KZ RU EN
Написать нам +7 (727) 3888 138 +7 (717) 254 2710
искать через Tengrinews.kz
искать через Google
искать через Yandex
USD / KZT - 352.13
EUR / KZT - 387.20
CNY / KZT - 52.80
RUB / KZT - 5.33

Не одежда и длина волос определяют веру человека

17 сентября 2015, 11:05
8

Верховный муфтий Духовного управления мусульман Казахстана Ержан Маямеров в интервью Tengrinews.kz рассказал о работе по предотвращению вербовки казахстанцев радикальными группировками, судьбе пожертвований, требованиях к одежде для имамов и влиянии СМИ на имидж ислама.

TENGRINEWS: Террористическая организация ИГ (ДАИШ) значительно подпортила имидж ислама. Есть мнение, что во многом виноваты в этом средства массовой информации. Что могут сделать журналисты, чтобы граждане перестали ассоциировать этих преступников с исламом?
Верховный муфтий Ержан Маямеров:

К сожалению, за последнюю пару десятилетий СМИ и терроризм стали сильно зависеть друг от друга, порой пугающе сильно, поскольку отсутствие информации о теракте в средствах массовой информации делает само проведение такой акции бессмысленным, а освещение террористических актов становится одним из главных поводов и событий, привлекающих максимально большое внимание населения к изданию. Ведь главная идея терроризма и цель совершения преступлений с нечеловеческой жестокостью заключается в создании пугающей и дестабилизирующей обстановки, формирование недоверия общества государству и правовым органам.

С одной стороны, нельзя полностью замалчивать подобные события, но с другой - нужно понимать: освещение подобного рода событий должно регулироваться определенными правилами. Во-первых, необходимо террористов называть своими именами, террористы - это преступники, совершающие жестокое и бессмысленное насилие. Публично называя их иначе, например, "бойцы", "шахиды" или "представители одной из сторон конфликта" - редакции средств массовой информации фактически запускают процесс их "облагораживания", таким образом повышая статус преступников, подспудно морально оправдывая преступные действия. И гораздо страшнее, когда эти действия начинают ассоциироваться с какой-либо религией, по сути, цементируя это представление и восприятие в голове простых граждан. Поэтому, пользуясь возможностью, я обращаюсь к журналистам с настоятельной просьбой о том, что преступников нужно называть не иначе как преступники, не создавая для них некий ореол таинственности и героизма, поскольку такой подход может плачевно сказаться на порядке и мире, царящих в нашей стране, которые мы должны оберегать совместно всеми силами.

TENGRINEWS: Почему казахстанцы едут на войну в Сирию?
В. м. Е. Маямеров:

Данная проблема не является уникальной и присущей только нашей стране. Официальные представители государственной власти стран Европы, СНГ, Северной и Южной Америк, а также ряда стран Африки и Азии констатируют, что ряды религиозной секты ДАИШ (ИГ) пополняются выходцами практически со всего земного шара. В подавляющем большинстве рекрутируется молодежь, причем привлекаются не только юноши, но и девушки, чему сильно способствуют урбанизация и эмансипация. Поскольку и молодые девушки, и молодые юноши могут одинаково загораться радикальными идеями и стать, по сути, жертвами пропаганды террористов. Казахстанский и зарубежный опыт показывает, что в радикальные течения вовлекаются совершенно разные люди, разных социальных слоев и с разным уровнем достатка и образования. Особенно показателен случай с 21-летней студенткой МГУ, россиянкой Варварой Карауловой, задержанной в Турции, которая хотела попасть в ряды террористической организации.

Ужасы и реалии войны не могут быть привлекательными для нормального обычного человека - смерть, кровь, страдания, разрушения, обезображенные трупы, - поэтому вербовщики не показывают молодым людям настоящую картину происходящего. Видео и фото, которые демонстрируются в Сети, не имеют ничего общего с реальной жизнью: чистые дома, зеленые палисадники, полные едой столы, мирно общающиеся люди - все это вселяет ложное и искаженное представление у молодых людей, которым хочется романтики и новых ощущений. Порой юношеский максимализм и резкость суждений приводят к принятию неправильных решений, предостеречь и удержать от которых обязаны не только мы как духовенство, но и представители государства, родные и близкие, для чего необходимо проводить широкую разъяснительную и просветительскую работу.

TENGRINEWS: Что делает казахстанское духовенство для того, чтобы предотвратить вербовку наших граждан радикальными группировками?
В. м. Е. Маямеров:

Прежде чем дать ответ на этот вопрос, необходимо окунуться в историю и понять, как и почему в настоящее время возникли трудности с противодействием религиозному экстремизму. Государственная внутренняя политика, просуществовавшая более 70 лет в период СССР, привела к значительному ослаблению роли традиционных религий в развитии конструктивного общества.

На момент приобретения независимости все республики бывшего Союза столкнулись с двумя основными проблемами в области религии: с критической нехваткой квалифицированных кадров среди духовенства (ученых-богословов, учителей, священнослужителей) и повсеместной неосведомленностью и малой грамотностью населения в области религиозных знаний. Не секрет, что для ряда иностранных государств, преследующих далеко идущие политические цели, гораздо интереснее было видеть бывшие союзные республики, в том числе и наш Казахстан, как страны, ослабленные внутренними раздорами, конфликтами и беспорядками, разразившимися на национальной, религиозной и другой почве.

И не секрет, что в молодые государства бывшего СССР старались попасть различного рода проповедники, в арсенале которых было хорошее финансирование, приемы из маркетинга, психологии и политтехнологий. Они стали выстраивать отношения с местными жителями и завоевывать определенную репутацию среди прихожан. Пользуясь наивностью, неосведомленностью и отсутствием элементарных знаний у простых верующих о внутренней природе и гуманистических идеях исламской религии, традициях, ценностях, общеустановленных правилах, вновь прибывшие "деятели" стали активно пропагандировать идеи так называемого чистого или истинного ислама, плавно переходя к пропаганде и к призывам о смене власти, присоединении к так называемому исламскому халифату.

Противодействие и решение этой проблемы, на мой взгляд, заключается в повседневной и систематической образовательно-просветительской работе в обществе. Именно поэтому нужна совместная с государством широкомасштабная разъяснительная работа среди населения Казахстана по демонстрации негативных и опасных сторон идеологии религиозного экстремизма, отравляющей умы молодого поколения страны.

Начиная с 2013 года одним из приоритетных направлений в работе Духовного управления мусульман Казахстана является разъяснение норм и положений традиционного ислама среди верующих. На сегодня республиканская информационная группа, состоящая из 32 ведущих исламоведов, провела около 1500 мероприятий по всей стране, которые охватили более 200 тысяч человек. Мы создали 68 региональных информационных групп во всех областях страны, в составе которых - почти 300 высококвалифицированных специалистов. Только за последние полгода повысить уровень религиозной грамотности на специальных курсах смогли около 25 тысяч человек. При этом нужно понимать, что разъяснение и толкование Корана и положений ислама - это не простая работа, мы объясняем, как правильно толковать ту или иную норму, пытаемся помочь людям не просто заучить определенный текст аята, а осознать и принять определенные правила и нормы поведения. Нужно не просто вызубрить какой-то кусок текста, научиться совершать какие-то обряды - важно понять принципы и философию ислама.

Огромный и вместе с тем ключевой блок работы муфтията - это работа с молодежью. В течение прошлого года было организовано и проведено свыше 1200 тематических мероприятий, опубликовано порядка 500 статей, ориентированных на молодежь. Юношеский максимализм, стремление максимально быстро достичь результата, стремление быть первым, утвердиться в глазах своих сверстников приводят порой к тому, что некоторые молодые люди, полагаясь на ошибочные суждения и догмы, исходящие от псевдоученых, становятся последователями нетрадиционных течений. Зачастую избегают родных и близких, которые не поддерживают их взглядов. И возвращение "заблудших" к традиционному исламу - одна из важных задач, стоящих перед ДУМК.

Так, например, благодаря проводимой разъяснительной работе к родным и близким вернулись 302 молодых человека. В сотрудничестве с молодежными организациями проведено 255 благотворительных акций, субботников, спортивных состязаний, участие в которых приняли около 200 тысяч молодых людей. И эта работа будет продолжена.

TENGRINEWS: В последние годы в городах Казахстана очень часто можно увидеть мужчин в коротких брюках с бородой, позиционирующих себя мусульманами. Следовательно, можно предположить, что такой внешний вид поощряется со стороны священнослужителей. Что вы можете сказать на этот счет?
В. м. Е. Маямеров:

Во-первых, нужно подчеркнуть, что не одежда и не длина волос определяют веру человека. Поэтому говорить, что если вы носите одеяние определенного рода, то вы сразу являетесь мусульманином - нельзя.

Во-вторых, рекомендации и требования касательно одежды для казахстанских верующих, которые может давать и определять Духовное управление мусульман Казахстана - это лишь требования к одежде для посещения мечетей. Нельзя приходить в коротких юбках, шортах и нескромных майках. Это дом Аллаха, и нужно проявлять уважение, посещая его жилище на земле. Другое дело, что мы выдвигаем строгие требования к одежде для имамов и других священнослужителей, поскольку они являются примером для уммы: скромность, опрятность и чистота - вот главные наши требования.

Что касается мирской одежды - казахстанцы вольны сами определять, в чем они ходят и одеваются, главное, чтобы подобные одеяния не противоречили нормам общественной морали и требованиям общественного порядка. Другое дело, что отдельные люди стремятся заменить внутреннее содержание исключительно внешними атрибутами, нося хиджабы или какую-либо другую одежду, намекающую на принадлежность к исламу, но при этом сквернословя или совершая постыдные поступки. И это, на наш взгляд, абсолютно неприемлемо.

TENGRINEWS: Есть ли среди казахстанских имамов последователи нетрадиционных течений ислама?
В. м. Е. Маямеров:

Религиозная деятельность Духовного управления мусульман Казахстана осуществляется согласно традиционной для нашей страны суннитской ханафитской богословско-правовой школе. Эта школа складывалась не один век и, по сути, представляет собой синтез исламских положений и местных традиций, вносящий весомый вклад в достижение мира и согласия в нашей многонациональной и многоконфессиональной стране. Все имамы Духовного управления мусульман Казахстана нацелены на поддержание мира и согласия в нашей стране.

Сегодня в структуре ДУМК работают около трех тысяч специалистов, из которых только в прошлом году прошли через внутреннюю систему двухмесячного повышения квалификации свыше 450 человек, по республике были организованы 179 семинаров, в которых участвовали 2766 имамов. 61 имам прошел курсы повышения квалификации в исламских университетах Египта, Турции и России. В декабре 2014 года в Московском исламском институте прошли обучение еще 30 священнослужителей. В середине текущего года состоялся выпуск в алматинском университете "Нур Мубарак", обучение в котором прошли 130 молодых специалистов. В 2015 году в это учебное заведение было принято 298 абитуриентов. На сегодняшний день общее количество обучающихся в университете "Нур Мубарак" составляет 825 студентов.

В нынешнем году девять медресе нашей страны приняли 700 воспитанников. Из них 500 - мальчики, 200 - девочки. В будущем они станут специалистами в религиозных вопросах.

Огромное значение придается обратной связи с казахстанской уммой, непосредственное общение с которой дает духовенству понимание: какие вопросы волнуют население, что происходит в мечетях страны, какую активность хотели бы видеть прихожане. Для общения мы используем не только возможности личного общения в мечетях, но и возможности Интернета - форумы, электронные письма, комментарии на официальных сайтах ДУМК и мечетей. Мониторинг тем и обсуждений позволяет судить о наличии или отсутствии представителей нетрадиционных течений.

Духовное управление мусульман Казахстана ежегодно проводит тестирование и аттестацию имамов и священнослужителей. Они проверяются не только на уровень религиозных знаний, но и на умение общаться с людьми, выступать публично, налаживать отношения с прихожанами. Об этом было рассказано на Первом республиканском форуме имамов, который прошел в начале текущего года в Астане.

TENGRINEWS: Можно ли гарантировать, что все собранные средства от пожертвований идут на действительно важные и полезные дела, а не расходуются на финансирование сомнительных проектов?
В. м. Е. Маямеров:

Выше уже были приведены примеры, характеризующие активность Духовного управления мусульман Казахстана по сохранению стабильности и мира в нашей стране. Реализация данных проектов, как показывает практика, невозможна без финансовых затрат. Я могу привести еще ряд примеров, чтобы развеять сомнения о благочестивости применения поступающих от прихожан денежных средств.

Например, из этих средств в 2014 году ДУМК материальную помощь оказал 17 тысячам малообеспеченных семей. В рамках благотворительной республиканской акции "Мектепке жол" ("Дорога в школу") школьной формой и принадлежностями были обеспечены дети из порядка 7000 социально уязвимых семей. В рамках данной акции, которая нашла свое продолжение и в этом году, была оказана помощь 5253 семьям. Часть средств была направлена на оказание помощи нуждающимся вследствие стихийных бедствий. В этом году пострадавшим весной от наводнения жителям Карагандинской области было отправлено 110 тонн гуманитарной помощи: еда, одежда, лекарства, предметы первой необходимости и гигиены.

Я понимаю, что вследствие того, что администрация ДУМК намеренно не стремится афишировать совершаемые добрые дела, как того требуют нормы ислама, у отдельных людей может сложиться мнение, что средства исчезают в никуда, но на самом деле это не так. Все средства, которые жертвуются прихожанами, а это не только деньги, но и продукты, одежда, порой лекарства и прочее, администрацией Духовного управления мусульман Казахстана используются исключительно для благих целей.

Кроме того, в настоящее время администрацией Духовного управления мусульман Казахстана готовится к запуску пилотный проект в мечетях Астаны по сбору электронного садака. Ожидается, что указанная система позволит нам обеспечить прозрачность процессов поступления и использования пожертвований прихожан. На основе данного пилотного проекта мы планируем отработать систему, определить, какие могут возникнуть трудности, зафиксировать ошибки и лишь после успешной реализации пилотного проекта масштабировать и запускать проект уже на всю страну.


Нравится
Показать комментарии (8)
Vse.kz