1. Главная
  2. Почитай
Реклама
Реклама

Цифровые двойники и доступ к зрению другого человека. Футуролог о технологиях будущего

Интересная и полезная статья ✅ Цифровые двойники и доступ к зрению другого человека. Футуролог о технологиях будущего ⚡ Читайте онлайн публикации на актуальные темы на интернет-портале Tengrinews.kz.

Каким в будущем станет малый, средний и большой бизнес? Почему мы будем больше покупать в интернете, но при этом развлекаться офлайн? Что и сколько мы будем есть в будущем? Ответы на эти вопросы знает российский футуролог, технологический инвестор Кирилл Игнатьев.

"Футурология находится на противоположной стороне от откровенной фантастики. Фантастика - это творчество. Футурология - это наука, изучающая тренды и изменения во всех сферах жизни, анализирующая, как внедряются изобретения, удешевляются продукты и технологии и как к этому адаптируется человек", - начинает рассказ о больших и малых трендах будущего российский эксперт.

Реклама
Реклама

Тренд № 1. Возвращение производств в города

Сегодня производство возвращается в средние и большие города. В 1990-х промышленность уходила оттуда, а сегодня в гораздо более мелких размерах возвращается. Будет развиваться "распределенное кастомизированное производство": малые промышленные ячейки с использованием новой техники производят что-либо индивидуальное. Товар заказывается по интернету, но клиент получает изделие с индивидуальным дизайном или покраской.

 
Фото: ageyenko.ua

Это станет возможным благодаря развитию 3D-печати и композитных производств, которые за счет снижения себестоимости оборудования сильно подешевели. Если свойства металла, бетона, дерева, кирпича,  стекла,  пластика нам известны, то композитные материалы могут менять свои свойства, человек может их программировать. Композиты будут дешеветь и вскоре приблизятся к ценам привычных нам материалов. Для композитного производства сегодня достаточно оборудования за 70-85 тысяч евро. 15 лет назад инвестировать надо было миллионы евро.

Средний бизнес будущего будет больше ориентирован на производство унифицированных моделей. Спрос на них будет высоким, так как развиваются аренда и совместное пользование. Уже сейчас это видно на примере каршеринга, когда машину можно взять в кратковременную аренду. В будущем мы будем совместно пользоваться гораздо более простыми продуктами. Шеринг позволяет нам получить доступ к товарам, купить которые нам на самом деле дорого. Ожидается бум в области шеринга праздничной одежды, дорогих ювелирных украшений, снегоходов, квадроциклов и прочих вещей, которые нам нужны не каждый день. Разумно не платить за них огромные деньги, а взять в аренду с доставкой к дому или месту путешествия. Жилье тоже будем с каждым годом больше арендовать, чем покупать.

Растущий рынок совместного пользования и аренды потребует очень унифицированных продуктов, потому что продукт для аренды - это не то же самое, что продукт для продажи. Он должен нравиться всем, быть надежным, не ломаться.


Фото ©REUTERS

Большой бизнес в большой степени  уйдет в платформенное производство. Очень скоро автомобильные концерны начнут выпускать платформы для кастомизации силами малого бизнеса, будет процветать то, что мы сегодня называем тюнингом. На сегодня тюнинг - развлечение для богатых, но к 2030 году он будет дешеветь вместе с технологиями производства материалов.

Сегодня мы можем купить индивидуальный чехол для смартфона, в будущем нам будет доступен очень большой уровень кастомизации авто и других товаров - абсолютно всего вокруг. Как пример, будет выбор не из восьми конфигураций автомобиля в восьми цветах, а из сотен. Эти сотни будут производиться малым бизнесом на базе тех платформ, которые им поставляет большой бизнес. Этот рынок появится в ближайшие 5-15 лет.

У этого тренда есть еще несколько последствий.

Сейчас мы мыслим отраслями: существуют мебельные фабрики, обувные фабрики и так далее. А в будущем будет мышление технологиями. То есть на одной мануфактуре утром можно будет произвести мебель, в обед - корпус для видеокамер, а вечером - корпус для чемоданов. Таким образом, производства будут перестраиваться одним кликом на компьютере и делать ровно то, что сейчас нужно рынку. В будущем появятся сервисы кастомизированного продукта, чтобы можно было создать под себя и одежду, и обувь, и многое другие.

Также сейчас происходит цифровизация управления. Уже сегодня есть производства, где нет должностей мастера или начальника цеха. Есть только директор и рабочие. Рабочие получают все операции на день в технологических картах на планшетах: там написано, что конкретно они должны сделать. Написано очень подробно: возьми здесь, положи там, нажми на такие кнопки - даже на участках ручного труда.

Тренд № 2. Индивидуальный осмотр и выбор товаров в интернете

Сегодня в интернете россияне покупают около 12 процентов товаров, а в самых развитых странах - США, Швейцарии - продажи онлайн не превышают 20 процентов. Почему так? Вживую мы можем индивидуально осмотреть товар и выбрать конкретно его - мы покупаем не просто пакет молока, а конкретный пакет молока с конкретным сроком годности. При выборе продуктов питания и одежды мы больше доверяем себе, чем интернету.

 


Кадр из фильма "Назад в будущее"

В ближайшие пять лет появятся приложения индивидуального осмотра, выбора  и покупки конкретного товара в интернете. Таким образом будет преодолен важнейший психологический барьер. Спустя 15 лет после нас наши пожилые родители освоили смартфоны. Также со временем все больше людей начнут пользоваться электронной коммерцией, получая продукты и товары на дом.

Росту доверия способствуют новые технологии - простые и бесплатные для пользователей. Несколько лет назад 3D-скан человека стоил 15 тысяч долларов, из-за дороговизны технология "не взлетела". А сегодня существует бесплатная технология, позволяющая на смартфон снять самого себя и после обработки изображения получить достаточно точную, до 80 процентов от 3D-сканирования человеческой фигуры, модель своей фигуры. Это значит, что можно покупать в интернете не просто одежду на размеры S, М, L, XL, а точно подходящую нам.

Иллюстративное фото: obyektiv.press

Когда объем интернет-торговли вырастет до 35-40 процентов, то в офлайн-мире произойдут большие изменения. Торговые центры и торговые помещения будут менее востребованы. Они останутся, но будут больше развлекательными и выставочными.

Также вырастет спрос на самореализацию. Если мы сегодня готовы ходить на лекции, то наши дети еще более склонны самообучаться - они точно знают, какие знания им нужны. Поэтому будет развиваться инфраструктура самореализации. Из-за увеличивающейся цифровизации экономики  в принципе будет больше самозанятых. А там, где время работы останется фиксированным, сократится время работы - появится третий выходной. Скорее всего, мы будем отдыхать с пятницы по воскресенье. А освободившееся время как раз и будет тратиться на обучение и развлечения. Поэтому event-направление как бизнес будет только расти.

Интересно, что развитие интернета сильно способствует развитию интереса к культуре. Общемировой тренд таков, что с появлением соцсетей и новых коммуникаций появились очереди в музеи, люди снова пошли в кино, люди снова захотели общаться офлайн. За счет укрепления социальных связей и прямого доступа к экспертам растет интерес к культуре в целом и национальной культуре в частности.

Тренд № 3. Увеличение скорости передвижения

Мы сможем более мобильно перемещаться, как между городами, так и внутри городов. Для больших расстояний это будет авиакосмический транспорт - реинкарнация Concorde или Ту-144. А для маленьких расстояний - беспилотный транспорт. Беспилотные авто позволят передвигаться гораздо быстрее там, где мы тормозим. Когда мир будет достаточным прозрачным, когда можно будет увидеть не только каждого человека, но и каждую кошку и собаку, то беспилотник станет надежным в понимании человека. Человек начнет доверять беспилотнику.

Иллюстративное фото: vchasnoua.com

Это произойдет в перспективе 7-15 лет. Примерно за такой же срок технология подешевеет - так же, как подешевели смартфоны сегодня. И скорость вырастет. Потому что торможения и ограничения скорости в 60 километров в час - это человеческий фактор, ограничение против нас самих, против наших ошибок. Понятно, что в значительной части транспорт будет электрическим.

Но я не верю, что электротранспорт будет очень надолго. Футурологи пророчат ему 30-40 лет, а потом в перспективе появится новая энергооснова. И человек поймет, что электричество - это дорого. Но пока рынок только переходит на электродвигатели, которые постепенно дешевеют и из категории Tesla выходят в категорию массовых машин. Китай объявил, что к 2030 году прекратит выпускать бензин и бензиновые машины.

Тренд № 4. Снижение калорийности продуктов

Очень интересные вещи будут происходить с продуктами. Калорийность продуктов будет снижаться. И это окажет прямое влияние на наше с вами долголетие. Также будет идти поиск альтернатив и замещение сахара и соли, которые напрямую сказываются на продолжительности жизни.


Кадр из мультфильма "Облачно, возможны осадки в виде фрикаделек"

Также будет происходить персонализация еды. В целом в области фуднета, продуктов питания предстоят очень большие прорывы. В будущем много продуктов будет выращиваться в городах, экофермы вполне смогут занять пустующие цеха больших заводов. Уже сегодня можно сдать анализы и получить описание своего генома. В будущем вы будете получать продукты, которые сконструированы и выращены индивидуально для вашего организма.

Тренд № 5. Моментальный устный перевод

В путешествии за границей путешественники смогут в устном разговоре с помощью того или иного гаджета моментально понимать местных жителей. Какой именно гаджет "выиграет", сказать трудно. Но, скорее всего, это будут наушники, за счет удобства. Таким образом, мы сможем в бытовой речи моментально на хорошем уровне понимать людей разных национальностей.


Кадр из фильма "Звездные войны"

Также активно развиваются голосовые интерфейсы. И пока по большей части с "Алисой" голосом общаются наши дети, то скоро мы будем отдавать очень много команд своим гаджетам. Заметьте: все сначала приходит в виде игры, развлечения для детей и геймеров, а потом - в реальной технологии. Например, так было с дронами: сначала ими играли дети, сейчас - применяют в работе военные и геодезисты.

Тренд № 6. Онлайн-мониторинг здоровья

Скоро нам будут не нужны поликлиники. Часть их функций будет отдана в больницы, часть будет выполняться, причем лучше - чипами.

Все люди, в том числе пожилые, смогут постоянно иметь мониторинг состояния своего здоровья. Возможно, мониторинг-патронаж будет проводиться таблеткой с чипом, которую надо проглотить. И чип сможет выполнять сканирование организма не хуже, чем рентген, МРТ и анализ крови. Таким образом, пациенты раньше будут узнавать об опасной болезни и раньше начинать бороться  с ней. Ежедневный мониторинг здоровья станет колоссальным прорывом.


Кадр из фильма "Аватар"

Для мониторинга нашего здоровья будут использоваться цифровые двойники. Их же будут применять в краш-тестах. Цифровые двойники появятся у всего живого и неживого в мире.

***

 

Трендов, которые будут популярны в будущем, много. Например:

- Экологический. Мы станем больше беречь природу;

- Генная инженерия. Это в том числе научный путь: победить рак и другие заболевания, связанные с мутацией генов;

- Квантовые вычисления - будет достигнута колоссальная скорость вычислений;

- Удешевление чипов - они, например, будут использоваться при ремонте помещений: краска, залитая в чипы, позволит окрашенной стене менять цвет;

- Доступ к зрению другого человека с его согласия;
- Развитие кибербезопасности как бизнеса - с ростом технологий человек будет стремиться защитить тайну личной жизни;

Иллюстративное фото: avtograf22.ru


- Обучаемый искусственный интеллект;

- Развитие финтеха - моментальные финансовые действия будут повсюду во всех сферах;

- Развитие промдизайна - и это больше про удобство вещей, чем про красоту;

- Развитие и удешевление солнечных батарей - они будут не только на крыше, но и в прозрачном стекле. Эта технология уже существует, но пока что она очень дорогостоящая;

- Обратная продажа электроэнергии в сеть - мы в своих домах сможем получать микродоход.

А уже сейчас можно наблюдать конвергенцию онлайна и офлайна в торговле: интернет-магазины рекламируют себя в традиционных точках продаж...

Записала Ольга Пастухова