Как отмечаем Наурыз. 20 марта

За что могут снять с авиарейса

viewings icon comments icon

ПОДЕЛИТЬСЯ

whatsapp button telegram button facebook button

Случай, когда за отказ снять наушники пассажира авиакомпании SCAT сняли с рейса, вызвал бурное обсуждение. Значительное количество комментаторов поддержали позицию перевозчика. Но возникли и вопросы о законности действий экипажа. Tengrinews.kz приводит пояснения партнера Sayat Zholshy & Partners Амира Бегдесенова о том, в каких случаях пассажиров могут снять с рейса.

whatsapp button telegram button facebook button
Иконка комментария блок соц сети

Случай, когда за отказ снять наушники пассажира авиакомпании SCAT сняли с рейса, вызвал бурное обсуждение. Значительное количество комментаторов поддержали позицию перевозчика. Но возникли и вопросы о законности действий экипажа. Tengrinews.kz приводит пояснения партнера Sayat Zholshy & Partners Амира Бегдесенова о том, в каких случаях пассажиров могут снять с рейса.

Какое законодательство действует на борту?

Договор регулируется правом страны, выбранным соглашением сторон - пассажира и авиаперевозчика. Если иное не предусмотрено - законодательными актами Республики Казахстан. "При отсутствии соглашения сторон применяется право страны, где учреждена, имеет место жительства или основное место деятельности сторона, являющаяся перевозчиком", - говорит Бегдесенов. Он также отметил, что самолет может быть рассмотрен как общественное место по вопросу привлечения граждан за правонарушения в общественных местах, таких как нецензурная брань, оскорбительное приставание к физическим лицам, загрязнение мест общего пользования и другие подобные действия.

"Потенциально возможны случаи привлечения к административной ответственности по статье 434 КоАП РК "Мелкое хулиганство". При этом действия должны выражать неуважение к окружающим, нарушать общественный порядок и спокойствие физических лиц. Ранее сообщалось, что в одном из законопроектов предлагается ввести уголовную ответственность пассажиров на борту воздушного судна за совершение действий, угрожающих безопасности полетов; как я понял, данная норма так и не была принята", - говорит юрист.

На что соглашается пассажир, покупая билет?

В момент покупки билета пассажир присоединяется к договору авиакомпании. "Договор воздушной перевозки авиакомпании является публичным договором и требует от пассажира присоединения к договору воздушной перевозки на условиях авиакомпании. Данные условия включают в себя условия, инструкции и технологии, установленные авиакомпанией, которые применяются при воздушных перевозках пассажиров, багажа, грузов и почты, а также условия применения тарифов, стандарты, установки по обслуживанию пассажиров и багажа, обращения пассажиров к авиакомпании. Перечень прав и обязанностей содержится и в Правилах перевозки авиакомпании", - сказал юрист.

За что могут снять с самолета?

Пассажиры обязаны подчиняться требованиям членов экипажа воздушного судна, если они не идут вразрез с законодательством страны. В случае нарушений правил авиакомпании договор может быть расторгнут путем снятия с рейса. Обязанность подчиняться требованиям экипажа воздушного судна предусмотрена законом  РК "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации". Конкретно об этом говорится в подпункте 1 пункта 1 статьи 88 "Обязанности и действия лиц, находящихся на борту воздушного судна по обеспечению безопасности полетов". В нем указано, что лица, находящиеся на воздушном судне в качестве пассажиров, обязаны безоговорочно выполнять требования командира воздушного судна и других членов экипажа, а также действия, указанные на включенных информационных табло.

Помимо снятия с рейса, пассажира за неподчинение могут и оштрафовать. "Если данное неподчинение не создает угрозу безопасности полета, применима санкция согласно части 1 статьи 566 "Нарушение правил поведения на воздушном судне" Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях - штраф в размере трех месячных расчетных показателей (на данный момент штраф составляет 6 807 тенге)", - пояснил Бегдесенов.

Когда могут снять с рейса? 

В зависимости от положения самолета, снятие пассажира с рейса проводится до взлета, а оформление штрафа в порту прибытия осуществляется только в случае нарушения правил уже после взлета. По словам юриста, право на снятие с рейса предусмотрено, в данном случае, разделом 11 Правил воздушных перевозок авиакомпании SCAT. "Установлена возможность прекращения договора воздушной перевозки авиакомпанией в одностороннем порядке в случае нарушения пассажиром установленных требований (включая нормы статьи 88 закона РК "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации") - это делается путем снятия с рейса. В свою очередь, раздел 60 правил перевозок устанавливает ответственность пассажира в пределах причиненного ущерба и доказанной упущенной выгоды, если авиакомпания понесла ущерб по вине данного пассажира. Однако, не думаю, что авиакомпания предъявит какие-то претензии к пассажиру, поскольку другие пассажиры навряд ли предъявят претензии к самой авиакомпании - задержка составила всего полчаса", - пояснил юрист, комментируя инцидент с наушниками на борту SCAT.

Всегда ли пассажир обязан подчиняться экипажу?

Правила поведения пассажиров и требования членов экипажа не должны противоречить законодательству в данном случае Казахстана. Когда выявляется несоответствие, правила можно оспорить, обратившись в прокуратуру, говорит юрист. Так, по словам Бегдесенова, одна авиакомпания указала срок рассмотрения обращения в 30 дней, вместо положенных 15 по закону. Юрист обратился в надзорный орган, который, в свою очередь, вынес акт прокурорского реагирования в адрес перевозчика. От авиакомпании потребовали привести свои правила в соответствие с законодательством Казахстана.

"Все требования авиакомпании и членов экипажа должны быть направлены на безопасность полетов. Так, снятие наушников имеет некую направленность к цели безопасности полетов. В свою очередь незаконные бессмысленные требования пилотов могут повлечь отказ в возбуждении административного дела в отношении пассажира и плачевные результаты для самих пилотов (увольнение с работы и так далее)", - говорит юрист.

Чем отличается пассажир, отказавшийся снять наушники, от спящего во время взлета и посадки?

"Разница в этих двух случаях связана с тем, что в первом случае имеется именно "отказ выполнять требования командира воздушного судна и других членов экипажа, а также действия, указанные на включенных информационных табло". Пассажир не обязан был по умолчанию снимать наушники, однако эта обязанность возникла после обращения членов экипажа к нему. Так, пассажир может вообще не слушать (читать книгу, спать и так далее) предполетную информацию, однако выполнять требования членов экипажа и действия на информационных табло он обязан. Как видим, в рассматриваемом случае пассажир наотрез отказался выполнять требования о снятии наушников", - сказал юрист.

 

Tengrinews
Читайте также
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriLife мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriAuto мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню
Открыть TengriNews Открыть TengriLife Открыть TengriSport Открыть TengriAuto Открыть TengriTravel Открыть TengriEdu Открыть TengriGuide

Курс валют

 502.8  course up  547.58  course up  5.95  course down

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети
Иконка Instagram footer Иконка Telegram footer Иконка Vkontakte footer Иконка Facebook footer Иконка Twitter footer Иконка Youtube footer Иконка TikTok footer Иконка WhatsApp footer