Подписывайтесь на канал Tengrinews.kz в WhatsApp
30 октября 2021 09:13

"В оператора оружие не направляем" - как снимают выстрелы в Казахстане

Святослав Антонов Корреспондент

ПОДЕЛИТЬСЯ

Казахстанские пиротехники и каскадеры рассказали, как в нашем кино снимают сцены с выстрелами и какое оружие при этом используют, передает корреспондент Tengrinews.kz.


Казахстанские пиротехники и каскадеры рассказали, как в нашем кино снимают сцены с выстрелами и какое оружие при этом используют, передает корреспондент Tengrinews.kz.

22 октября на съемках картины "Ржавчина" в США произошел трагический инцидент. Знаменитый актер Алек Болдуин выстрелил из пистолета в оператора и режиссера фильма. Патроны в оружии оказались не холостыми, а боевыми, и в результате оператор картины погибла. В связи с этим инцидентом мы пообщались с казахстанскими профессионалами сферы кино, чтобы узнать, как снимаются подобные сцены.

Самый большой опыт работы с оружием в казахстанском кино и постановок сцен с выстрелами есть у специалистов киностудии "Казахфильм". За долгие годы в арсенале студии скопилось множество образцов исторического и относительно современного оружия, такого как винтовки Мосина, автоматы ППШ, револьверы "Наган", пистолеты "Кольт" и даже трофейные немецкий пистолет Люгера и пулемет MG 42. Большинство из них – это реальное боевое оружие, которое было охолощено, то есть в его конструкцию внесли изменения, которые не позволяют стрелять боевым боеприпасом.

Фото ©Tengrinews.kz/Святослав Антонов

Большое количество оружия после войны хранилось на военных складах близ Алматы, и когда в 60-70-е годы на "Казахфильме" снимали военные сцены, специалисты выезжали на эти склады и им выдавали оружие, которое они затем охолащивали.

"В ходе охолащивания специалисты рассверливали ствол, вставляли специальные перегородки, чтобы в него даже нельзя было зарядить боевой патрон. Более современные образцы, такие как АК-47, уже на заводе изготовляли под холостой патрон. Все наше оружие находится на учете в МВД, и полиция периодически проводит проверки оружейной комнаты. Оружие на съемки выдается только после получения разрешения из МВД на его перевозку и при обязательном присутствии на площадке нашего специалиста по оружию и пиротехнике", - рассказал руководитель службы безопасности киностудии Ильяс Саймасаев.

Чтобы добиться эффекта выстрела, на съемках специалисты "Казахфильма" используют специальные холостые патроны с небольшим зарядом пороха. Когда нужно снимать сцены с историческим оружием – винтовками и ружьями, их наполняют дымным порохом, который при выстреле дает дым и искры. Стрельба более современным автоматическим оружием не так ярко заметна на экране, зато затвор пистолетов и автоматов дает реалистичную отдачу, и из них вылетает гильза.

В зависимости от задачи режиссера в некоторых случаях оружейник-пиротехник студии готовит заряд самостоятельно, а иногда используют заводские холостые патроны.

Фото ©Tengrinews.kz/Святослав Антонов

Для съемок фильмов в антураже Казахского ханства самодельные фитильные ружья – карамультуки - изготовляли специально, практически по тем же технологиям, как и настоящие ружья XIX века.

"У нас сейчас не так много образцов более современного вооружения. К примеру, нет пистолетов Glock. МВД периодически проводит рейды по изъятию у населения газовых пистолетов. Мы хотим подать заявку, чтобы нам предоставили для съемок несколько образцов", - отметил Ильяс Саймасаев.

Профессиональный пиротехник Олжас Рахманов рассказал, что перед съемками все оружие тщательно проверяется и чистится специалистом студии. Специалист по оружию перед съемками проводит обязательный инструктаж со всеми актерами и каскадерами, которые задействованы в сценах со стрельбой. Вначале им объясняют, как держать оружие и что не нужно постоянно держать палец на спусковом крючке. По словам пиротехника студии, это наиболее частая ошибка.

 Пиротехник Олжас Рахманов. Фото ©Tengrinews.kz/Святослав Антонов

"Люди быстро привыкают к оружию и начинают держать его как попало. Если мы видим на съемках, что многие держат палец на крючке, то можем даже прервать сцену, чтобы объяснить, что так делать не нужно. Даже если оружие не заряжено, оно может представлять опасность. Перед съемками проводим с актерами пристрелку, чтобы они более уверенно чувствовали оружие в руке и понимали, как с ним обращаться. Холостое оружие не имеет такой сильной отдачи, но актерам нужно это отыграть, а для этого сначала нужно попробовать выстрелить. Если в картине много экшен-сцен, то советуем режиссеру отправить актеров на занятия с профессиональным инструктором", - рассказал реквизитор по игровому оружию и пиротехнике Олжас Рахманов.

Перед съемками сцен с выстрелами оружейник самостоятельно заряжает холостые патроны и передает оружие актерам, предупреждая, что оно заряжено. После выстрелов оружие сразу забирают и готовят к следующей сцене или чистят.

Пиротехник рассказал, что на съемках актеры никогда не стреляют в направлении, где стоят их партнеры по площадке или оператор. Выстрел всегда производится чуть в сторону, а затем с помощью работы оператора и монтажа кадры совмещаются со сценами попадания. Пиротехник и постановщик трюков тщательно следят за тем, чтобы оружие не направлялось на людей, так как даже холостой патрон из-за вылетающего пороха и частиц может быть потенциально опасным на близком расстоянии.

Фото ©Tengrinews.kz/Святослав Антонов

При съемках выстрелов также соблюдают дополнительные меры безопасности. Актеры вставляют беруши, а операторы и съемочная команда используют наушники и надевают очки, если в сцене пуля попадает во что-то твердое.

"В кино используют особые хитрости, чтобы создать эффект того, что стрелявший находился на прямой линии с тем, в кого он стрелял. Когда нужно снимать сцены с близкого расстояния, к примеру, если герой приставляет оружие к чьему-то виску или стреляет с близкого расстояния, мы не используем оружие, которое стреляет. Обычно в таких случаях снимают специальные макеты, у которых двигается затвор, но они выпускают только воздух", - добавил реквизитор по игровому оружию.

Фото ©Tengrinews.kz/Святослав Антонов

В истории "Казахфильма" случались и трагические инциденты, связанные со съемками боевых сцен и применением пиротехники. Об одном из таких рассказал ветеран студии, директор многих знаковых картин Олжабай Мусабеков. В 1975 году на берегу реки Жайык (Урал) проходили съемки фильма про Гражданскую войну "Степные раскаты" известного режиссера Мажита Бегалина. Снималась сцена высадки белогвардейцев на берег под обстрелом артиллерии. Вдоль берега заложили заряды взрывчатки, соединенные проводом и подключенные к аккумулятору.

"Пиротехники заложили заряды и подключили один провод к аккумулятору. До начала съемок цепь не должны были замыкать. На площадке у нас работал шустрый парень - бутафор. Он расставлял флажки там, где были заложены заряды, и заодно в ходе репетиций показывал актерам, где будут взрывы. Когда подбежал к одному из них, раздался взрыв, и его подбросило на два метра. Парень, конечно, погиб. Выяснилось, что пиротехник в это время, подключая провода, уронил один из них на землю, и цепь замкнуло. После этого было большое расследование", - вспоминает Олжабай Мусабеков.

Олжас Рахманов рассказал, что для создания эффекта попадания пули в человека или предмет применяют практические спецэффекты. На тело актера надевают жилет со специально подготовленными зарядами с кровью, и по команде он должен нажать на кнопку, чтобы они сдетонировали. К таким сценам, по словам пиротехника, часто подключают каскадеров, так как они более опытны в обращении с таким оборудованием и не забудут в нужный момент активировать заряд, одновременно отыгрывая попадание.

Фото ©Tengrinews.kz/Святослав Антонов

Для эффекта попадания в стены или стекло также ставятся небольшие заряды. Олжас отмечает, что даже взрыв простой бутылки – это довольно сложная задача, так как необходимо обеспечить безопасность. К примеру, на площадке используют каленое стекло, чтобы мелкие осколки не разлетались на большое расстояние.

Несмотря на все меры безопасности, иногда на съемках экшен-сцен происходят непредвиденные инциденты. Во многом это зависит от квалификации пиротехников и оружейников, присутствующих на площадке. В казахстанском кино также происходили опасные ситуации.

"На нашей студии таких инцидентов не было, но пару лет назад на съемках одной из картин в Казахстане актеру попали в лоб из пейнтбольного ружья. Просто чудом пуля попала не в глаз. Причем стрелял оружейник, он расслабился и решил показать свою крутость. Этот инцидент чуть не закончился трагически, но даже при том, что никто серьезно не пострадал, съемки прервали, а каждый день простоя стоит больших денег", - рассказал руководитель службы безопасности "Казахфильма" Ильяс Саймасаев.

Фото ©Tengrinews.kz/Святослав Антонов

На "Казахфильме" также иногда применяют пейнтбольное оружие, чтобы имитировать попадания, но для таких сцен чаще всего приглашают опытных каскадеров, которые точно знают, куда нужно стрелять, и действуют по отработанной схеме.

По словам специалиста-оружейника, опасная ситуация на площадке также может возникнуть, если оружие упало на землю. Такое иногда происходит во время съемок массовых сцен, когда задействовано большое количество актеров и каскадеров с оружием. В таких случаях постановщик не может сразу остановить сцену, но после ее окончания аккуратно подбирает оружие и прочищает его.

"Если на площадке присутствует оружейник или постановщик трюков, то они никогда не позволят, чтобы актер специально кидал оружие или оно выпадало у него из рук. Если по сценарию нужно снять такую сцену, то мы подкладываем специальные маты, чтобы оружие упало мягко. Когда снимаются сцены, где нужно вооружить более 10 человек, то постановщик заранее указывает каждому участнику сцены траекторию движения и выстрелов, чтобы никто не направлял оружие в человека", - рассказал Олжас Рахманов.

Фото ©Tengrinews.kz/Святослав Антонов

Во время съемок с оружием происходят курьезные моменты и ляпы, часто по вине актеров. По словам оружейника, первое, что показывают на съемках – как ставить и снимать предохранитель, но тем не менее многие дубли срываются из-за того, что актер при съемке забывает снять оружие с предохранителя, и выстрела не происходит.

"Зрители, которые разбираются в оружии, часто замечают в современных фильмах ляпы по сравнению с кино 80-90-х. К примеру, иногда снимают крупным планом ствол оружия, берут газовые пистолеты, а в них сразу заметно, что ствол другой. Современное холостое оружие также иногда выглядит не совсем точно по сравнению с настоящим. В этом случае применяем оружие-дублер. Когда нужно снять крупный план, используют другие образцы, которые сделаны в точности как боевые, но из них не стреляют", - рассказал реквизитор по игровому оружию.

Фото из архива каскадеров "Лидер"

Каскадерам чаще других людей на съемках фильмов приходится сталкиваться с боевыми сценами, стрельбой и взрывами. Руководитель группы каскадеров "Лидер" Александр Терехов рассказал, что каскадеров часто зовут на съемки там, где актер может потенциально травмироваться. Часто это бывают сцены взрывов, когда нужно зрелищно отлететь якобы от взрывной волны. При этом за сами взрывы и оружие на площадке всегда отвечает отдельный специалист, пиротехник или оружейник, который в ходе каждого дубля выдает и изымает у актеров и каскадеров холостое оружие.

"Я не могу понять, как в США мог произойти этот инцидент с гибелью оператора и ранением режиссера, на съемках фильма с Болдуином. Где в этот момент был специальный человек, который отвечает за оружие, и проверял ли он его? Каскадеры так же, как и актеры, не несут ответственности за охолощенное оружие, которое им выдают, и не могут проверить, чем оно заряжено. Нам просто дают в руки пистолет и говорят, что делать. Не знаю, как это будут оценивать в американском законодательстве, но, думаю, что у нас наверняка актер не понес бы ответственности, так как за это полностью отвечает оружейник", - отметил Александр Терехов.

Каскадер и постановщик трюков Александр Терехов

Он рассказал, что когда снимают сцены взрывов мин или гранат, пиротехники сообщают каскадерам расстояние, на котором стоять от заряда безопасно. Когда заряд срабатывает, каскадеров оттягивают с помощью троссовой системы, имитируют взрывную волну.

"Сейчас во всем мире часто отказываются от пиротехническим зарядов в пользу обычных воздушных систем. Ставят баллон с воздухом, прячут шланг в яме, насыпая небольшие кусочки грунта, которые не могут нанести травм, и затем включают, подавая сжатый под давлением воздух, как будто произошел взрыв. Это намного безопаснее, чем пороховые заряды", - добавил каскадер.

Фото из архива каскадеров "Лидер"

Группа Александр Терехова специализируется на трюках с техникой и автомобилями. Сейчас, по словам каскадера, кинематографисты уже редко стреляют или подрывают автомобили, заменяя эти эффекты компьютерной графикой.

Ранее СМИ раскрыли подробности инцидента с Болдуином на съемках фильма. Ассистент режиссера фильма говорил актеру Алеку Болдуину, что в пистолете, из которого он случайно застрелил кинооператора и ранил режиссера, нет боевых патронов.

Читайте также
Join Telegram

Курс валют

 448.12   483   4.85 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети