Tengri FM Жұлдыз FM МИКС Победители Законы Казахстана Мultispace Самрук-Казына 25 лет Независимости
KZ RU EN
Написать нам +7 (727) 3888 138 +7 (717) 254 2710
искать через Tengrinews.kz
искать через Google
искать через Yandex
USD / KZT - 336.23
EUR / KZT - 360.30
CNY / KZT - 48.86
RUB / KZT - 5.28
X
98 0 0 0 0

Акан Сатаев: Мы посвящаем свой новый фильм всем матерям мира

13 сентября, 11:22
9

Один из самых долгожданных проектов 2016 года - фильм Акана Сатаева "Дорога к матери" выходит в прокат уже 29 сентября. Картина была показана в Астане в марте на День благодарности. На показе присутствовал Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. А в июне историческую драму презентовали на Московском кинофестивале. Перед выходом фильма в казахстанский общенациональный прокат мы пообщались с создателем картины Аканом Сатаевым.

TENGRINEWS: Акан Каргамбаевич, расскажите о том, как родилась сама идея фильма. Как долго она реализовывалась и кто способствовал запуску фильма в производство?
Акан Сатаев:

Начну с того, что мои родители - Народные артисты Казахской ССР, они работали в карагандинском драматическом театре. В 80-х театр часто гастролировал по республике. Во время гастролей в одном селе родители услышали историю старушки, которая каждый день выходила с рассветом из дома, шла на окраину деревни, садилась под дерево и кого-то там ждала. Уходила она только с закатом. Родители поинтересовались у соседей историей этой женщины. На что они ответили, что она на протяжение последних 30 лет каждый день так выходит на окраину и ждет своего сына с войны. Она одинокая, сельчане помогали ей с едой, водой, все за ней ухаживали. Я не знаю, чем закончилась история, но она до глубины души затронула меня. Материнская любовь - безгранична.

Я тогда учился в 10-м классе. Через много лет я рассказал эту историю сценаристу Тимуру Жаксылыкову. Мы поняли, что нам когда-нибудь надо будет экранизировать эту историю. Это было зерном нашего сценария. После этого, написав сценарий, мы поделились им с руководством "Казахфильма", так как понимали, что для такого масштабного проекта частных инвестиций будет недостаточно. Мы понимали, что без государственной поддержки нам будет сложно. На тот момент руководителем "Казахфильма" был Ермек Аманшаев, который сразу поддержал наш проект. Мы также встречались с госсекретарем Мухтаром Кул-Мухаммедом. Это было в 2011 году. Он тоже поддержал и внес много интересного в наш рассказ. Именно он посоветовал расширить временной период и захватить времена джута и репрессий. Мы поразмышляли и правда решили охватить больший период. Но все это оставалось на уровне наброска сценария. Поиски продолжались. Процесс запустился после того, как наш проект поддержала Алия Нурсултановна Назарбаева. Она поверила в эту историю и мы начали экранизировать.

TENGRINEWS: Получается, идея была только идеей почти четыре года?
А. Сатаев:

Изначально у нас было несколько драфтов. В написании сценария нам помогала Клэр Даунс из Великобритании, которая также ранее работала над "Жаужурек мын бала". В итоге мы остановились на одном из черновиков. Хотел бы отметить, что Алия Нурсултановна не просто прочитала наш сценарий и дала добро. Она принимала участие во всех узловых моментах фильма: локации, кастинг, костюмы, была в процессе производства. Когда такой человек в команде, проект будет двигаться легче. Фильм очень масштабный, требующий огромного количества человеческих ресурсов. Допустим, была смена руководства на "Казахфильме". Это ведь непростой процесс. В этот момент останавливаются все процессы кинопроизводства. А нам нельзя было в тот момент останавливаться, ведь у нас все по плану, съемки в разные времена года. Нам очень повезло.

TENGRINEWS: Как развивался запуск проекта и подготовка?
А. Сатаев:

Перед началом съемок мы все тщательно планируем, отснимаем фильм на бумаге. После того, как у нас был готов сценарий, мы начали понимать, как нам в рамках бюджета сделать качественный продукт. Мы отправили команду в несколько городов, чтобы они могли подобрать нам локации. В этом плане подходящей натурой стал Минск. До этого мы снимали там сериал "Бауыржан Момышулы", поэтому с партнерами уже сотрудничали. Все, что касается съемок на военную тематику, в этом плане Минск идеальный вариант. Что же касается Турции, то снимать там очень дорого. Мы не смогли себе это позволить. Нашли альтернативный вариант - Азербайджан. Под Баку есть деревня Лагич, которую смело можно назвать "музей под небом". Это историко-культурный заповедник. Там действительно все уникально: дома, люди, архитектура. И это место очень напоминает Стамбул тех времен.

Безусловно, не обошлось без компьютерной графики. Мы многое затирали, вставляли, рисовали. Был проделан большой объем. Но при этом мы искали оптимальный вариант и старались обходиться без компьютерной графики. На натуре, безусловно, снимать лучше, но были моменты, в которых не обойтись без графики. Очень много интерьерных съемок было, когда мы снимали в павильонах "Казахфильма".

TENGRINEWS: А если сравнивать с "Жаужурек мын бала", то сколько там процентов было компьютерной графики?
А. Сатаев:

Мы со специалистами разговаривали и они сказали, что самое большое количество графики было использовано в картине "Дорога к матери". Было очень много кадров, где надо было затирать.

TENGRINEWS: После того, как вышел трейлер картины и уже по нему многие зрители отметили сильный актерский состав. Вы довольны результатом?
А. Сатаев:

Нам всегда везет с актерами. Мы очень долго и тщательно проводим кастинги. И я доволен всеми актерами, вплоть до эпизодников. Хотел бы отметить наших главных актеров. Алтынай Ногербек, которая сыграла роль матери, она потрясающе воплотила образ. Аружан Джазильбекова еще раз доказала, что она великолепная актриса. Для себя я открыл Адиля Ахметова. Он ранее у нас в сериалах играл, но это его первая большая роль в кино. Он очень громко заявил о себе. Их отношение к работе, они старались, работали. Просыпались в пять утра и до вечера продолжали работать. Отдавали все свои силы. У каждого актера было очень трепетное отношение к самой истории. На съемочной площадке происходила химия, и тогда я понимал, что это команда мечты, с которыми можно горы свернуть.

TENGRINEWS: Какой был возрастной период у актеров. Возрастную разницу восполняли при помощи грима?
А. Сатаев:

Интенсивный рассказ идет с начала 20-х годов по 60-е. Мы долго думали и планировали, как же осуществить возрастную разницу. Поэтому мы пригласили специалистов из Москвы, чтобы они сделали нам старческий грим для матери. Это был очень сложный грим, каждый день на подготовку уходило по шесть часов. С трех утра Алтынай была уже на гриме. Только потом приезжала группа. Не малую роль играла сама актерская игра. Это и голос, мимика, движения. Алтынай большая молодец, блестяще справилась.

TENGRINEWS: Съемки прошли, как вы и планировали? Без происшествий и сюрпризов?
А. Сатаев:

В общем, да. Но у нас был один такой случай на съемках в Минске. Актер, игравший одного из солдат, бежал в траншеи, не заметил нашу камеру и врезался в нее каской. Камера была на ронине. Был серьезный удар. Мы смотрели в этот момент в монитор, я был в наушниках. Слышал тот ужасный треск в момент удара. Реакция съемочной группы была тоже удивительной. Все перепугались, что все, камера сломалась. Но, к счастью, с ней ничего не произошло.

TENGRINEWS: А как же актер?
А. Сатаев:

Он был в военной каске и с ним ничего не случилось, все нормально (смеется). А в остальном у нас обычно без приключений и сюрпризов. Спасибо нашей команде за профессионализм.

TENGRINEWS: Расскажите о юных актерах, которые также сыграли в фильме?
А. Сатаев:

Мы очень долго искали детей на роли маленьких Адиля Ахметова и Аружан Джазильбековой. Нам нужно было найти таких детей, которые были бы похожи на главных героев. Наш кастинг-директор Жайна Абдиева провела большую работу и все же нашла их, поработала с ними. Дети очень органично влились в коллектив. Интересный факт, что Мерей уже играла Аружан в юности в другом проекте.

TENGRINEWS: С детьми ведь сложнее работать?
А. Сатаев:

Да, мы под детей всегда закладываем больше времени. Знаем, что им надо чаще отдыхать, нужен особый подход. Они тоже молодцы. Они могли прочитать текст и потом задавать много вопросов, что и как было в те времена. Предлагали заменить текст, вели себя, как большие профессионалы. Кстати, слова во время читки меняются большое количество раз. Потом есть монтаж. Мы когда склеили наш первый черновик, он был длиной 4,5 часа. Из него мы сделали два часа. Многим пришлось пожертвовать, сокращать сцены.

TENGRINEWS: А как принимается решение по поводу, что оставлять в финальной версии, а чем жертвовать?
А. Сатаев:

Много обсуждения, проводим фокус группы. В этот раз мы показывали несколько версий нашим иностранным коллегам. Один из черновиков смотрел монтажер фильма "Социальная сеть", потом показывали монтажеру из Франции, который делал "Мын бала". Выслушав их пожелания, мы вышли на финальный драфт по монтажу.

TENGRINEWS: Но все же финальное решение за вами?
А. Сатаев:

К счастью, по контракту, это так. Это было моим условием. Во всех проектах я принимаю решения по финальному монтажу. Мне так комфортно.

TENGRINEWS: Еще такой вопрос. Так получается, что практически всегда вы работаете одним съемочным составом - от оператора-постановщика, сценаристов, менеджеров, продюсеров и композиторов. Это совпадение или вы привыкли работать только со своими людьми?
А. Сатаев:

Да, есть такое. Есть и момент привычки. Мне с ними комфортно и им, наверное, со мной тоже. Я очень ценю каждого за их отношение к работе. Помимо того, что мы коллеги, мы также и хорошие друзья. При этом, это не значит, что мы закрыты к новым людям. Мы всегда открыты к новым сотрудничествам. У нас в этот раз мы работали с молодым композитором Алимом Заировым. У Рената Гайсина не получилась в этот раз, он был занят на других проектах. Что же касается Алима, то я открыл для себя нового молодого композитора. Я прослушал музыку, которую он раньше писал в паре с Романом Вишневским, и меня их работы сильно впечатлили. Я очень доволен музыкой, которая сейчас звучит у нас в "Дороге к матери".

TENGRINEWS: Вы уже вышли на финальный этап, пожалуй, самый важный. Это демонстрация вашей долгой и кропотливой работы зрителям. Как вы думаете, какой будет реакция? Есть ли определенные ожидания?
А. Сатаев:

Вы знаете, я думаю, что эффект будет, как после выхода в прокат фильма "Жаужурек мын бала". Мы расширили зрительскую аудиторию, потому что все же история охватывает и весь бывший Советский Союз. Думаем, что прокат будет уже и на территории других стран СНГ. Такие планы у продюсеров. Мы посвящаем наш фильм всем матерям мира, поэтому картина, мы надеемся, не оставит людей равнодушными. Фильм очень патриотичный, очень теплый.

TENGRINEWS: Хотелось бы завершить наш диалог вопросом о вашей маме. Расскажите, какое влияние она оказала на вас, как на человека, как на творческую личность? Знаем, что вашей мамы уже нет с нами. Поделитесь, что вы бы хотели ей сказать в качестве благодарности.
А. Сатаев:

Знаете, она повлияла на меня во всем, во всех сферах. За то, какой я есть, за то, что у меня есть, я благодарен своей маме. Мне тяжело сейчас говорить. В формировании меня, как творческого человека, ее вклад бесценен. Начиная с самого детства, сколько я помню себя. Очень жаль, что она сейчас не сможет посмотреть эту работу. Я бы очень хотел, чтобы она увидела этот фильм.

Беседовала Айжан Тугельбаева


Нравится
Показать комментарии (9)
Читают
Обсуждают
Сегодня
Неделя
Месяц