Корреспондент Tengrinews.kz вместе с экспертами разбиралась, почему людям кажется, что проще дать "рахмет" и лечиться спокойно, чем с этим бороться.
Осиное гнездо разворошила актриса и телеведущая Айнур Ильясова. В конце августа она рассказала в соцсетях, что её маме сделали операцию в Национальном научном центре хирургии им. А.Н. Сызганова в Алматы. Женщина не успела толком прийти в себя, а Айнур уже писал врач-анестезиолог и требовал деньги. Вместо "рахмета" Ильясова опубликовала пост, который собрал сотни комментариев и разлетелся в СМИ.
В "Сызганова" провели проверку. Этическая комиссия посчитала, что на коррупцию поведение доктора не тенят. Но всё же "пришла к выводу, что в его действиях имеются признаки дисциплинарного проступка, в связи с чем он подлежит привлечению к дисциплинарной ответственности. При этом других нарушений правил врачебной этики со стороны персонала центра не выявлено", комментировали в медучреждении.
История дошла даже до министра здравоохранения Акмарал Альназаровой, которая подтвердила, что врач из клиники уволился.
Такой итог вполне удовлетворил Айнур Ильясову.
"У меня нет сил, времени и большого влияния, чтобы бороться с системой. Я сделала всё, что могла, было бы глупо надеяться, что один мой пост все кардинально изменит. Самое главное, люди начали открыто говорить о "рахметах", — рассказала нам актриса и телеведущая. — Я не ожидала такой бурной реакции: люди делились личными историями, благодарили за то, что я не промолчала. Хотя кто-то, наоборот, посчитал этот пост попыткой "хайпануть": "Хирурги часами стоят у операционного стола и зарабатывают копейки!" Я прекрасно понимаю, какой это тяжёлый труд, но это не значит, что можно безнаказанно заниматься вымогательством".
Ильясова говорит, что написала пост не для того, чтобы облить грязью врачей. Она всего лишь хотела вывести из тени табуированную в нашем обществе проблему "рахметов" и привлечь внимание госорганов, даже отметила в посте Минздрав.
Айнур понимает, что корень проблемы — в системе здравоохранения, низких зарплатах и статусе врачей, недостаточном финансировании медицины. Но это не означает, что нужно молчать, тем самым поощряя вымогательство, считает она.
"Когда стоит вопрос о жизни и смерти, человек пойдёт на все. И если ему намекают: "Хочешь нормально проснуться — позолоти ручку", он это сделает, даже если у него нет возможности или желания. Люди так и писали под моим постом: "Пришлось дать!" Разве это нормально?"
Приводим несколько комментариев, которые подписчики оставляли под публикацией Айнур в соцсети:
"В медицину мы обращаемся в крайне уязвленными морально и физически, но получаем ещё и давление. А если нет возможности дать денег, то что?"
"Вы чего так удивляетесь, как будто первый раз в Казахстане. Понятно, что врачи учатся годами и тратят на учебу много денег, а получают копейки. Конечно, врачи и живут за счёт "рахметов".
"Лежала в родзале, подошла санитарка, сказала скинуть көрімдік на моего же ребенка ей и акушерке. Дала маленькую бумажку, где были указаны два номера".
Сама актриса продолжает размышления на эту тему: "Одно дело — поблагодарить от души, и совершенно другое — практически по принуждению. Почитав отклики, я поняла, что людей это тоже беспокоит".
Иллюстративное фото, ©️ Tengrinews.kz
Бери и делись
Фразу "Хорошего врача народ прокормит, а плохие нам не нужны" чаще всего приписывают Иосифу Сталину. Якобы так он отреагировал на просьбу наркома здравоохранения Николая Семашко повысить зарплаты медикам.
Пациенты и в самом деле кормили лекарей вплоть до начала 20 века, когда в большинстве стран мира только сформировались государственные системы финансирования и оплаты труда медицинских работников.
Лет 150 назад "дохтур" мог получить за приём десяток яиц и крынку молока. Натуральный обмен — по сути, те же "рахметы", которые трансформировались, но окончательно не исчезли.
"Можно сказать, что благодарность от пациента врачу вшита в генетику профессии. Причём дают и берут не только в Казахстане или на постсоветском пространстве. Даже в развитых европейских странах считается нормальным принести врачу коробку конфет, букет или символическую сумму. Но исключительно добровольно: ни о каком принуждении не может быть и речи".
Елжан Биртанов считает, что запрет на "рахметы" должен стать одним из пунктов этического кодекса медицинских работников, который — несмотря на многочисленные попытки — до сих пор не приняли в медицинском сообществе.
Нарушил этику — попал в "чёрный список", так это должно работать, по его мнению.
"30 лет назад в больницах толком не платили зарплату и на "рахметы" ещё можно было закрывать глаза: врачам разрешали просить и брать. Но сейчас всё изменилось, и многое зависит от позиции первого руководителя, который, порой возглавляет схемы "рахметизации", — объясняет экс-министр здравоохранения Биртанов и добавляет:
"В стране есть больницы, в которых рядовые врачи берут деньги у пациентов, отдают часть заведующим отделениями, а те "отмечаются" у главного. Представьте, что в эту систему попадает молодой врач. Ему некуда деваться: "Ты что, самый правильный?! Все так делают. Бери и делись!" Особенно вопиющими эти случаи выглядят, когда мы говорим о клиниках республиканского уровня, больницах в больших городах — их финансирование, по сравнению с сельской местностью, относительно высокое".
Уровень страха зашкаливает
Почему врачи до сих пор берут, а пациенты дают "рахметы"?
Биртанов перечисляет несколько факторов:
- проблемы в системе здравоохранения,
- небольшие зарплаты медиков,
- наши традиции и менталитет
- и главное — низкий уровень профессиональной этики и цеховой культуры.
Обычно "рахметы" оправдывают как раз зарплатами: мол, платят врачам мало — вот они и берут, вынужденно.

Елжан Биртанов вспоминает, что пять-шесть лет назад в Минздраве ставили задачу к 2025 году повысить зарплату врачей так, чтобы она в 2,5 раза превышала среднюю по стране. Это общемировой уровень. Выходит, сейчас они в среднем могли бы зарабатывать больше миллиона тенге.
Но только ли во врачах и зарплатах дело? Родился ребенок: даем көрімдік всем — от сестры-хозяйки до заведующего роддомом. Выписываемся после операции — несём хирургу, даже если никто не просил. Привычка? Менталитет?
"Нельзя отрицать, что это стало частью наших привычек, — соглашается Биртанов и расширяет список возможных причин явления. — Но в первую очередь, нами движут страх и недоверие. Да, есть люди, которые благодарят от души и не видят в этом ничего зазорного. Но, думаю, 80 процентов пациентов не хотели бы, но боятся не давать деньги врачу. Страхи особенно ярко проявляются, когда человеку или кому-то из его близких нужна экстренная помощь. Счёт идет на минуты — и он начинает перестраховываться: "Лучше дать и быть спокойным".
Если сравнить официальную статистику о медицинских инцидентах и врачебных ошибках в Казахстане, США и странах Европы, наши цифры окажутся не намного выше. При этом уровень доверия к врачам несопоставим.
"Мне звонят знакомые: "Родственник на операции, попроси, чтобы хорошо за ним смотрели", — делится экс-министр. — Ты же не будешь каждому объяснять, что в этом нет необходимости — звонишь и просишь. Поэтому Минздраву нужно системно повышать уровень доверия к медицине — уровень страха зашкаливает".
С другой стороны, уверен Биртанов, 80 процентов врачей тоже предпочли бы не брать деньги у пациентов, и уж тем более — не просить их, но вынуждены, по его мнению, потому что приходится выживать.
Елжан Амантаевич говорит, что сейчас уважающий себя врач не сидит и не вымогает деньги в госклинике, он сразу уходит в частную. Потому что врач со стажем 10 лет всегда востребован; ещё через 10 лет он "звезда" и зарабатывает гораздо больше, чем ему предлагает государство.
Поэтому и случаев, когда из пациентов тянут деньги, всё меньше, и это, убежден наш собеседник, вынужденная позиция.
Как отличить "рахмет" от вымогательства
Юрист, председатель Союза пациентских организаций Евразии Саида Таукелева напоминает, что медицинские работники приравнены к госслужащим и по закону не имеют права принимать от пациентов подарки или деньги. Это может расцениваться как коррупционное правонарушение или дисциплинарный проступок.
"Люди очень часто не понимают, что дать деньги врачу, всё равно что дать взятку. Даже если пациент сам хочет отблагодарить, формально его действия нарушают закон, а "рахмет" считается неправомерным вознаграждением. Допускаются только подарки стоимостью до 2 МРП, которые не связаны с исполнением медиком служебных обязанностей: открытка, цветы, недорогой канцелярский набор", — даёт правовое разъяснение Таукелева и акцентирует внимание:
"Даже искреннее желание пациента отблагодарить не означает, что врач может принимать деньги или подарки. А если медработник прямо или косвенно намекает на "рахмет" — это уже вымогательство, за которое предусмотрена уголовная ответственность".
Таукелева напоминает, что во всех медицинских учреждениях есть номера телефонов доверия и службы поддержки пациентов. Если вам намекают на благодарность, можно обратиться с жалобой в Минздрав по номеру:
- 1414 (единый контакт-центр).
Порядочных медиков, которые честно выполняют свой долг, намного больше, а коллеги, которые вымогают деньги, бросают на них тень. Так говорят эксперты. Поэтому нужно пропагандировать простую мысль: хочешь сказать спасибо врачу — напиши отзыв на сайте больницы, благодарственное письмо или, в конце концов, купи букет цветов.
Айнур Ильясова, с истории которой мы начали этот материал, сказала, что по откликам поняла, как сильно триггерит людей эта тема. Она надеется, что её поступок станет примером для других, и они начнут открыто говорить о "рахметах" и избавляться от этого подхода.
Об экспертах:
Читайте также:
Паллиативная ответственность: чтобы тяжелобольные казахстанцы не умирали в муках
"Ненавидеть легче тех, кого не знаешь". Зачем Казахстану инклюзия
Нужно больше денег или меньше коррупции? Казахстанский дорожный вопрос

