Трудно быть папой: какие проблемы у отцов в Казахстане

Лилия Гайсина
Лилия Гайсина Корреспондент
viewings icon comments icon

ПОДЕЛИТЬСЯ

whatsapp button telegram button facebook button
Фото: пресс-служба акимата Астаны Фото: пресс-служба акимата Астаны

Мужчин в Казахстане все чаще можно увидеть с детьми на прогулках или игровых площадках – это создает впечатление, что институт отцовства в стране постепенно развивается. И действительно, положительные сдвиги есть. Однако одновременно с этим исследования фиксируют недостаточную вовлеченность в воспитание детей и чувство неудовлетворенности у самих мужчин. Стремясь стать осознанными отцами, они чаще всего используют привычные схемы: стараются быть сильными и все контролировать. Увы, для родительства этого бывает недостаточно. Накануне Дня отца, который в Казахстане отмечается каждое третье воскресенье июня, Tengrinews.kz поговорил с папами об их переживаниях и с экспертами – о том, как формируется культура отцовства и какие сложности есть в обществе.

whatsapp button telegram button facebook button
Иконка комментария блок соц сети

Мужчин в Казахстане все чаще можно увидеть с детьми на прогулках или игровых площадках – это создает впечатление, что институт отцовства в стране постепенно развивается. И действительно, положительные сдвиги есть. Однако одновременно с этим исследования фиксируют недостаточную вовлеченность в воспитание детей и чувство неудовлетворенности у самих мужчин. Стремясь стать осознанными отцами, они чаще всего используют привычные схемы: стараются быть сильными и все контролировать. Увы, для родительства этого бывает недостаточно. Накануне Дня отца, который в Казахстане отмечается каждое третье воскресенье июня, Tengrinews.kz поговорил с папами об их переживаниях и с экспертами – о том, как формируется культура отцовства и какие сложности есть в обществе.

Кто в Казахстане активный родитель?

"Меня очень радует, что в Казахстане появляется все больше молодых осознанных отцов. Они готовы к взрослой жизни, берут на себя и материальную и моральную ответственность. Семья воспринимается как некий проект в жизни человека, к которому нужно относиться со всей серьезностью", – говорит Максутбек Айтмаганбет, председатель республиканского общественного объединения "Союз отцов".

Эта организация уже 13 лет занимается развитием института отцовства в республике. Несколько лет назад именно они инициировали День отца в Казахстане. Теперь в этот праздник по всему Казахстану проводятся разные яркие и шумные мероприятия, где папы вместе с детьми участвуют в конкурсах и эстафетах, играют на площадках и едят мороженое.

В будние дни такие картины в Казахстане тоже не редкость. Мужчины действительно стали больше играть и разговаривать со своими детьми. Об этом говорят и данные UNICEF (ЮНИСЕФ, Детский фонд ООН).

Однако позитивная картина не полная. Наряду с историями об осознанных и вовлеченных отцах сохраняется и другая реальность. В Казахстане по-прежнему велико число мужчин, которые отказываются от ответственности после развода или не участвуют в жизни своих детей вовсе.

Например, в недавнем докладе, который был подготовлен для UNFPA (Фонд ООН в области народонаселения) в рамках инициативы Spotlight (она направлена на искоренение насилия в отношении женщин и большое внимание уделяет вопросу вовлечения мужчин в этот процесс), говорится, что уровень участия мужчин в воспитании детей все еще низкий:

"В большинстве казахстанских семей женщины часто выполняют обязанности по уходу за детьми. Отцы недостаточно вовлечены в воспитание и уход за несовершеннолетними", – отмечается в их отчете.

То, что активный родитель в Казахстане, – это прежде всего женщина, подтверждает и исследование, которое в прошлом году провело общественное объединение "Сенімен Болашақ".

"Больше 90 процентов респондентов среди родителей – это женщины, то есть матери. Учитывая, что участие в анкетировании было добровольным, мы можем сказать, что казахстанский активный родитель – это женщина", – сказала во время презентации исследования председательница "Сенімен Болашақ" Жансая Бердимурат.

Празднование Дня отца в Астане, 2024 год. Фото: пресс-служба акимата Астаны

Все дело в деньгах?

Указывая на самый большой недостаток института отцовства, председатель "Союза отцов" Максутбек Айтмаганбет напоминает, что в Казахстане очень актуальны вопросы алиментов:

"Что мне не нравится в институте отцовства в Казахстане, так это то, что есть мужчины, которые не заботятся о своих семьях и воспринимают развод с женой как развод с детьми".

Официальные данные подтверждают слова эксперта. Например, по информации Министерства юстиции, проблемные алименты в Казахстане увеличились за четыре года (с 2020-го по 2024-й) почти в два раза. И речь идет о миллиардах тенге.

Для многих казахстанцев такие показатели действительно являются индикатором того, что с развитием института отцовства что-то не так. Руководительница общественной организации Femagora Лейла Зулейха Махмудова видит в этом тревожный звонок:

"В Казахстане в последние годы часто обсуждается тема роли отцов - благодаря кампаниям вроде HeForShe, а также дискуссиям в социальных сетях и медиа. Говорят, что мужчины должны быть более заботливыми и вовлеченными родителями. Но при этом вопросы об отцовстве чаще всего сводятся к финансовой стороне – к выплатам алиментов, обеспечению детей и матери ребенка. То есть отцовство воспринимается прежде всего как обязанность обеспечивать, а эмоциональная вовлеченность обсуждается гораздо реже".

Махмудова уточняет, что отцовство тоже является частью системы маскулинности – того, как в обществе понимается мужественность. И в этом представлении она ассоциируется прежде всего с финансовым успехом: мужчина должен зарабатывать, делать это стабильно и постоянно увеличивать доход. А те, которые сталкиваются с какой-либо уязвимостью, в том числе с инвалидностью или телесными недугами, в публичное поле почти не попадают. И это очень важный момент.

Мужчины тоже страдают

Осознанное отцовство требует эмоциональной вовлеченности и способности признавать слабость - как свою, так и своих детей – то есть всего того, чему в культуре традиционной мужественности нет места. Возможно, именно внутренний конфликт между новым образом родителя и старыми социальными установками становится причиной психологического дискомфорта у мужчин.

Дело в том, что тот самый доклад Spotlight, который охватил страны Центральной Азии, показал, что уровень удовлетворенности жизнью у мужчин в Казахстане самый низкий в регионе – лишь 40 процентов мужчин заявили, что "высоко" или "полностью" удовлетворены своей жизнью. Для сравнения: в Таджикистане этот показатель составил 62 процента, а в Кыргызстане – 71.

Там же говорится, что 20 процентов мужчин в Казахстане сообщили о переживаниях депрессии "время от времени" в течение последнего года, а 33 процента – о переживаниях стресса.

"Эти показатели, вероятно, занижены, поскольку стигматизация психических расстройств и представления о "настоящей мужественности" зачастую мешают мужчинам открыто говорить о трудностях и обращаться за профессиональной помощью", – подчеркивают авторы доклада.

При этом Казахстан по многим показателям - наиболее комфортная страна для проживания во всем регионе. Республика относится к государствам с доходами выше среднего. И является лидером среди стран Центральной Азии по прогрессу в области гендерного равенства. А это означает в том числе и более справедливое распределение обязанностей по дому, которые включают в себя и уход за детьми. Но недовольство жизнью – еще один тревожный индикатор. Он может быть связан не только с экономическими факторами, но и с внутренним конфликтом: мужчины хотят быть вовлеченными отцами, но сталкиваются с системными и культурными барьерами.

"Когда мы говорим о мужчинах и в целом поднимаем тему отцовства, я не могу не вспомнить, что в правозащитных кругах Казахстана есть активистки с инвалидностью, которые отстаивают свое право на репродуктивное здоровье. Есть женщины с хроническими заболеваниями или разными медицинскими диагнозами, которые защищают свои права. Но нет понимания, что происходит с мужчинами из этих уязвимых групп", – подчеркивает Махмудова.

По ее словам, благодаря культурным представлениям о феминности (женственности), уязвимая женщина воспринимается в обществе терпимее.

"Мужчина же "не должен болеть, не должен быть уязвимым". Поэтому и сами мужчины, и их окружение не готовы воспринимать эту уязвимость. Да, кто-то может о нем временно позаботиться, но на институциональном уровне – через политику соцподдержки – это никак не закрепляется и не поощряется", – объясняет Махмудова.

"Мне даже в голову не пришло, что можно искать поддержку"

Что же происходит, когда мужчина сталкивается с отцовством в ситуации уязвимости? О своем опыте рассказывает Марат Садыков – отец особенного ребенка:

"Я за помощью никогда не обращался. Хотя нуждался. Когда родился Дамик, сначала было невыносимо тяжело. Как будто бетонная плита на плечах. Физически тяжело. Но мне даже в голову не пришло, что можно искать поддержку".

Супруга Марата с самого начала стала активной участницей чата матерей особенных детей, включилась в различные программы взаимопомощи и в итоге сама основала фонд поддержки детей с синдромом Дауна "Кун бала".

"Мне кажется, нас просто приучали все делать самостоятельно и не жаловаться. Например, даже если я хочу заплакать, не смогу. У меня внутри все разрывается, а на лице – ничего. Это вот такие установки. И с этим ничего не поделаешь", – объясняет Садыков.

Он до сих пор не знает, какие существуют программы поддержки отцов особенных детей в Казахстане. Даже в их фонд за помощью чаще обращаются мамы:

"Однажды меня попросила одна женщина, чтобы я пообщался с ее мужем. У них только родился ребенок с особенностями, и она хотела, чтобы я поделился своим опытом. Я, конечно, согласился. Но ее муж так и не вышел со мной на контакт".

Сейчас Марат не отказался бы от поддержки: опыт отцовства помог избавиться от многих стереотипов и ненужных страхов:

"С рождением Дамика все изменилось, когда твоему девятимесячному ребенку делают операцию на открытом сердце, и врач говорит, что 50 на 50, и ты смотришь на него и думаешь, что, может быть, это в последний раз, ты по-другому начинаешь смотреть на жизнь. Теперь мне все остальное кажется мелочью. Я вообще благодарен, что у меня есть Дамик. С такими детьми учишься видеть главное".

Фото: пресс-служба акимата Астаны

Что с казахстанскими папами будет дальше?

Максутбек Айтмаганбет верит, что институт отцовства в Казахстане все же будет меняться в лучшую сторону. Как и во всем мире.

"Отцы будут больше участвовать в жизни детей, будут ближе к ним, – надеется он. – Это общий тренд".

"Мы это видим даже на примере книг – раньше литературы по отцовству было мало, сейчас каждый год выходит по 5-6 книг, связанных с отцовством. Плюс, идея осознанного родительства культивируется в бизнесе, – продолжает спикер. – Считается, что если ты успешный бизнесмен, то важно иметь семью и находить баланс между работой и домом. Это залог успеха. У нас стало больше фильмов о семье, много говорят об этом, ставят спектакли. В школах создаются советы отцов".

Марат Садыков согласен с тем, что в будущем ситуация изменится:

"Думаю, лет через пять появятся программы помощи отцам. Пацаны, которым сейчас по 18-19 лет – они совсем другие. Они более открытые, более ранимые. И когда они столкнутся с такими трудностями, то будут что-то создавать и поддерживать друг друга".

Но не до конца уверен, изменилась бы ситуация кардинально, если бы в Казахстане такие программы помощи отцам особенных детей были бы уже сейчас:

"Мужчины часто уходят из семей если с их ребенком что-то не так. Особенно если это первый ребенок. И причина в том, что у нас в обществе есть патриархальные шаблоны: если родился ребенок с инвалидностью – виновата женщина: она родила негодного потомка, и давайте мы ее прогоним. Это подходы средневековые, но они все еще есть. И нужно на уровне школы просвещать, объяснять, как это происходит, с чем связано. Это огромная работа".

О том, что мужчины в Казахстане становится заложниками гендерных стереотипов говорит и Лейла Зулейха Махмудова:

"Насколько общество в Казахстане готово признать и принять отцовство если мужчина, например, не может быть основным кормильцем? Если у него нет ни физического превосходства, ни устойчивого финансового положения, ни других признаков, ассоциируемых с "традиционной мужественностью"? Насколько он сам может принять себя в уязвимом положении?"

Она полагает, что в обществе Казахстана мало пространства для признания уязвимости мужчин, эта тема остается на периферии социального внимания и ее не осмысляют всерьез. И это пространство, на которое следует обратить внимание активистам и исследователям.

Ведь пока этого не случится, скорее всего, ко Дню отцов в Казахстане, кроме ярких фоторепортажей с красивых праздников, журналисты будут снова и снова поднимать проблемы актуальные для института отцовства. Судя по всему, путь к осознанному родительству невозможен без пересмотра устаревших моделей маскулинности. Мужчины не должны доказывать свою ценность только через силу, заработок и контроль. Быть отцом – значит быть рядом, даже когда тебе плохо и страшно. Мамы это очень хорошо знают.

Напомним, День отца стали отмечать в Казахстане с 2023 года – в третье воскресенье июня. А также в стране был утвержден День матери, который празднуется во второе воскресенье мая.

Читайте также:

"Материнство – это не конкурс на самый красивый Instagram". Кто такие "бежевые мамы" и что о них говорят

"Она принесла ребенка в одном одеяльце и пропала". Дом для тех, от кого отказались родные
 

Tengrinews
Читайте также
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriLife мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriAuto мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню
Открыть TengriNews Открыть TengriLife Открыть TengriSport Открыть TengriAuto Открыть TengriTravel Открыть TengriEdu Открыть TengriGuide

Курс валют

 533.33  course up  619.98  course up  6.8  course up

 

Погода

location-current
Алматы
А
Алматы 33
Астана 20
Актау 30
Актобе 22
Атырау 29
Б
Балхаш 26
Ж
Жезказган 23
К
Караганда 15
Кокшетау 17
Костанай 34
Кызылорда 20
П
Павлодар 16
Петропавловск 31
С
Семей 36
Т
Талдыкорган 36
Тараз 38
Туркестан 22
У
Уральск 32
Усть-Каменогорск 37
Ш
Шымкент 30

 

Редакция Реклама
Социальные сети
Иконка Instagram footer Иконка Telegram footer Иконка Vkontakte footer Иконка Facebook footer Иконка Twitter footer Иконка Youtube footer Иконка TikTok footer Иконка WhatsApp footer