Бывший заместитель председателя правления НАО "Государственная корпорация "Правительство для граждан" Рашид Аманжулов выступал в качестве посредника в передаче взяток экс-зампреду "Казахстан инжиниринг" Канату Султанбекову, передает корреспондент Tengrinews.kz. Об этом говорится в приговоре специализированного межрайонного военного суда по уголовным делам Астаны.
Бывший заместитель председателя правления НАО "Государственная корпорация "Правительство для граждан" Рашид Аманжулов выступал в качестве посредника в передаче взяток экс-зампреду "Казахстан инжиниринг" Канату Султанбекову, передает корреспондент Tengrinews.kz. Об этом говорится в приговоре специализированного межрайонного военного суда по уголовным делам Астаны.
Эпизод получения взятки Султанбековым от руководителя ТОО "Казлегпром-Алматы". Как все начиналось
По данным приговора, в апреле 2015 года АО "Казахстан инжиниринг" пригласило директора ТОО "Казлегпром-Алматы" Айбека Бектурганова принять участие в совещании по вопросам поставок в 2015 году военного имущества для Вооруженных Сил, которое было проведено под председательством Каната Султанбекова. На совещании была предоставлена информация о планируемых закупках. Тогда Бектурганов подтвердил свою заявку на поставку имущества на сумму свыше трех миллиардов тенге.
После окончания совещания Султанбеков и Бектурганов встретились в служебном кабинете экс-зампреда "Казахстан инжиниринг". По данным судебного акта, там они и договорились о взятке за заключение договора о поставке. Султанбеков, как отмечается в приговоре, обещал за деньги покровительствовать коммерческой деятельности ТОО "Казлегпром-Алматы", предоставляя им значительные объемы поставок в рамках гособоронзаказа, а Бектурганов обязался передать ему взятку по мере поступления от "Казахстан Инжиниринг" оплаты.
14 июля 2015 года "Казахстан инжиниринг" и "Казлегпром-Алматы" заключили договор на закупку 47 наименований вещевого имущества и принадлежностей на общую сумму три миллиарда 663,5 тысячи тенге. С 28 августа по 14 декабря 2015 года ими были заключены четыре дополнительных соглашения, которыми уточнены сроки и базисы поставки, а также сокращено количество наименований товара с 47 до 44.
В конце лета 2015 года Султанбеков приехал на фабрику и сообщил Бектурганову, что по вопросам получения денег с ним будет контактировать его доверенное лицо.
"Для реализации этого преступного замысла Султанбеков К. Т. решил в качестве посредника во взяточничестве использовать своего знакомого - Аманжулова Рашида Мажитовича (экс-зампред "Государственной корпорации "Правительство для граждан". - Прим. автора), жителя Астаны, с которым он поддерживал дружеские взаимоотношения", - говорится в приговоре.
Участие экс-зампреда "Госкорпорации "Правительство для граждан" Рашида Аманжулова в эпизоде получения взятки
Как сообщается в судебном акте, в середине сентября 2015 года Аманжулов позвонил Бектурганову и договорился о встрече. Экс-зампред "Казлегпром-Алматы", как отмечается в приговоре, лично передал Аманжулову часть обусловленной взятки в размере 50 миллионов тенге. Экс-замред "Госкорпорации "Правительство для граждан", вернувшись в Астану, приехал в гости домой Султанбекову и передал ему деньги.
В конце сентября 2015 года в Астане Аманжулов познакомил Бектурганова с Мусаевым (проходил по этому делу свидетелем, не был в курсе планов Аманжулова) как его доверенное лицо.
15 октября 2015 года, как говорится в документе, Мусаев получил 100 миллионов тенге от Бектурганова в Алматы. Деньги он вместе с водителем фабрики (также не посвященным в преступные намерения и не являющимся соучастником преступления) на поезде доставил в Астану и передал Аманжулову.
На следующий день Аманжулов, как отмечается в приговоре, передал 100 миллионов тенге водителю Султанбекова (не осведомленному о совершаемых преступлениях и не являющемуся их соучастником).
25 декабря 2015 года Бектурганов в одном из торгово-развлекательных центров Астаны передал Аманжулову, как сказано в судебном акте, заключительную сумму взятки в размере 90 миллионов тенге для Султанбекова.
Получение взятки Султанбековым за заключение нового договора о поставках
В один из дней марта 2016 года Султанбеков позвал Бектурганова в алматинское кафе для обсуждения коммерческих проектов фабрики. Экс-зампред "Казахстан инжинирнг", как говорится в приговоре, предложил за взятку в размере 200 тысяч долларов заключить аналогичный договор о поставках в рамках исполнения гособоронзаказа на 2016 год. Бектурганов согласился. После этого Султанбеков передал ему номер мобильного телефона своей знакомой - Махатовой М. М. (не осведомленной о преступных намерениях и не являющейся соучастником данного преступления, проходила по делу в качестве свидетеля), представив ее своим доверенным лицом, которому нужно будет передать деньги.
5 марта 2016 года Махатова, как отмечается в приговоре, на стоянке Казахстанско-Британского технического университета в Алматы получила 200 тысяч долларов (по курсу Нацбанка РК - 69 миллионов тенге) от Бектурганова. Через два дня эти деньги она передала Султанбекову.
11 апреля 2016 года между АО "Казахстан Инжиниринг" и ТОО "Казлегпром-Алматы" был заключен договор о долгосрочных (пятилетних) закупках обуви (ботинки, полуботинки, полусапожки, туфли кожаные, хромовые, летние, утепленные, лакированные, тапочки казарменные) на общую сумму 2,6 миллиарда тенге.
"Всего при вышеизложенных обстоятельствах за период с сентября 2015 года по апрель 2016 года заместитель председателя правления АО "НК "Казахстан инжиниринг" Султанбеков получил от руководителя ТОО "Казлегпром-Алматы" Бектурганова в качестве взяток в особо крупном размере 240 миллионов тенге и 200 тысяч долларов (по курсу Нацбанка РК - 69 миллионов тенге)", - отмечается в приговоре.
Показания Султанбекова в суде
В суде Султанбеков свою вину в получении взятки от Бектурганова признал полностью. Он рассказал, что с Аманжуловым знаком с 2005 года, когда работал в должности заведующего отделом организационно-кадровой и контрольно-инспекторской службы аппарата акима Алматы. С Бектургановым познакомился в мае 2015 года на выставке в южной столице.
"Примерно в июне 2015 года Аманжулов попросил его о встрече, которая состоялась в вечернее время в ресторане. В ходе разговора Аманжулов рассказал о намерении Бектурганова передать денежное вознаграждение за уже заключенный контракт между АО "НК Казахстан Инжиниринг" и ТОО "Казлегпром" на поставку вещевого имущества, а также за оказание содействия в заключении дополнительных соглашений по увеличению общей суммы по данному контракту. При этом Аманжулов заверил, что лично будет отрабатывать данный вопрос с Бектургановым, которого он давно знает, и решит все нюансы. Аманжулов посоветовал ему помочь Бектурганову в решении указанного предложения. Он ответил, что подумает над этим предложением. Через несколько дней он снова встретился с Аманжуловым в ресторане и сообщил, что согласен на предложение Бектурганова и, по его совету, готов положительно решить вопрос по лоббированию интересов ТОО "Казлегпром" за денежное вознаграждение. Однако он сразу же добавил, что вымогательства в данном случае быть не должно и Бектурганов сам должен определить сумму причитающегося ему (Султанбекову К. Т.) вознаграждения. Аманжулов заверил, что каких-либо проблем не будет и он сам конфиденциально переговорит с Бектургановым. После этого Аманжулов намекнул о желании получить за его услуги вознаграждение. Там же он добавил, что Бектурганов готов дать взятку в размере примерно 70 миллионов тенге. Он ответил, что от суммы взятки он может себе оставить примерно семь миллионов, или 10 процентов", - говорится в приговоре.
Далее в судебном акте сообщается, что Султанбеков примерно в сентябре 2015 года приезжал в Алматы в командировку для проверки исполнения договоров поставщиками. Заодно он заехал в "Казлегпром-Алматы". Там ему Бектурганов показал на листке свои расчеты, а именно: какой объем работы он получил на 2015 год, какой объем желал бы еще получить и какую сумму в качестве вознаграждения передал Аманжулову и ему.
"Это было связано с тем, что решение всех вопросов с Бектургановым, по совету Аманжулова, взял на себя последний. В целом ему неизвестно, сколько денег оставил для себя Аманжулов, но на одной из встреч он подтвердил, что оставил себе часть полученной взятки в качестве вознаграждения. Аманжулов трижды передавал ему деньги от Бектурганова - примерно в сентябре 2015 года в сумме 50 миллионов тенге во дворе дома. Во второй раз передал деньги в сумме около 100 миллионов тенге. Эти деньги были переданы через водителя. В третий раз Аманжулов передал деньги от Бектурганова на сумму около 90 миллионов тенге. Всего в 2015 году в общей сумме Бектурганов А. Б. передал в качестве вознаграждения 240 миллионов тенге", - сказано в приговоре.
Как говорится в судебном акте, лоббирование интересов "Казлегпром-Алматы" со стороны Султанбекова выражалось в ускорении согласования оплаты по заключенным договорам, рекомендации его в компании в качестве потенциального поставщика. Он подтвердил получение 200 тысяч долларов в марте 2016 года.
Показания Бектурганова в суде
Бектурганов свою вину в даче взятки признал полностью. Он сообщил суду, что в 2015 году его пригласил к себе в служебный кабинет Султанбеков и сказал, что готов заключить с его предприятием договоры. Но у экс-зампреда "Казахстан инжиниринг", как говорится в приговоре, было одно условие: в качестве вознаграждения, то есть взятки, он должен передать около 12 процентов от общей суммы заказа.
"Опасаясь не получить необходимые объемы работы и понести убытки, он согласился на его условия. Сразу же было оговорено, что деньги он передаст после полной оплаты по договорам, которая должна была произойти примерно осенью или зимой 2015 года. При этом Султанбеков предупредил, что деньги у него будет забирать его человек - Аманжулов, и передал номер телефона", - сказано в приговоре.
Далее Бектурганов рассказал, как передавал взятку. Он добавил, что после передачи денег Султанбекову об этом не сообщал. После этого неоднократно заходил по работе к Султанбекову и он каких-либо претензий по этому поводу ему не предъявлял.
Примерно в феврале 2016 года Султанбеков утром позвонил ему и попросил о встрече. Затем он подъехал к кафе в Алматы. По данным приговора, Султанбеков попросил у Бектурганова в долг 200 тысяч долларов, которые он передал через несколько дней через знакомую экс-зампреда "Казахстан инжиниринг".
"Однако в последующем договоры с ТОО "Казлегпром" заключались уже не АО "Казахстан Инжиниринг", а ТОО "Ютария". В содеянном раскаивается, считает, что указанное преступление совершил под давлением Султанбекова, и в случае отказа предприятие неминуемо обанкротилось бы. В результате около 500 семей работников товарищества остались бы без доходов и средств к существованию", - заключается в судебном акте.
Будет ли конфискация имущества?
В приговоре также отмечается, что органы досудебного производства не выявили имущества у подсудимых, добытого преступным путем либо приобретенного на средства, добытые преступным путем.
"При таких обстоятельствах, ввиду того, что по данному уголовному делу отсутствуют сведения о преступном характере происхождения имущества, поэтому суд полагает необходимым конфискацию имущества в отношении всех подсудимых не назначать", - сказано в судебном акте.
Приговор не вступил в законную силу и подлежит обжалованию в вышестоящей инстанции
Напомним, суд признал Каната Султанбекова виновным в получении взятки и назначил наказание в виде десяти лет лишения свободы. Вместе с ним перед судом предстали еще восемь человек. В ходе оглашения приговора судья Баязид Дарибаев огласил имена всех фигурантов дела.
41-летний Айбек Бектурганов был предан суду по статье 367, часть 4 УК РК - "Дача взятки". Суд приговорил его к семи годам лишения свободы.
Отметим, судебное разбирательство по делу проходило в закрытом режиме, без прессы. Ранее об этом ходатайствовали адвокаты подсудимых. Журналистам разрешили присутствовать лишь на оглашении приговора.
Не предавать огласке миллионные суммы и откаты: Суд запретил СМИ освещать дело Султанбекова
Аманжулова взяли под стражу 22 апреля сроком на два месяца. В "Правительстве для граждан" заявили, что 20 апреля Рашид Аманжулов прекратил работу в госкорпорации, расторгнув трудовой договор по собственному желанию.
11 мая в Комитете национальной безопасности Казахстана рассказали, что в отношении задержанного проводится досудебное расследование по статье 367 части 4 УК РК "Дача взятки в особо крупном размере".