KZ RU EN
Написать нам +7 (727) 3888 138 +7 (717) 254 2710
искать через Tengrinews.kz
искать через Google
искать через Yandex
USD / KZT - 336.99
EUR / KZT - 377.83
CNY / KZT - 50.51
RUB / KZT - 5.27

Нурали Алиев покинул пост заместителя акима города Астаны

16 марта, 20:17
4

Из года в год Астана демонстрирует динамичное развитие и успешные достижения по всем направлениям. В столице развивается городская инфраструктура, внедряются новые технологии, улучшаются социально-экономические индикаторы. О том, каких показателей достигла Астана за прошедший год в сфере привлечения инвестиций, индустриально-инновационного развития, развития предпринимательства и туристической привлекательности в эксклюзивном интервью порталу Tengrinews рассказал заместитель акима Астаны Нурали Алиев.

 

TENGRINEWS: Нурали Рахатович, Вы пребываете на посту заместителя акима Астаны с конца 2014 года. Каких результатов удалось достигнуть за прошедший год в сфере привлечения инвестиций?
Нурали Алиев:

Привлечение инвестиций в столицу является ключевым направлением моей деятельности. С учетом сложившейся экономической ситуации в мире, эффективным антикризисным решением является тесное сотрудничество с инвесторами.

Приток инвестиций в столицу ежегодно увеличивается: в основной капитал города в 2015 году привлечено 772,7 миллиарда тенге, что на 20 процентов больше показателя 2014 года, и на 41 процент больше показателя 2013 года.

В 2015 году только в Специальную экономическую зону "Астана - новый город" привлечено инвестиций на 402 миллиарда тенге. К слову, в том же году она признана "Лучшей СЭЗ в Центральной Азии" согласно рейтингу "fDI’s Global Free Zones".

TENGRINEWS: Эффективной площадкой для привлечения инвесторов стал VI Международный инвестиционный форум "Astana Invest 2015". Форум оправдал Ваши ожидания?
Н. Алиев:

Форум "Astana Invest 2015", по моей инициативе, впервые был проведен как самостоятельная диалоговая бизнес площадка. Планировалось участие 500 делегатов из 20 государств. Но результаты существенно превзошли ожидания. Форум посетило более 3500 человек из 56 стран мира.

Впервые в Казахстане информационным партнером выступил крупнейший мировой медиа-холдинг "CNN International".

Мероприятие стало своего рода историческим для столицы - подписано рекордное количество меморандумов на общую сумму 1,7 миллиарда долларов США. Подписанные соглашения не останутся только на бумаге, все 33 меморандума находятся на стадии практической реализации. 

TENGRINEWS: Если взглянуть на перечень Ваших должностных обязанностей как заместителя акима, то помимо привлечения инвестиций, Вы курируете достаточно объемный и непростой блок. Как Вы справляетесь?
Н. Алиев:

Вступая в должность, передо мной стояла задача: эффективно реализовать проекты в условиях сложной негибкой системы государственного регулирования. 

Однако мой опыт работы в бизнес сфере и новые приобретенные навыки на государственной службе позволили достичь конкретных результатов при реализации планов в сферах индустриально-инновационного развития, предпринимательства, туризма и транспорта.

Залогом успеха в этом послужили навыки в проведении деловых встреч и переговоров с зарубежными консультантами, изучение мировых практик и привлечение к работе специалистов и профессионалов своего дела.

TENGRINEWS: Как сейчас складывается ситуация в сфере малого и среднего бизнеса?
Н. Алиев:

В данном случае статистика говорит сама за себя. По итогам 2014 года доля валовой добавленной стоимости малого и среднего предпринимательства в ВРП составила 61,8 процента. Этот показатель вывел столицу на первое место среди регионов.

Кроме того, количество действующих субъектов малого и среднего бизнеса в Астане практически достигло планки в 100 тысяч. Государственную поддержку в прошлом году получили 12 тысяч столичных предпринимателей.

Для стимулирования развития столичного предпринимательства мы развиваем атмосферу здоровой конкуренции: уже в этом году определено около 1000 торговых мест под объекты розничной торговли. Вдобавок, такой шаг пополнит местный бюджет за счет налогов и создаст новые рабочие места.

Заметные улучшения бизнес-климата столицы в последнее время отметили и участники III конференции предпринимателей Астаны.

Подводя итоги работы по поддержке предпринимательства в столице и республике, Председатель Президиума НПП РК "Атамекен" Тимур Кулибаев высоко оценил созданные в Астане благоприятные условия для развития бизнеса. Он четко обозначил, что позитивный опыт, который нарабатывается в столице, будет обязательно применен по всей республике.

TENGRINEWS: Сейчас в столице проводится масштабная модернизация транспортного комплекса. В чем заключается суть проводимой модернизации?
Н. Алиев:

Интерес к Астане со стороны мирового сообщества растет с каждым годом. Первое впечатление столичных гостей создает инфраструктура города. А транспортная и дорожная сеть - это наша кровеносная система, которая формирует современный облик столицы.

После совместного анализа с международными специалистами в сфере муниципального транспорта, мы пришли к выводу, что текущее состояние дорожной инфраструктуры не соответствует международным стандартам.

В ходе тщательного изучения городской транспортной сферы мы выявили высокий уровень теневой экономики, низкий уровень качества обслуживания в пассажирском транспорте, низкую пропускную способность улиц, нехватку подвижного состава в городе, дефицит и устарелость общественного транспорта, и, наконец, отсутствие единой системы управления и четкой стратегии развития транспортного комплекса.

Таким образом, была разработана Программа модернизации транспортного комплекса Астаны на 2015 - 2019 годы, в которой предусмотрены мероприятия по повышению прозрачности финансовых потоков, улучшению качества обслуживания, внедрению инновационных проектов и введению достойных социальных программ для работников транспортной сферы.

TENGRINEWS: За последний год в Астане заметны существенные изменения в сфере общественного транспорта: новые автобусы, измененные маршруты, специальные полосы "Bus Lane"… Почему все и сразу?
Н. Алиев:

Внедрение одного транспортного проекта, не затрагивая другие его сферы, невозможно. Мировой опыт показывает, что только комплексный подход покажет реальные результаты этой колоссальной работы.

Соглашусь с Вами, прошлый год стал особенно "ударным" для сферы транспорта.

Во-первых, заметно обновлены автобусные парки: более 350 автобусов нового поколения обслуживают население, внедрены экспресс-маршруты и пригородные маршруты.  Повышена квалификация специалистов сферы транспорта.

Во-вторых, появились выделенные полосы "Bus Lane" на шести дорожных участках. В результате, сокращено время ожидания автобусов на остановках. С учетом столичных климатических условий установлено 27 остановочных комплексов закрытого типа.

В-третьих, для мобильности и комфорта граждан в рамках проекта "Wi-Fi bus" практически все автобусы столицы снабжены бесплатным доступом к беспроводному интернету.

Убежден, что открытие в столице, по нашей инициативе, офиса Международного союза общественного транспорта UITP - одного из лидирующих в мире, поможет Астане и другим городам развивать муниципальный транспорт в соответствии с международными практиками.

TENGRINEWS: Разрешите посвятить отдельный вопрос строительству LRT в Астане. Чем она выгоднее в отличие от BRT? Как будет реализовываться проект?
Н. Алиев:

BRT - это скоростной автобусный транспорт, который передвигается по специально выделенной автомобильной полосе. То есть строительство BRT подразумевало бы нежелательные изменения действующей инфраструктуры города. А перед нами стоит иная задача: построить современную линейную систему пассажирского транспорта без значительного воздействия и нагрузки на улично-дорожную сеть.

Внимательно изучив мировой опыт, мы пришли к выводу, что LRT станет идеальным решением для нашей столицы. Это система легкого метро, маршрут которого пролегает по эстакадному пути, над землей, тем самым практически исключив нагрузку на транспортную систему города.

Более того, в условиях быстрого роста столицы в будущем система LRT минимизирует влияние на улицы и дорожную ситуацию.

Легкое метро обеспечит необходимую мобильность, комфорт, качество и безопасность пассажироперевозок, а также существенно сократит время поездки.

LRT - это масштабный проект, который требует непосредственного участия опытных специалистов мирового класса. В качестве партнеров рассматривались организации, успешно внедряющие аналогичные транспортные системы в других странах.

Найти подходящего инвестора, готового реализовать проект такого уровня в нынешней нелегкой экономической ситуации и получить положительное решение, было не так уж просто. В ходе долгих и сложных переговоров, одним из таких мировых лидеров выступил Консорциум в составе китайских компаний "China Railway International Group" и "Beijing State-Owned Assets Management Co., Ltd", который внедрил систему легкого метро в 25 городах Китая и других мегаполисах. Данный Консорциум реализует проект LRT в Астане за счет долгосрочного финансирования Государственным Банком Развития Китая сроком на 20 лет при ставке в 2,5 процента годовых.

Столичная система LRT включает в себя 18 современных станций, 19 единиц подвижного состава и 1 депо. Первая очередь, протяженностью 22,4 километра, соединит ключевые объекты как Международный аэропорт Астаны, специализированную выставку ЭКСПО, многофункциональный комплекс Абу-Даби Плаза и Новый железнодорожный вокзал.

TENGRINEWS: Удается ли Астане внедрять "умные" технологии?
Н. Алиев:

Мир не стоит на месте. И Астана должна идти в ногу со временем. На протяжении десятка лет я стараюсь следить за последними трендами и новинками в сфере IT и смарт-технологий. Вследствие чего я весьма заинтересован в деятельности АО "Астана Innovations" - интегратора инновационного развития столицы.

Сейчас проводится усиленная работа по внедрению проектов "Smart Astana", мы реализуем проекты с правительствами других стран, поддерживаем инновационные столичные проекты путем выделения государственных грантов.

Я придаю высокое значение работе по реализации смарт-проектов со 100-процентным привлечением инвестиционных средств. В прошлом году пилотные проекты "Smart Astana" были внедрены за счет инвестиционных вложений почти в 10 миллионов долларов. Тогда как в 2014 году на реализацию нескольких смарт-инициатив из государственного бюджета было потрачено более 2 миллионов долларов. 

С начала этого года запущено мобильное приложение "Smart Astana", которое интегрирует все смарт-сервисы. Отрадно то, что приложение стало эффективным инструментом мгновенных оповещений столичных родителей об отмене занятий в школах.

"SmartAstana" улучшает качество предоставления коммунально-бытовых услуг для жителей столицы -  недавно в работу Интеллектуального контакт-центра Астаны были успешно внедрены социальные сети.

Превращение столицы в "умный" город -  задача сложная, которая требует не только самоотдачи от команды профессионалов и специалистов, но и нуждается в максимальной поддержке всего населения. Нам необходима сплоченность горожан, их стремление впускать в свою жизнь новые технологии, охотно использовать предлагаемые смарт-сервисы, а также желание создавать и продвигать собственные инновационные стартапы. Нам требуется консолидация смарт-идей и инициатив от казахстанских инноваторов. АО "Астана Innovations" должно стать платформой по внедрению городских смарт-сервисов для столичных жителей. Поэтому призываю всех заинтересованных принять активное участие в таких проектах.

Умный город - это умные люди. Призываю население не стоять в стороне, а быть открытыми к технологическим новинкам.

TENGRINEWS: Вы как-то сказали, что развитие Астаны будет зависеть от уровня проведения выставки EXPO. Как будет развиваться этот город? Поделитесь планами и идеями?
Н. Алиев:

Ключевая цель столичного акимата  - это максимальная реализация всех необходимых работ по подготовке Астаны к достойной встрече гостей.

Изучив зарубежный опыт в туристической сфере, впервые в Казахстане создано "Астана Конвеншн Бюро". С прошлого года немало проектов направлено на развитие туристической привлекательности столицы.

Для удобства и комфорта гостей столицы созданы туристские информационные киоски, установлены пешеходные навигационные указатели, предусмотрены автобусные экскурсии, пешие экскурсии по бульвару "Нұр жол" с аудиогидом, планируется внедрение системы единого билета. Стоит отметить, что данные проекты реализуются с учетом политики триединства языков.

Гостям столицы предложат регулярный экскурсионный маршрут по системе Hop-on/Hop-off - три двухэтажных автобуса, который мы приобрели за счет инвесторов.

Также повышается конкурентоспособность в гостиничном бизнесе. Разработана новая методология классификации гостиниц с учетом существующих правил и международного опыта. Сейчас реализуется программа партнерства города Астаны "Recommended by EXPO". Впервые столичные гостиницы и рестораны могут получить официальный статус Партнеров нашей столицы.

Уверен, что выставка значительно повысит уровень развития и авторитет Астаны в глазах международного сообщества, повысит экономику города, усовершенствует современный облик столицы, укрепятся позиции отечественных производителей.

TENGRINEWS: Нурали Рахатович, поделитесь своими дальнейшими планами?
Н. Алиев:

Государственная служба - это эффективная школа, которая расширяет мировоззрение и кругозор.

Конечно, на данном посту очень полезным оказалось мое экономическое образование. Представляя интересы Астаны, мною было посещено более десятка стран ближнего и дальнего зарубежья, проведены сотни переговоров. Это все помогло выполнить мою ключевую задачу - привлечь инвестиции в нашу столицу.

За прошедший год в сферах индустриально-инновационного развития, развития малого и среднего бизнеса, туризма, сельского хозяйства и транспорта проделана качественная работа. Главное, чтобы эта деятельность продолжалась, не сбавляя темпов.

Много лет я посвящал себя бизнесу. Возможность изучать и развивать новые финансовые ниши, раскрывать экономический потенциал компаний - это то, что действительно мне по душе. Поэтому я покинул пост заместителя акима Астаны, и теперь буду заниматься своим любимым делом в бизнес среде.

 

TENGRINEWS: Спасибо Вам за интервью и дальнейших успехов!

Нравится
Показать комментарии (4)