Tengri FM Жұлдыз FM МИКС Победители Законы Казахстана Мultispace Самрук-Казына 25 лет Независимости
KZ RU EN
Написать нам +7 (727) 3888 138 +7 (717) 254 2710
искать через Tengrinews.kz
искать через Google
искать через Yandex
USD / KZT - 334.89
EUR / KZT - 361.61
CNY / KZT - 48.70
RUB / KZT - 5.28
X
98 0 0 0 0

Люди до сих пор живут по принципу: есть масло и ездить на слонах. Беседа с философом

01 июня, 12:17
3

Сегодня, в Международный день зашиты детей, мы предложили известному философу и психологу Александру Хакимову поговорить на тему взаимоотношений детей и их родителей. На днях в Астане он собрал полный зал, где с большим успехом прошла его лекция, которая, в частности, затрагивала и этот вопрос. В нашей беседе Александр Геннадиевич пытается разобраться в причинах отказа матерей от своих детей, а также фактически ставит диагноз современному обществу: оказывается, большинство из нас является последователями древнейшей философии.

TENGRINEWS: Вы, наверное, знакомы с печальной тенденцией в Казахстане, когда матери бросают своих новорожденных детей в общественных местах - в придорожных туалетах или возле мусорных контейнеров. Каковы причины этого, почему так поступают женщины?
Александр Хакимов:

Это происходит, когда ребенок является продуктом каких-то случайных отношений. Молодая мать не хочет себя обременять, свою свободную жизнь, свою судьбу отягощать, она избавляется от ребенка, как от ненавистного, от того, кто может помешать ей быть счастливой. То есть, женщина поступает таким образом, когда ребенок как бы некстати. Есть такая тенденция, что семьи в нашем обществе слабеют, разводы увеличиваются, вера в мужчин и женщин уменьшается, они уже не так верят в свое супружество, верность, как в старые времена, когда были более прочные отношения, за этим следило общество, закон и не так-то просто было развестись.

Сейчас все доступно, и женщины стали доступнее, и брак доступнее, и развод доступнее, есть все условия, чтобы ребенка оставить, отказаться прямо в роддоме, есть приюты для этого. И в конце концов есть просто мое желание: я могу это сделать и не чувствую, что буду нести какую-то ответственность за это. Все эти факторы, вместе взятые конечно, сейчас сильно разрушают институт семьи и жертвами становятся главным образом дети.

Как изменить эту ситуацию? Нужно создавать семьи, снова возрождать институт семьи, нужно воспитывать со школы, учить, насколько ценна семья, должна быть определенная наука. Молодожены должны также проходить специальное обучение, как вступать в семейные отношения. Прежде чем они зарегистрируются, должны получать необходимое образование. И конечно, нужно самых старших обучать - бабушек, дедушек, на которых традиции держатся. Если они утрачивают традиции, вся семья будет разрушаться. Например, если бабушка имела случайную личную жизнь, то все остальные потомки будут такого же рода. Или наоборот, если старшие были очень тверды в своих обетах, у них была сила, воля, духовная сила, ответственность за детей, то семья, как правило, крепкая, она держится на таких традициях, она сильнее становится. Вопрос, который мы обсуждаем - не простой. На каждый конкретный случай мы будем находить какие-то конкретные ответы, но тенденция ясна. Причина в том, что институт брака у нас становится слабым, а секс становится доступным - вот это проблема большая. Доступный секс - значит случайное зачатие, а это значит либо аборт, либо оставление ребенка на улице, и то и другое фактически равносильно убийству.

В древности говорили, что дети, женщины, старики и священнослужители должны быть под 100-процентной защитой в обществе, только тогда это общество будет процветать. Сегодня мы разбираем вопрос защиты детей, но он емкий, защита детей - значит защита женщин, защита женщин означает, что нужен крепкий семейный институт. Чтобы был крепким семейный институт, нужны традиции и образование, чтобы было образование - нужны учителя, которые на самом деле могут знать природу семьи, природу мужчины и женщины и природу освященного брака.

Как говорили древние, брак - это местопребывание религии, ведь все религиозные заповеди исходят из семьи, такие как: не обмани, не прелюбодействуй, не укради, не завидуй - это все семейные традиции. Если эти вещи уходят из семьи, то считается, что религия вообще ушла из общества. Хотя храмы и есть, а все равно семьи распадаются, детей бросают, самоубийства продолжаются, потому что религия должна находить основы в семье. Вот эти все истинные духовные ценности нам надо вернуть, чтобы называть семью на самом деле династией. Основа семьи должна быть не сексуальная, а духовная, нельзя, чтобы в семье преследовали только личное счастье. Ведь на самом деле своих детей не бывает. Я воспитываю ребенка и отдаю его обществу, это человек, который принадлежит всему обществу, от которого зависит благосостояние всего общества. А если я думаю, что это мой ребенок и я его могу воспитывать как угодно, то это эгоизм.

Состояние нашего общества зависит от того, как мы воспитываем детей сегодня. Нам надо вернуть правильные представления, чтобы встать на путь истинный. Работа большая должна быть. Случаи брошенных детей, о которых мы сегодня говорим, они, может быть, пока еще не такие тотальные, но это может стать тенденцией, правилом для многих людей. Если это будет оставаться безнаказанным, если не будут приниматься меры, если не будет реакции общества, СМИ, то это постепенно будет делаться безбоязненно. Мы должны противостоять этой тенденции.

TENGRINEWS: Тема детей соседствует с проблемой отцов и детей. Буквально недавно прошел Астанинский экономический форум, где известный китайский бизнесмен Джек Ма высказал такую мысль, что после 80-х годов родилось порядка 2 миллиардов людей, это так называемые дети Интернета, которые будут создавать будущее этого мира. И вот Джек Ма, обращаясь к старшему поколению, сказал, что людям в возрасте нужно попытаться понять молодежь. С этим согласился и Президент Казахстана, сказав, что дети Интернета - это большой вызов для его поколения, с которыми стоит считаться - их над понять и не мешать им. Почему происходит конфликт поколений?
А. Хакимов:

Отцы и дети - это один из фундаментальных вопросов мировой общественности. Обещана Нобелевская премия тому, кто решит этот конфликт, но до сих пор конфликт не решен. Об этом еще писал в позапрошлом веке Тургенев в произведении "Отцы и дети", он связывал эту проблему с нигилизмом, с отсутствием веры, когда отец не доверяет сыну, считая, что он еще глупый, а сын не доверяет отцу, видя его недостатки.

Истинная семья - это преемственность, то есть я должен не только что-то очень ценное оставить своему потомству, но и дать им при этом знания, чтобы они могли оценить, что я им оставляю. Соломон оставил своим детям великий храм, но его сыновья даже не могли оценить величие того, что он сделал, то есть обладали недостаточным разумом для этого. Поэтому Соломон и сказал: суета сует. Он умер очень разочарованным человеком, потому что потомки были настолько глупы, что не могли понять вообще, что такого их отец великого сделал.


Беседа кинокритика Олега Борецкого с Александром Хакимовым

Отец работает, зарабатывает счет в банке, строит дом, а потом видит, что дети не ценят все это, потому что вместе с этим он не дал им определенные знания и отношения. Времени у него не было на это, он был занят, он думал, что дети и так это оценят. А дети оценят не имущество, которое оставляет отец, а отношения. Без отношений это имущество не имеет ценности. Им это все легко достается, они не ощутили, какой этому предшествовал труд.

Например, есть кровообращение в теле общества, но я его не чувствую, я независим от отца, от матери, у меня своя личная жизнь. Нет того понимания, что мой дед это делал, прадед это делал, сейчас отец делает, потом я буду это делать, потому что я не чувствую этого кровообращения, не чувствую благословения, которое идет сверху по родословной. Мы это потеряли, и теперь дети вырастают и у каждого есть мнение - у родителей свое, у ребенка - свое, они никогда не согласуются, то есть мы уже говорим об эгоистичном сознание.

TENGRINEWS: Пример из того же форума АЭФ. Бизнесмен Джек Ма также сказал, что в ближайшие 30 лет Интернет еще сильнее изменит человечество. Есть, например, мнение известного футуролога Рэя Хэммонда, что будущее будет полностью роботизировано, роботы будут нашими помощниками, и не исключено, что роботов в будущем будут использовать в качестве второй половины, супруга или супруги. Как вы считаете, разум победит?
А. Хакимов:

Разум всегда побеждает, если он есть. Разумный человек никогда этого не примет, независимо от того, как к этому относится общественность. Это вопрос именно разума, а не какого-то общественного мнения. Например, я не принимаю вообще никаких  интоксикаций уже 30 лет. Хотя это не принято в обществе, особенно по праздникам, но на меня это никак не влияет, потому что у меня есть свой разум, я знаю, почему и зачем я это делаю. Я изучаю глубоко философию, и это занятие настолько захватывающее, что меня не привлекают эти вещи. Поэтому я уверенно могу сказать на своем опыте, что на разумных людей, которые интересуются какими-то более важными вещами, это не повлияет. Это все будет ценностью для людей, которые привыкли бездумно принимать и потреблять. Таких людей достаточно много. Но если сердце человека оживить, то он очнется в одну секунду, потому что ни Интернет, ни роботы не заменять живого общения, счастья. От эксплуатации роботов счастья они не получат, они получат раздражение, неудовлетворение, болезни, рассредоточенность ума, плохой характер, замкнутость, непонимание окружающей среды. К этому всему приводит индивидуализация, по закону природы она переходит в человеконенавистничество, приводит к самоубийствам, преступной деятельности. Поэтому когда все эти негативные факты начнут уже развиваться, общество схватится за голову и попытается остановить все это или трансформировать во что-то хорошее, потому что мы сейчас пилим сук, на котором сидим, даже не понимая, что делаем, потому что живую любовь, живое общение не заменит ничто, никакие компьютеры, никакие технологии, любой человек это хорошо понимает.


Беседа режиссера Ермека Турсунова с Александром Хакимовым

Есть такая философия древняя, ее суть заключается в том, что смысл жизни в наслаждении. Люди слушают эту установку и думают: и правда, а ради чего мы собственно живем, трудимся так тяжело, столько переносим? Чтобы наслаждаться жизнью. А как наслаждаться жизнью? Для наслаждения у нас есть хорошая квартира, хороший автомобиль, холодильник, набитый продуктами, счет в банке. И вот я к этому стремлюсь, чтобы наслаждаться жизнью. А в те древние времена эта философия заключалась в том, чтобы ездить на слонах и есть масло. Тогда слоны были как сейчас "Мерседес" самой последней модели. Слоны считаются самым лучшим транспортом и до сих пор даже лучше, чем машина, он по бездорожью пройдет, вы как по облаку проплывете. Это действительно так, я как-то путешествовал на слонах в Джайпуре. Слон по горам, по скалам идет мягко, как по воздуху, в древние времена этот транспорт был очень дорогим. И вот создатель этой философии провозгласил: каждый человек должен ездить на слоне. Все люди это сразу подхватили, ведь это было что-то наподобие идеи коммунизма - равноправие во всем, равные возможности для наслаждения. И второй принцип, который он дал людям: каждый должен есть масло ги. Ги - это самый чистый и вкусный продукт, с ним все становится вкусным. Так вот тот древний философ заявил таким образом, что смысл жизни в том, что каждый человек должен ездить на слонах и есть масло. Эта философия охватила массу умов, многие люди пошли этим путем, они поверили в этот смысл жизни. Эта философия держится на утверждении, что, мол, один раз живем, бери как можно больше и не важно, как ты это получаешь, потому что смысл не в морали, не в том, что ты плохой или хороший, вор или честный человек, а в том, что ты наслаждаешься и пожертвовать ради этого можно всем. Можешь украсть, если нет свидетелей - без проблем, но зато ты будешь есть масло и ездить на слоне. Можешь занять деньги и не отдать - какая разница, но зато тебя будут уважать, если ты будешь ездить на слоне. Понимаете, если даже ты своровал, то тебя будут уважать больше, чем, если бы ты был бедным и честным. Важно наслаждаться: есть масло и ездить на слонах. И поэтому все остальные моральные принципы были упразднены. А ведь практически все мы сейчас живем по этой древнейшей философии, надо же - ей столько тысяч лет, а мы следуем этому учению, причем мы даже не читали специально об этом в древних книгах.

Все так же, только лишь на смену слонам и маслу пришли дорогие автомобили, одежда, супермаркеты, квартиры, дома, мебель...

Беседовал Ренат Ташкинбаев


Нравится
Показать комментарии (3)
Читают
Обсуждают
Сегодня
Неделя
Месяц