KZ RU EN
Написать нам +7 (727) 3888 138 +7 (717) 254 2710
искать через Tengrinews.kz
искать через Google
искать через Yandex
USD / KZT - 337.16
EUR / KZT - 379.10
CNY / KZT - 50.56
RUB / KZT - 5.29

Глава КГА: Мы откроем небо через 30 лет

10 февраля 2015, 12:05
7

За последние пять лет в Казахстане произошло более 20 авиакатастроф, в которых погибли 160 человек. В большинстве этих случаев причина крушения - человеческий фактор, то есть ошибка пилотирования. До сих пор неизвестно, из-за чего рухнул самолет CRJ авиакомпании SCAT под Алматы - власти обещают со дня на день обнародовать результаты расследования. Мы встретились с главой Комитета гражданской авиации Бекеном Сейдахметовым и побеседовали об основных трудностях, с которыми сталкивается сейчас казахстанская авиация и в целом авиационная отрасль.

TENGRINEWS: Добрый день, Бекен Канелович! Сейчас у всех на слуху история с падением самолета в Жамбылской области. Расследование только началось, и потому понятно, почему никакой информации о причинах нет. Но с тех пор, как разбился самолет компании SCAT, прошло больше двух лет. А общественность до сих пор ничего не знает о причинах падения борта. Когда же наконец расскажут, что там произошло?
Бекен Сейдахметов:

Расследование по самолету SCAT уже завершено, в самое ближайшее время результаты должны быть обнародованы. Мы не знаем причин крушения, КГА не включен в состав комиссии по расследованию во избежание подтасовки данных. Если подтвердится вина сотрудников КГА и будет выявлена ошибка пилотов, то со стороны прокуратуры в этом будут разбираться. Что касается авиакатастрофы с Ан-2 в Жамбылской области, создана комиссия под председательством первого вице-министра инвестиций и развития Жениса Касымбека. Сколько продлится расследование - два месяца, полгода или год - пока сложно сказать. Но одна из трех возможных причин - техническое состояние борта, погодные условия или человеческий фактор - будет выявлена.

TENGRINEWS: В целом, статистика, конечно, печальная. И чаще всего причиной крушения называется ошибка пилотирования, ведь так?
Б. Сейдахметов:

Да, так и есть. В большей степени, это человеческий фактор. Ошибка экипажа, пилоты нарушают правила.

TENGRINEWS: Тогда, может, стоит ужесточить наказание виновных? Ведь 20 лет тюрьмы можно получить и за бытовое убийство, а при падении самолета речь идет о многочисленных жертвах. Возьмем, к примеру, авиакатастрофу с пограничниками - диспетчер Канат Акильбеков получил всего лишь четыре года тюрьмы... Насколько это справедливо по-вашему?
Б. Сейдахметов:

В том случае наш диспетчер вообще не виноват. Об этом говорят и эксперты. В целом, гражданская общественная авиация возмущена вердиктом судей. Мы считаем, что диспетчера просто сделали виноватым. Адвокат пытался опротестовать решение суда, но пока никаких результатов нет. Во всем мире авиационные власти работают не на наказание, а на недопущение трагедий. Если пилоты и диспетчеры будут бояться, что завтра их обвинят, то и действий они не будут предпринимать в случае опасности.

TENGRINEWS: Хорошо. Тогда давайте поднимать проблему уровня подготовки наших пилотов. Все мы знаем, что "Эйр Астана" может позволить себе обучать пилотов за рубежом. Как обстоят дела в других авиакомпаниях?
Б. Сейдахметов:

Повышение квалификации пилотов - самый большой вопрос. Каждый пилот, летающий международным рейсом, должен иметь допуск четвертого уровня. "Эйр Астана" и SCAT готовят своих летчиков самостоятельно, за рубежом, к примеру, в США и Европе. Что же касается подготовки силами КГА, у нас есть план совместно с Министерством образования и Комитетом транспорта. Перед нами стоит задача: наша академия должна выпускать пилотов, востребованных в гражданской авиации Казахстана. Так сложилось, что уровень преподавания в академии был слабый. Мы с 2012 года занимаемся этим вопросом: уже поменяли программу обучения и даже ректора сменили.

TENGRINEWS: Там будут преподавать иностранные специалисты?
Б. Сейдахметов:

Нет, в прошлом году Академия гражданской авиации заключила соглашение с финской школой. 12 человек прошли практику в Финляндии, теперь мы их хотим сделать инструкторами, которые будут давать знания молодым. Сейчас наши авиакомпании только и ждут, когда академия заработает на необходимом уровне. До 2018 года мы должны ее раскрутить. Целый комплекс работ ведется в этом направлении. Сначала академия должна получить 1,7 миллиарда тенге, предусмотренных бюджетом. На эти деньги будут приобретены учебные самолеты, а сейчас куплены тренажеры.

TENGRINEWS: Госинспектор Тоты Амирова говорила недавно, что в Комитете гражданской авиации не хватает специалистов. Как обстоят дела с повышением квалификации инспекторов в КГА?
Б. Сейдахметов:

Действительно, специалисты в Комитете должны быть на голову выше, чем в авиакомпаниях. Поэтому мы заключили контракт с австралийским специалистом, который в этом году приедет в Казахстан для обучения наших инспекторов. Мы еще в прошлом году заплатили ему 18 тысяч долларов за пятидневный тренинг. В целом, в этом году в бюджете предусмотрены 150 миллионов тенге на обучение в учебных центрах США, Сингапура. Они признаны ИКАО.

TENGRINEWS: 18 тысяч долларов - серьезная сумма. Все мы знаем, что в Казахстан часто приглашают иностранных пилотов, потому что своих не хватает. Понятно, что они за копейки работать не будут. Поэтому интересно, сколько же они все-таки у нас получают?
Б. Сейдахметов:

Пилотов не только у нас не хватает, они в дефиците по всему миру. В России, к примеру, 200 пилотов набрали. В прошлом году в нашу страну были приглашены 325 иностранных пилотов и 220 инженеров. Зарплату им платят сами авиакомпании, в которых они работают. Единственное, свидетельство пилота выдает КГА. Мы запрашиваем власти той страны, откуда прибыл специалист, и получаем подтверждение. Казахстанский командир воздушного судна получает порядка 10 тысяч долларов, иностранные пилоты зарабатывают, конечно же, больше. Это и понятно: для того, чтобы они здесь работали, нужно обеспечить их жильем, у них здесь семьи... Но точную цифру назвать не могу.

TENGRINEWS: Недавно казахстанские пилоты жаловались на то, что они вынуждены работать до достижения пенсионного возраста - 63 лет. А ведь это вредная профессия. Ведь можно же инициировать какие-то поправки в законодательство о том, чтобы пилоты выходили на пенсию раньше?
Б. Сейдахметов:

Да, в советское время летчики могли выходить на пенсию после определенного количества налетов. Сейчас в стране такой подход, что пилоты выходят на пенсию в 63 года, но они допускаются к полету по состоянию здоровья. Два раза в год наши пилоты проходят медосмотр. Если раньше компании жаловались на то, что диагностика занимает целую неделю, когда осмотр за рубежом длится всего один день, то сейчас и мы сократили это время. В медицинских центрах поставили суперсовременную технику. На каждого пилота есть досье, а также список его заболеваний. Мы пригласили зарубежного эксперта в авиационной медицине. Что касается вопроса о пенсионном возрасте, мы со стороны комитета готовы поднять любой вопрос, который улучшил бы гражданскую авиацию. Сейчас мы вносим поправки в Закон "Об использовании воздушного пространства".

TENGRINEWS: И какие изменения нас ждут?
Б. Сейдахметов:

Планируется создание эффективной авиатранспортной системы, отвечающей международным требованиям. Госинспекторов хотим наделить полномочиями, которые позволят немедленно приостановить эксплуатацию самолетов, если их использование представляет угрозу. В поправках также говорится об обязательной сертификации всех субъектов гражданской авиации, установлении более подробного основания для отмены сертификата летной годности воздушных судов.

TENGRINEWS: А готовы ли наши специалисты оперативно отреагировать, к примеру, в случае исчезновения борта?
Б. Сейдахметов:

Конечно. У нас В 2014 году была организована поисково-спасательная команда на базе "Казаэронавигации". Это было требование ИКАО. Когда упал российский вертолет в Каспийское море, наши спасатели нашли его. Они постоянно проводят учения, определяют условные зоны поиска, координаты. Всевозможные варианты отрабатываются!

TENGRINEWS: А вот эта команда была задействована в поисковых операциях при падении Ан-2 в Жамбылской области?
Б. Сейдахметов:

Специалисты готовы были вылететь, но погода не позволила. Поэтому наземные спасатели МЧС были отправлены.

TENGRINEWS: Бекен Канелович, вот еще одна актуальная проблема. Много жалоб поступает по поводу состояния аэропортов нашей страны. Недавно обсуждался вопрос о создании холдинга по управлению аэропортами Казахстана, который инвестирует в их развитие 167 миллиардов тенге. Сколько у нас частных и сколько государственных аэропортов?
Б. Сейдахметов:

6 из 18 аэропортов Казахстана находятся в частных руках, это - Алматы, Караганда, Актау, Жезказган, Тараз, Уральск. Конечно, не все собственники могут отремонтировать взлетно-посадочную полосу за свой счет, так как это требует серьезных вложений. А взлетно-посадочная полоса - основа воздушной гавани. В этом году мы реконструируем аэропорты Усть-Каменогорска, Семея, Петропавловска, Костаная. А в столице будет построен новый терминал стоимостью 27 миллиардов тенге. Его строительство планируется завершить в 2017 году, к проведению EXPO. Два года назад прошла реконструкция полосы аэропорта Тараза, в апреле начнется второй этап ремонта взлетно-посадочной полосы аэропорта Уральска.

TENGRINEWS: Кстати, руководство аэропорта Уральска недовольно взлетно-посадочной полосой. Они уже несколько месяцев жалуются. Если вы утверждаете, что она в нормальном состоянии и трещины не влияют на безопасность полетов, то по какой причине не утихает эта тема?
Б. Сейдахметов:

По Уральскому аэропорту ситуация такая. В 2014 году взлетно-посадочная полоса была передана государству, так как собственник не был в силах ее отремонтировать. Мы начали реконструкцию, первый этап завершили. Длина полосы составляет 2,4 километра, планируется удлинить ее еще на 400 метров. Это позволит принимать все типы воздушных судов. А те выбоины, о которых заявляет руководство Уральского аэропорта, никакого влияния на безопасность полетов не оказывают. На прошлой неделе там побывала комиссия из числа транспортной прокуратуры, акимата и других специалистов, которая дала такое заключение. Небольшие дефекты есть, но их даже нельзя назвать трещинами. Подрядчик "Каздорстрой" их устранит.

TENGRINEWS: И из-за этого аэропорт завалил письмами КГА?
Б. Сейдахметов:

Руководство аэропорта пишет письма, что им не нужны дополнительные 400 метров. Туда в таком случае смогут летать только Embraer и Fokker. Есть проблема и с ремонтом рулежной дорожки и места стоянки, которые принадлежат собственнику аэропорта, и он должен реконструировать их за свой счет. Владелец аэропорта тянет с решением этого вопроса, никаких шагов мы не видим. Если эта территория не будет приведена в порядок, реализация всего проекта не будет завершена, а большие воздушные суда не смогут заезжать на стоянку, что воспрепятствует увеличению количества полетов.

TENGRINEWS: "Эйр Астана" ведь возобновила полеты в Уральск?
Б. Сейдахметов:

Да, с 12 января в Уральск летает "Эйр Астана". Но поведение собственника аэропорта похоже на то, чтобы не допустить полеты других авиакомпаний, кроме "Бек Эйр", которая, кстати, тоже принадлежит владельцу Уральского аэропорта.

TENGRINEWS: Налицо лоббирование интересов "Бек Эйр"?
Б. Сейдахметов:

Получается, что так. Нерешенные вопросы с реконструкцией позволят летать только "Бек Эйр". Аэропорт безосновательно не дает слоты авиакомпании SCAT, которая запросила их еще в декабре 2014 года. Такие действия со стороны владельца воздушной гавани неправомерны, поэтому у SCAT есть все основания для того, чтобы обратиться с иском в суд.

TENGRINEWS: А как обстоит вопрос с увеличением аэропорта в Алматы? Ведь это крупнейший мегаполис страны, тем более, в ближайшее время запускается авиакомпания "Эйр Казахстан".
Б. Сейдахметов:

Было предложение построить аэропорт в Капшагае, но это далековато. Еще речь шла о строительстве нового международного аэропорта в Жетыгене в Алматинской области. Инвесторы приходили, обсуждали, но они должны договориться с аэропортом Алматы. До сих пор однозначного решения нет. Все на уровне переговоров. Что касается "Эйр Казахстан", то ее созданием занимается фонд "Самрук-Казына". Насколько мне известно, второй собственник не вложил необходимые средства, поэтому решили создавать компанию со 100-процентным участием национального фонда. На заседании совета директоров было принято решение о переименовании "Эйр Казахстан" в Kazakh Air. Сроки запуска остаются те же, ожидается, что компания начнет полеты уже в этом году.

TENGRINEWS: Она сможет создать более сильную конкуренцию на внутреннем рынке?
Б. Сейдахметов:

Да, она будет летать внутри страны.

TENGRINEWS: Вот насчет конкуренции и цен. Авиакомпании "Бек Эйр" и SCAT не включают топливный сбор в стоимость билета, а "Эйр Астана" только недавно объявила о снижении стоимости на топливный сбор. В России эти сборы вовсе отменены. А почему бы Казахстану не последовать примеру соседа?
Б. Сейдахметов:

Топливный сбор был введен, когда цена на керосин была высокой. А сейчас, с учетом последней тенденции, если будут предпосылки к тому, чтобы цена керосина станет конкурентоспособной, то в топливных сборах не будет необходимости. В цене билета "сидит" порядка 30 процентов стоимости топлива. И процесс формирования цен находится в компетенции Комитета по регулированию естественных монополий.

TENGRINEWS: Очень хочется верить, что "Эйр Астана" благодаря этому все-таки снизит цены на перелеты, в том числе и на международные. Кстати, компания вышла из "серого списка", скоро откроется прямой рейс в Париж. Учитывая, что сейчас из-за экономической ситуации сокращаются даже командировки в министерствах, в целом, есть ли смысл открывать новые направления?
Б. Сейдахметов:

В целом, в связи с кризисом ожидается спад спроса на транспорт. Но так как никаких ограничений по полету в Европу у "Эйр Астаны" нет, возможно, появятся новые рейсы. При этом, компания с осторожностью подходит к открытию направлений. Рейсы ведь должны окупаться. А у нас очень многие рейсы даже дотируются - я сейчас уже говорю о внутренних перелетах. Это социально значимые направления. Там зачастую борта не заполняются на 100 процентов. Государство даже субсидирует компании. К примеру, в прошлом году и в этом было выделено по 1,5 миллиарда тенге. Сейчас нужно развивать хотя бы то малое, что уже есть, чтобы к 2040 году мы пришли к "открытому небу".

TENGRINEWS: Что это за проект?
Б. Сейдахметов:

Мы планируем гармонизировать законодательства Казахстана, России и Беларуси в сфере авиации. Это означает, что авиакомпании смогут летать без межправительственного соглашения, которое действует на сегодняшний день. Но еще рано говорить об этом. Европа шла к "открытому небу" 30 лет. Но мы тоже ориентируемся на такие сроки. А пока наши авиакомпании на ноги не встали, рынок не готов к приходу "монстров" отрасли. ИКАО нас контролирует. Если аудит 2009 года выявил 51 процент несоответствия безопасности полетов, то в 2014 году мы устранили недостатки, и сейчас у нас 65 процентов соответствия. То есть, мы перешагнули среднестатистический мировой уровень. Если мы еще один рывок сделаем, то сможем дотянуться до европейского уровня. В ИКАО 190 стран, и при этом ни у одной авиакомпании мира нет 100-процентного соответствия.

TENGRINEWS: От режима "открытого неба" выиграют только пассажиры - перед ними откроется выбор. А для отечественной авиационной отрасли - это больше стресс. Наш рынок практически пока не готов к сильной конкуренции со стороны "монстров". Тем не менее, Россия планирует уже к 2016 году ввести режим "открытого неба" для своих аэропортов. Стоит вспомнить и тот факт, что все наши авиакомпании, кроме "Эйр Астаны" внесены в "черный список" Евросоюза. Если они оттуда не выйдут, нельзя говорить о том, что будет идти честная борьба за лакомый кусок. А пока, с 2013 года, иностранным авиакомпаниям запрещено заниматься чартерными перевозками из Казахстана.

Беседовала Роза Есенкулова

Нравится
Показать комментарии (7)