Любопытно
04 марта 2024 | 01:05

"Они умолчали": режиссеры заявили, что суммы в отчете Минкульта не бьются с фактическими

Иконка просмотров страница
Иконка комментария страница

ПОДЕЛИТЬСЯ

Фото с сайта: businessmir.kz, kinopoisk.ru, kino.kz

Ранее в Министерстве культуры и информации обнародовали данные по тратам на съемки казахстанских фильмов. Редакция Tengri Life обратилась к казахстанским режиссерам с рядом вопросов, чтобы узнать, почему картины за сотни миллионов бюджетных тенге не вышли в прокат или не окупились. Некоторые из них заявили, что получили намного меньше той суммы, которую заявляют в Минкульте.


Ранее в Министерстве культуры и информации обнародовали данные по тратам на съемки казахстанских фильмов. Редакция Tengri Life обратилась к казахстанским режиссерам с рядом вопросов, чтобы узнать, почему картины за сотни миллионов бюджетных тенге не вышли в прокат или не окупились. Некоторые из них заявили, что получили намного меньше той суммы, которую заявляют в Минкульте.

За 5 лет государство профинансировало создание 103 картин, из которых завершено производство 98 фильмов различных жанров на сумму 19 миллиардов тенге.

"Причиной того, что казахстанский зритель до сих пор не увидел некоторые картины, является незаинтересованность производителей и авторов в прокате, так как в период реализации проектов они уже гарантированно получили свои гонорары", – отметили в Министерстве культуры и информации.

К примеру, ТОО "Турсуновфильм", руководителем которого является режиссер и писатель Ермек Турсунов, получило государственную поддержку в размере 500 миллионов тенге на производство полнометражного художественного фильма "Бесмойнак", но картина в прокат не вышла, заявили в министерстве.

Реклама
Реклама

Ермек Турсунов, отвечая на вопросы Tengri Life, уточнил, что прокат его фильма запланирован на март 2024 года.

"Производство кинокартины было окончательно завершено в конце 2022 года, и фильм был сдан Госцентру поддержки нацкино. Картина получила удостоверение национального фильма. Нареканий по финансовым и производственным отчетам не было, сроки производства кинокартины пострадали из-за пандемии. Задержка выхода в прокат была вызвана рядом объективных обстоятельств, не зависящих от меня. Это отсутствие продюсера, неверная стратегия продвижения, выбранная ГЦПНК, и так далее", – ответил режиссер на критику министерства.

Ермек Турсунов уточнил, что договоренностей с Министерством культуры и информации у него не было, вся коммуникация проходила через Центр поддержки национального кино. По словам режиссера, в марте 2023 года ими же был организован показ фильма для ограниченного круга лиц.

"В марте 2023 года госцентр организовал показ фильма "Бесмойнак" в Астане руководству Министерства культуры и спорта (ныне Министерство культуры и информации - прим.), ряду ответственных чиновников и членов правительства, а также депутатам Парламента.

В результате после показа руководство госцентра пообещало полную поддержку в продвижении и организации проката фильма. Из-за смены министров, правительств, руководства Госцентра поддержки нацкино обещания остались обещаниями", – пояснил Ермек Турсунов.

Читатели задались вопросом и о документальном фильме Рашида Нугманова "Бату". Они поинтересовались, можно ли его посмотреть онлайн? И почему лента про важнейшую для казахстанцев в истории фигуру, так и не вышла в свет.

"Изначально проект был ориентирован на прокат в кинотеатрах, поскольку содержал игровые сцены с реставрацией исторических событий — то, что называется "докудрамой". Это не дешевое удовольствие, которое на западе стоило бы миллионы долларов, но мы сократили бюджет, чтобы вписаться в 400-450 тысяч долларов. Члены экспертного совета на питчинге предупредили, что этой суммы нам будет недостаточно, но мы поставили себе задачу уложиться в нее", – отметил он.

Рашид Нугманов также рассказал, куда больше всего было затрачено средств.

"Значительная часть исходной сметы была выделена на строительство декораций, пошив и аренду костюмов 13-го века, изготовление реквизита, оружия, грим, кастинг. Когда, наконец, поступили первые средства к сентябрю 2021 года, нас поставили перед невыполнимой задачей: фильм должен быть сдан в декабре. Мы просили выделить на производство реалистичные сроки и определить дату сдачи картины во втором квартале 2022 года, но руководство наотрез отказало нам в этом: фильм должен быть сдан в декабре на утвержденный бюджет, а игровые сцены полностью заменены на графические", – сказал режиссер.

В результате жестких карантинных ограничений, работу за пределами Казахстана и России пришлось координировать удаленно – фильм снимался местными группами на трех континентах в Монголии, Украине, Франции и США.

Режиссер сказал, что права на фильм "Бату" принадлежат Госцентру поддержки нацкино, поэтому вопросы проката остаются в их компетенции. Но в 2022 году Рашид Нугманов, его творческая группа и студия CUBIC на основе этого материала смонтировали и доработали за собственный счет четырехсерийный телевизионный фильм "Бату: Загадка истории", однако с тех пор они ждут ответа касательно авторских прав.

"Теперь слово за Госцентром – готов ли центр признать наши права на телевизионный сериал? В настоящее время все еще ждем ответа. Если вопрос будет решен положительно, мы, наконец, сможем ответить на ваш вопрос, где и как можно будет увидеть фильм", – сказал Рашид Нугманов.

Еще в министерстве указали картину режиссера Ернара Нургалиева "На старте", на которую из госбюджета выделили 468,5 миллиона тенге, но собрал он в прокате всего 15,5 миллиона тенге. Однако в разговоре с Tengri Life режиссер озвучил другие детали, которые никем не были упомянуты.

Ернар Нургалиев пояснил, что синопсис фильма не его идея. Изначально режиссером картины "На старте" выступал приглашенный специалист из России, однако из-за карантина производство фильма заморозилось, режиссер вернулся домой, а также сменилась вся команда. Фильмом попросили заняться его.

"Им надо было срочно снять и сдать по датам фильм. Государству же все равно, карантин или нет, им нужно получить продукт. Они (продюсеры - прим.) звонили мне, сказали, надо снять, помоги. Я согласился. Но когда прочитал сценарий... Написан он был прям по-голливудски – масштаб и массовка", – сказал Нургалиев.

Как отметил режиссер, в основном он занимается созданием коммерческих картин, которые пользуются успехом в прокате, поэтому утверждать о коррупции в кинотеатрах не может.

"Зависит от маркетинга продукта, вот начался фильм в четверг, и за четыре дня реклама должна быть очень сильной. Чтобы привлечь внимание, чтобы люди посмотрели. Если люди не идут неделю, то кинотеатр снимает с проката, им же невыгодно это. Если фильм скучный и неинтересный, то его потихоньку убирают, и это нормально. Все зависит от продажи фильма", – сказал он.

В итоге, по словам режиссера, проблема низких сборов картины "На старте" в том, что ее не смогли качественно продать.

"Я первый раз в этом проекте работал с государством, знакомые просили спасти этот проект. Для этого мне звонили, надо было снять дешевле и быстрее. Вот и все, у нас такое соглашение было.

Фильм хороший, но они не дали мне менять сценарий и синопсис. Потому что я же знаю зрителей, я уже сколько снимал, я знаю, что народу нравится, а что нет. Я хотел помочь, предложил поменять идею, сказал, что лучше и интереснее сделаю. Они сказали: нет, мы утвердили и снимать надо "под систему", – подытожил он.

Мы обратились с запросом в Министерство культуры и информации, чтобы уточнить точную сумму, затраченную на этот фильм.

Мы связались с актером и продюсером Максом Акбаровым и задали ему вопрос, который касается финансирования ленты "На старте". По словам продюсера, большинство из заявленных фильмов – социально-идеологические проекты, перед которыми не стояло такой задачи, как кассовые сборы.

"Если у государства есть цель зарабатывать на кино и возвращать средства, то необходимо перестать финансировать кино, чтобы ни у кого не возникало вопросов. Снимать на частные деньги и исключительно коммерческие жанры (жанры комедия, боевик и ужас – прим.).

Многие не знают, что суммы, которые озвучили в министерстве, это не все деньги, которые идут на прямые расходы, то есть на производство. Есть прочие расходы, как НДС и другие уплачиваемые за сотрудников и группу налоги (39 процентов). Например, для фильма "На старте" мы также вкладывали свои средства для продвижения, сделали дубляж на русский язык, продали фильм на шести стриминговых платформах. Показали фильм на 15 международных фестивалях и победили на 5 из них", – поделился Максим.

Также Макс Акбаров утверждает, что данные про прокату фильмов не являются верными. Фильм "На старте" заработал не 15,5 миллиона, а 25 миллионов тенге, без учета российского проката и продаж на стримингах.

Мы обратились с запросом и к режиссеру Акану Сатаеву. Финансирование для производства его фильма "Боксер" составило 900 миллионов тенге, по данным МКИ, но сборы от кинопроката не превысили и 25 миллионов тенге. Режиссер отказался от комментария сейчас, отметив, что расскажет все лично, когда у него "появится свободное время".

Читать также: Коррупция, хейт и размер зарплаты: зачем Куанышу Бейсеку "Казахфильм" на самом деле

Қазнеттің басты жаңалықтары, жұлдыздардың өмірі және лайфхактар – барлығын Massaget.kz сайтынан таба аласыз. Қазақ тіліндегі жаңалықтарды оқып, талқылаңыз!

Показать комментарии

Читайте также
Реклама
Реклама
Лого TengriNews мобильная Лого TengriEdu мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная
Реклама
Реклама