KZ RU EN
Написать нам +7 (727) 3888 138 +7 (717) 254 2710
искать через Tengrinews.kz
искать через Google
искать через Yandex
USD / KZT - 337.16
EUR / KZT - 379.10
CNY / KZT - 50.56
RUB / KZT - 5.29

Никас Сафронов: Портреты - это ангелы-хранители

18 сентября 2014, 12:49
1

Самый коммерчески успешный художник России Никас Сафронов впервые привез в Алматы свои лучшие работы. Свои портреты он называет ангелами-хранителями, несущими положительную энергетику. Внимательно изучая человека, он переносит на холст все доброе и светлое, что увидел в визави. Это и есть один из основных факторов формулы успеха Сафронова. Люди хотят остаться на холсте на долгие поколения в самом лучшем свете. Как говорит художник, он не приукрашивает, а лишь дает людям стимул быть лучше.

TENGRINEWS: Никас, ваша выставка в Алматы называется "Избранное". Можно ли сказать, что вы привезли нам только самое лучшее?
Никас Сафронов:

Вы знаете, да, избранное. Но я не привык брать у клиентов свои работы, я беру только то, что у меня в студии накапливается. Я в основном зарабатываю на портретах. Портреты у меня действительно достаточно серьезные по ценам, людей много, клиентов много. Я делаю это профессионально. Есть работы, которые я делал много лет назад. Например, я ездил по Европе рисовать замки, я там жил, узнавал истории, легенды, записывал их. Позже я доставал эти нарисованные замки и вписывал эти истории. И таким образом, появлялась серия символизма. Потом я экспериментировал, и появилась серия Dream Vision.

Я пишу образы, связанные с какими-то людьми, но символические. Допустим, Софи Лорен в виде Жанны д'Арк, Одри Хепберн в виде колонны и так далее. У меня было много работ, я их штудировал в музеях европейских, и скопился огромный рулон этих копий, я стал их использовать и вписывать туда людей, как бы добавив новую жизнь, или людей-животных. Вот такие серии. У вас впервые проходит моя выставка, диапазон разный моего творчества и плюс они по разным годам и техникам расставлены. И графика представлена, и портреты. Выставлено 140 работ.

TENGRINEWS: Значит, каждый ценитель искусства найдет что-то для себя?
Н. Сафронов:

Конечно, может, не всем все понравится. И этого не должно быть. У Леонардо всего 12 картин, и все они совершенны. "Джоконды" одной хватает, чтобы сказать, что он гений. Когда-то все работы станут классикой. Люди могут смотреть и выбирать для себя то, что им нравится, независимо от твоего имени.

TENGRINEWS: Вы говорили ранее о том, что все картины застрахованы. Вы даже привезли их в Алматы на специальной машине. А не подсчитывали ли вы, какая общая сумма всех привезенных к нам картин?
Н. Сафронов:

Я чувствую, вам деньги нужны (смеется).

TENGRINEWS: Просто интересно.
Н. Сафронов:

Я всегда это делаю. Ну как подсчитывать. Меня постоянно спрашивают, сколько вы стоите? Я всегда говорю, что если бы я сегодня продавал работы за миллион при жизни, это ничто по сравнению с вечностью и сколько они будут стоить в истории живописи. Они будут стоить миллиарды. Раз я сегодня продаюсь, меня покупают, а греки говорили, что если человек при жизни заставил говорить о себе, он будет существовать, пока мир существует, и он будет всегда дороже. Наполеон ли это, Цезарь, любой, даже негативный человек в истории. Зуб Наполеона продали за 385 тысяч фунтов. Самое важное, ценное - это живопись. Она стоит на первом место по приобретениям. Только потом - земля, золото.

TENGRINEWS: Ну, все же, 5? 10 миллионов? Сама цифра будет любопытна. Скажу почему, потому что несколько лет назад, когда в Алматы привозили коллекцию яиц Фаберже, тогда люди пошли, конечно, зная о Фаберже. Но, в первую очередь, они отреагировали на стоимость.
Н. Сафронов:

Скажем, бесценно. Страховая сумма в районе 10 миллионов долларов.

TENGRINEWS: В одном из интервью вы говорили, что рисуете то, что хорошо продается. Любопытно, поступали ли вам заказы из Казахстана?
Н. Сафронов:

Портреты были, покупали пейзажи. Сейчас очень модно покупать пейзажи зеленые, но при этом зеленые горы. Говорят, это к деньгам. Иногда банкиры, богатые люди заказывают именно такие горы. Корабли с деньгами, загруженные золотом, все к достатку, все в дом. Несколько раз заказывали портреты детей и взрослых. Это говорит о том, что в Казахстане есть прослойка людей, которые интересуются не только как бы "зарабатыванием" или тратят на машины, но и заказывают свои портреты. Портреты были и будут всегда. Много есть мнений разделенных, что портреты - это плохо, портреты некрасиво, неудобно. Нет, мне вот даже нравится казахское тщеславие, в хорошем смысле этого слова, когда люди считают, что нужно оставить в истории своей семьи и рода, а иногда страны свой портрет. Это очень важно. Ведь деньги оставишь - кризис, дефолт, машины - гниют, а портрет живет вечно. А внуки, правнуки будут гордиться, каким был их дед. Представьте, что где-то, когда-то в Италии жил ваш пращур и его рисовал Леонардо да Винчи или Микеланджело. Вы просто с ума сойдете! Не потому что это дорого, пусть даже это был неизвестный мастер. Просто это было в XVI веке, и вы проследили это до вашего рода. Наверное, это и есть важность. Человек помнит историю - он живет.

TENGRINEWS: Если не ошибаюсь, то вы писали и портрет Президента Казахстана?
Н. Сафронов:

Да, был заказ. Тогда посол Казахстана был в Москве, он заказывал. Я вообще такие темы стараюсь не трогать, потому что не всегда удобно и корректно. Тут уже сам человек решает, говорить ему об этом или нет. Были случаи, когда ты говоришь, а потом оказывается, что это не совсем правильно. Есть люди, которые сами показывают свой портрет, написанный кем-то. Я был в Эквадоре. Я первый, пожалуй, иностранный художник, который написал президента Густаво Нобоа. Обычно только местные имели право писать. Но они заказали мне.

TENGRINEWS: А какая все-таки судьба у портрета Нурсултана Назарбаева?
Н. Сафронов:

Я думаю, что он у него лично находится в его коллекции. Вы знаете, я очень люблю вашего Президента, уважаю. Он один из мудрейших людей в истории президентства вообще. Он каждый раз делает что-то новое. Приезжаешь в страну и видишь, что он очень заботится о людях, городах. Его любят и ценят. Первый и яркий пример - это язык, совершенно уникальный русский и казахский язык, общность культуры.

Вы знаете, я курю сигары, и когда мне разрешают в дорогих местах курить, как Никасу, говоря, что, мол, вам, конечно, можно. Но если я понимаю, что кому-то это не нравится, я не курю. То же самое, когда ты приезжаешь в какую-то страну, ты понимаешь, что тебя может кто-то не любить. Здесь этого нет. Есть одно из понятий, где бы вы хотели жить. Я говорю, что в Казахстане тоже. Я жил бы в Киеве, но сейчас не могу, видите, отношение какое. У меня даже есть там хата на Полтаве. Но все равно какой-то дискомфорт, мандраж. Настрой такой у людей, может, временный. Я вот, когда ложусь, я молюсь, чтобы у России было сильное государство, за своего президента и чтобы Россия, Украина, Беларусь, Казахстан, Азербайджан были вместе, чтобы все бывшие республики соединились снова в каком-то новом таком ключе, как штат в Америке. Чтобы мы были сильным, мощным государством, непобедимым, чтобы нас не победили, потому что нас легко взять. Всех поодиночке. Даже Россию. Вот они со всех сторон пытаются, американцы. У них есть история - тайные записи по поводу золотого миллиарда. Они считают, что должен быть миллиард. А как убить? Ввести инфекции, натравить друг на друга. Они совершенно не понимают, примитивные люди, что это ни к чему не приведет.

TENGRINEWS: Вернемся все-таки к картинам. А это вообще сложный процесс, написать портрет главы государства?
Н. Сафронов:

Да нет. Я писал как-то Гейдара Алиева. Меня как-то стращали, что его писали уже 300 художников, и я думал, что надо как-то лучше, интереснее. Вот если вы напишете и ему понравится, говорили мне, то наша страна всегда вас будет встречать. Если не понравится, тоже примем, конечно, но не так. Так стращали, что я начал волноваться. Когда я вернулся в Москву, я сел и просто вспомнил личность. Интересная личность, собеседник, красивое лицо, просто писал человека, и я не был зависим, мне не надо было уподобляться, писать бая в дорогом халате. Я просто писал человека, ему портрет очень понравился, и мы стали дружить. И это был лучший портрет, какой у него есть, сказал он мне. А все остальные он отправил в запасники. Поэтому, надо писать просто человека. Не восхвалять его, не возвеличивать, не омолаживать, а просто писать личность.

В профессии портрета всегда строится история, убирается лишнее. Президенты, как правило, часто усталые, как бы не в той форме, в какой хотелось бы им видеть себя. Когда ты пишешь портрет, ты убираешь лишнее. У меня была одна такая заказчица, очень солидная. Ее муж чиновник. Она была очень полная и сомневалась из-за своей фигуры. Я ей сказал, что изобразил бы ее по пояс. "А так можно?" - спрашивала она. Да не то, что можно, просто это художник создает образ. Тогда во весь рост, сказала она. И вот сейчас она похудела на эти 30-40 килограммов, которые я ей убрал. Сейчас такая гордая и точно похожа на портрет. Это стимул для людей, это второй их ангел-хранитель. В доме появляется еще одна энергетическая единица, которая влияет на ход жизни этого дома.

Я пишу позитивные картины. Есть, конечно, и какие-то негативные моменты, но я пишу позитивные. Я всегда молюсь перед тем, как начинать, и заканчиваю с молитвой. Всегда думаю о человеке. Никогда не думаю о деньгах. Не важно, сколько бы они ни платили, хоть три рубля, я всегда думаю об искусстве в процессе.

TENGRINEWS: Вам, например, поступает заказ. Допустим, как вы говорили, корабль с деньгами, зеленые горы, портреты. Остается ли место для творчества, если заказчик озвучивает конкретные пожелания?
Н. Сафронов:

А все это - творчество, понимаете. Я сажусь как ремесленник, заканчиваю как художник. Я ведь не делаю какие-то бездушные работы. Я получаю деньги за работу, но я и люблю свою работу. У меня очень эклектичная живопись, я меняю от графики к живописи, от символизма к реализму, Dream Vision, это дает мне возможность отдохнуть в процессе работы, но я всегда отношусь с уважением к своим клиентам, заказчикам. Я пишу интересных людей. Я всегда нахожу в них позитивное. Человек разный ведь бывает. Я пишу счастливого и доброго человека.

TENGRINEWS: А бывает, что отказываетесь от заказа?
Н. Сафронов:

Редко такое бывает. Как профессионал, я редко отказываюсь. Вот представьте, что завтра у вас спектакль, а вам не хочется. Ты профессионал, идешь и делаешь. Бывают капризные клиенты, когда ведут себя не очень красиво. Бывает, что начинают диктовать. Была одна дама. У нее был нелюбимый муж, вернее даже любовник. Жена у него была в Москве, она сама - в Лондоне. Дорогой дом имела в центре за 200 миллионов, Rolls-Royce, водителя. И ей не хватало портрета. Она хотела, чтобы я приехал лично. И вот она начала: "А вы знаете, сколько стоят эти туфельки?", "А вот это камин из замка Антуанетты". И все это надо было отразить. Потом началось: "Вы меня не почувствовали, надо еще", потом еще что-то. И я сказал, что давайте не будем больше. Она уговаривала, что заплатит больше в два раза. Но я сказал, что не хочу. Хотя я потратился на билеты, я все равно посчитал, что мне это энергетически не выгодно, что она больше заберет, а ты больше потеряешь.

TENGRINEWS: Вы, скорее всего, слышали, у нас недавно произошел скандал в связи с постером, где были изображены казахский композитор Курмангазы и русский поэт Александр Пушкин. Это был постер, рекламирующий гей-клуб. Он находится на пересечении улиц Курмангазы и Пушкина. Собственно, поэтому авторы использовали этих людей.
Н. Сафронов:

Да, слышал. Вы знаете, это великие люди. Я думаю, что есть вещи, которые нельзя трогать. Это историческое наследие, это как кощунство по отношению к своей матери или отцу. Этого не должно быть. Можно, что угодно, ходить голым, устраивать парады - это твое право. Но выставлять то, что не тебе дано, тебе не принадлежит, это запрещено и за это надо наказывать. При чем здесь культура и зачем издеваться над ней? Я думаю, люди привлекают внимание людей, которые знают свою культуру, знают, что такое эстетика. На шоке они поднимают себе рейтинг.

TENGRINEWS: И последний вопрос. Если бы вас попросили нарисовать Казахстан, что бы вы нарисовали?
Н. Сафронов:

Это может быть все, что угодно. Казахстан - он может быть метафоричным. Степь. Конь. Может, даже без всадника. Простор. Может быть, конь в небесах. Здесь есть все: и море, и степь, и горы. Можно изобразить всего понемножку. Наверное, нарисовал бы красивый пейзаж с маками в виде гор легких, равнины, на заднем плане красивые горы небесно-голубые, как писал Леонардо. И солнце. Может, на переднем плане национальный инструмент.

TENGRINEWS: Время Никаса Сафронова в Алматы было расписано по минутам, следом его ждала пресс-конференция и официальное открытие самой выставки, поэтому выделенное нам время пролетело и мастер удалился.


Интервью записала Айжан Тугельбаева

Нравится
Показать комментарии (1)