об Азамате в казахстанских СМИ уже рассказывали. В 2016 году нашу страну облетела новость, что молодой изобретатель, казах, обучаясь в Японии, сконструировал робота-альпиниста, который может мыть окна высотных зданий.

И вот почти четыре года спустя мы встречаемся с Азаматом в центре Токио, и он нам рассказывает уже о своих новых проектах.

"Тема моей разработки - роботы с гибкой структурой, это роботы нового поколения, которые могут работать в тесных помещениях и иметь очень высокую степень свободы", - говорит Азамат Ешмухаметов.

Он учится в Токийском университете. В этом году планирует получить степень PhD и вернуться в Алматы, чтобы внедрить новые разработки на родине и вместе с другими талантливыми учеными готовить первоклассных специалистов уже в Казахстане.

"На данный момент я разрабатываю роботов для агропромышленности, чтобы они собирали разные типы культур, такие, как, например, помидоры и огурцы. Сейчас мы только на стадии разработки, но через пару лет планируем закончить этот проект и ввести в серийное производство", - рассказывает молодой ученый.

На видео снизу как раз прототип робота по сбору помидоров черри, который сконструировал Азамат.

За пять лет проживания в Японии молодой ученый успел очароваться этой далекой страной, но вместе с тем этого времени ему хватило, чтобы понять некоторые местные нюансы и особенности, к которым не сразу привыкнут жители Казахстана.

"Моему старшему сыну почти три года. Мы водим его в японский детский сад. И я увидел, что все они уже в садике начинают делать уборку. Берут ведерко, каждый свою тряпку и начинают чистить, убирать, моют полы. И никто из родителей не жалуется", - не без улыбки рассказывает Азамат.

Он признался, что, когда первый раз увидел своего малыша, которому еще не было и трех, с тряпкой в руках, немного испугался: а справится ли мальчик.

"Сначала, когда я увидел, я был вообще в шоке, а сможет ли мой сын сделать это, как другие дети. А потом, в принципе, я понял, что это нормальное явление, я даже был рад, что мой сын в таком раннем возрасте был вовлечен в труд, что он уже самостоятельно может убирать в классе, а в будущем сможет сделать уборку и в доме. Отношение у меня было только позитивное, думаю, это полезно", - рассуждает Ешмухаметов.

"Кстати, и в школах у них нет техничек - такого не бывает, все полы моют сами дети. Ведь у них, когда вы заходите в школу, там есть специальное большое помещение, там школьники оставляют уличную обувь и надевают вабаки, это что-то вроде домашних тапочек", - отмечает он.

Сам Азамат, помимо учебы, научной работы, еще и преподает японским студентам. И вот именно в образовательном процессе он заметил много необычных моментов, которые его в очередной раз убедили, что, в принципе, в Казахстане с образованием не так все и плохо.

"У нашей молодежи в Казахстане, по сравнению с Японией, потенциал очень высокий, и это меня радует. Потому что у наших не только потенциал, у наших еще есть и стремление.

К тому же сейчас в Казахстане много что изменилось, есть 3D-принтинг, есть специальные платформы, лаборатории, где разрабатывают разные детали. Исходя из этого мы можем развивать робототехнику и в целом промышленность. Вот многие задаются вопросом, есть ли будущее у робототехники в Казахстане? Я скажу, да, есть", - уверенно заявляет Азамат.

"А что, у японской молодежи нет стремления?" - недоуменно поинтересовались мы.

"Да, у молодежи Японии в принципе стремления нет. Ведь у них уже практически все есть. Им уже особо стремиться не к чему, и студентов с потенциалом у них мало", - говорит наш собеседник.

"Например, когда я преподавал в Казахстане, там было очень интересно. Там сами студенты приходили ко мне со своими проектами. Хотя здесь, в Японии, у студентов условия намного лучше, инфраструктура здесь есть, и все финансируется. А наши казахстанские студенты, не имея никакой инфраструктуры и финансирования, создавали все эти вещи из своего бюджета", - отмечает Азамат.

Есть и другие отличия.

"У нас ведь как в Казахстане принято, если ты студент, то ты должен посещать все лекции и потом сдать все тесты, рефераты, семестровки. А в Японии принято так: если студент не опаздывает, посещает все лекции, его просто не валят, ему ставят зачет.

Получается, в каком-то плане для японцев университет - это место, где подготавливают студентов к будущей работе. То есть дисциплина важнее, чем знания, так они учатся и развиваются", - рассказывает молодой ученый.

Вообще, общение с молодежью дало ему возможность понять, как в принципе устроен рабочий процесс в японских компаниях.

"У японцев очень развита командная работа. Если, например, возьмем одного японца и одного казахстанца, то наш казахстанец будет на голову выше японца, потому что у нас школьное образование разностороннее.

Но если взять десять японцев и десять казахстанцев, японцы на десять голов будут выше наших людей. Когда японцы работают в команде, они очень хорошо дополняют друг друга, где-то один восполняет пробелы второго.

Например, над одним проектом работают десять человек. При этом работают они как один механизм, без сбоев. И я заметил, что они сами уже сразу выбирают себе лидера и начинают ему подчиняться. У нас же в Казахстане никто не хочет подчиняться. Такого командного духа, как в Японии, в Казахстане, к сожалению, нет", - отмечает наш собеседник.

У Азамата двое детей. Один из них родился, когда они с супругой приехали в Японию.

"Я заметил один момент, в роддомах у них очень много медсестер. Один врач и примерно 10-15 медсестер вокруг него ходят. Врач успевает все, он может в день принять сотню человек.

При этом я заметил, что у них врач вообще не держит ручку и вообще ничего не пишет. К нему подходят, он осматривает и говорит свой вердикт. А медсестры вокруг него делают все остальное. Поэтому у них процесс очень быстрый.

Например, мы записались в клинику, пришли, а там очередь человек 20-30, но в течение получаса эта очередь проходит, всех проверяют достаточно быстро, у них эта система очень хорошо отработана.

И я вам не скажу, что наши врачи в Казахстане в чем-то уступают по знаниям японским. Наши врачи нисколько не уступают. Я думаю, здесь проблема в менеджменте. Ведь у нас один врач работает самостоятельно, сам все пишет, и это отнимает у него очень много времени", - рассуждает Азамат.

Для Ешмухаметова и его супруги стали большим сюрпризом социальные выплаты, которые правительство Японии делает всем детям, даже тем, кто находится в их стране временно.

"За каждого ребенка они дают 15 000 иен (1 иена - 3,5 тенге), даже если ребенок иностранец, даже если он родился в другой стране, но сейчас является временным резидентом в Японии. Такая социальная выплата - 15 000 иен в месяц - выплачивается детям до трех лет, а если вашему ребенку от трех до 16 лет, то выплачивают 10 000 иен в месяц", - рассказывает Азамат.

Недавно мы рассказывали о наших впечатлениях от японских туалетов. Чистота уборных в Японии в свое время впечатлила и нашего собеседника. Впечатлила настолько, что он решил сконструировать специального робота.

"А вот туалеты здесь шикарные, куда ни иди - чистый туалет, прекрасный туалет, мне очень нравится.

Сейчас один из моих проектов - разработать робота, который будет убирать или чистить туалеты, я думаю, это будет очень актуально и для Казахстана. В настоящий момент мы делаем первоначальные разработки, думаю, через пару лет мы закончим этот проект", - говорит наш собеседник.

Но даже несмотря на большое количество плюсов, Азамат Ешмухаметов после обучения хочет вернуться в Казахстан.

"Япония - это страна для краткосрочных дел, здесь максимум можно находиться лет пять. Дело в том, что это закрытая страна, весьма консервативная, здесь общество очень сложно воспринимает новых людей.

И как бы я хорошо ни знал японский, я все равно для них буду чужеземцем, на их языке это называется гайдзин, здесь я всегда буду гайдзином", - вынужден признать Азамат.

Но пока он продолжает отдавать всего себя робототехнике и все время посвящает улучшению своего проекта - робота для сборки овощей.

И с каждым разом его сборщик помидоров становится все быстрее и точнее.

Кстати, предыдущее его изобретение - робот-альпинист для мытья окон высотных зданий - к сожалению, не нашел поддержки в Казахстане.

Может, все дело в том, что в Казахстане пока не так много высоток, как в Японии.

Надеемся, что с роботом-огородником все будет иначе. В конце концов грядок с помидорами и огурцами у нас в стране больше, чем небоскребов.

Текст: Ренат Ташкинбаев. Фото: Турар Казангапов©