Последнюю неделю вокруг образовательной программы "Болашак" кипят нешуточные страсти. Депутат Сената Андрей Лукин в своем запросе раскритиковал программу, заявив, что в ее реализации установлены тысячи нарушений, отсутствует эффективный механизм мониторинга трудовой деятельности стипендиатов и возмещения бюджетных средств, затраченных на их обучение. Что же происходит на самом деле?
Последнюю неделю вокруг образовательной программы "Болашак" кипят нешуточные страсти. Депутат Сената Андрей Лукин в своем запросе раскритиковал программу, заявив, что в ее реализации установлены тысячи нарушений, отсутствует эффективный механизм мониторинга трудовой деятельности стипендиатов и возмещения бюджетных средств, затраченных на их обучение. Что же происходит на самом деле?
Tengri Education поговорил с Алией Оспановой, руководителем Центра международных программ, который является администратором программы "Болашак".
Tengrinews.kz:
Сколько казахстанцев отучились по программе "Болашак" за все время ее существования?
Алия Оспанова:
Стипендия "Болашак" была утверждена 5 ноября 1993 года. За все время существования программы присуждена 15 871 стипендия. Ключевая задача программы – это создание качественного кадрового резерва государства. Стипендиаты привозят с собой на родину новые идеи и подходы, налаженные коммуникации с мировым сообществом профессионалов, так называемый network.
Tengrinews.kz:
Сколько из них выполнили свои обязательства и вернулись в Казахстан?
Алия Оспанова:
Из общего числа, то есть 15 871, на сегодня мы имеем 268 выпускников, на которых и ссылался сенатор Лукин (в своем депутатском запросе - прим. автора), которые, к сожалению, не вернулись в Казахстан.
Tengrinews.kz:
Правильно ли я понимаю, что теперь они должны вернуть деньги государству?
Алия Оспанова:
Конечно, все стипендиаты в обязательном порядке возвращают вложенные средства государству. Согласно правилам стипендии, несмотря на то, вернулся студент или нет, смог окончить или не смог окончить университет, госсредства охраняются специальным договором - студенты ставят в залог свою недвижимость у нас в центре. То есть, в случае если эти студенты не возвращаются в страну, мы вправе инициировать судебный процесс и таким образом вернуть государству потраченные средства.
Tengrinews.kz:
Какую сумму уже удалось вернуть?
Алия Оспанова:
Только в 2023 году в государственный бюджет возвращена сумма средств в размере 1 579 864 659,54 (1 миллиард 579 миллионов) тенге. В результате работы уже в следующем году мы ожидаем возврат средств в размере 1 135 299 418,89 (1 миллиард 135 миллионов тенге) в государственный бюджет. Другими словами, упомянутая цифра 268 фактически составляет менее 2 % от общего количества обладателей стипендии "Болашак". В любом случае мы возвращаем в госбюджет затраченные средства, даже если есть вот такие единичные случаи. когда студенты не возвращаются на родину.
Tengrinews.kz:
Как осуществляется возврат денежных средств?
Алия Оспанова:
Как выглядит данный процесс и что здесь важно понимать. В первую очередь Центр международных программ во всем данном процессе выступает как администратор программы. Наша основная задача - реализовать прием документов стипендиата, верифицировать все критерии, которым он должен соответствовать, но центр не имеет права принимать решение о присуждении либо лишении стипендии. Принятие решения возлагается на Национальную республиканскую комиссию, которая является независимым межведомственным органом. Очень важно отметить, что ни центр, ни Министерство науки и высшего образования никак не могут влиять ни на отбор претендентов, ни на процесс лишения стипендий.
Tengrinews.kz:
За что можно лишиться стипендии и как это происходит?
Алия Оспанова:
Стипендия отзывается по различным причинам: один сценарий - стипендиат плохо учился и его отчислили, второй - когда стипендиат сам отказался, например, поступил в Гарвард, прошел весь наш процесс, республиканская комиссия вынесла положительное решение, мы его именуем стипендиатом. Но вдруг в течение нескольких месяцев он самостоятельно получает другой грант. Есть известный в стране грант Фонда Нурлана Каппарова на обучение в Гарварде, либо гранты от самого университета. Стипендиат приходит к нам и просит отказ от стипендии. Список на лишение стипендий мы формируем и направляем в Национальную республиканскую комиссию, мы разбираем каждый отдельный кейс, и затем выносится соответствующее решение.
Tengrinews.kz:
Сколько человек выполнили все свои обязательства по программе?
Алия Оспанова:
Практически 98 % стипендиатов вернулись, они трудятся на благо родины. Если податься в цифры, у нас есть хорошая статистика. 9 527 выпускников полностью исполнили свои договорные обязательства в рамках всей программы. 2 987 находятся на мониторинге трудовой отработки, они в данный момент отрабатывают на территории РК свои обязательства. 91 находится на отсрочке своих трудовых договорных обязательств по причине декрета, лечения.
Tengrinews.kz:
Можно ли до срока окончания программы вытащить залоговое имущество и продать его?
Алия Оспанова:
Существует процедура смены залогового имущества. Например, студент изначально поставил в залог квартиру мамы, но потом заработал на свою квартиру, купил ее и просит заменить имущество в залоге. То есть квартиру мамы снять с обременения, а уже свою поставить. Здесь важно понимать, что Центр не имеет права снимать недвижимость с обременения при отсутствии соответствующих документов.
Tengrinews.kz:
Как получается, что выпускники программы получают образование по специальностям, не отвечающим реальным требованиям рынка труда Казахстана?
Алия Оспанова:
На самом деле с момента создания программы в 1993 году определенных приоритетных требований к областям знаний поставлено не было. В своем Послании народу в 2022 году Глава государства Касым-Жомарт Кемелевич изменил вектор программы и приоритезировал подготовку медицинских и инженерно-технических кадров, для которых мы выделили специальные квоты. В Центре международных программ создан перечень льготных категорий, в который входят специалисты в области медицины, инженерно-технического профиля, претенденты из сельской местности. В случае если претенденты из вышеперечисленных категорий не владеют на достаточном уровне языком, то мы, как ЦМП, покрываем их обучение английскому языку.
Я считаю, что уже сегодня можно заметить результат трансформации нашей программы. Одним из новшеств, введенных по поручению Главы государства, стала программа "500 ученых", не имеющая аналогов в нашем регионе.
Первые стипендиаты программы уже вернулись в страну, а сейчас у нас проходит набор на этот год, также с акцентом на диверсификацию по областям. Я думаю, что результаты, которые показывают ученые после прохождения стажировки в лучших научно-исследовательских центрах мира, подтверждают способность отвечать потребностям рынка труда.
Tengrinews.kz:
Какой процент трудоустроенных по специальности?
Алия Оспанова:
Это тоже очень важный вопрос. Потому что мы не можем принимать отработку стипендиатов, если они отрабатывают не по специальности. Наша задача, в соответствии с нормативно-правовыми актами и договором со стипендиатом, это его отработка непосредственно в РК по направлению своей профессиональной подготовки. То есть, другими словами, все стипендиаты, которые отрабатывают свои обязательства, все они работают по профессии.
Tengrinews.kz:
Можете назвать яркие примеры болашакеров, которые трудятся у нас в стране?
Алия Оспанова:
Тысячи стипендиатов из простых семей, для которых программа стала определенным социальным лифтом, смогли получить образование в топовых университетах мира, приехали и работают в городах и поселках нашей страны. Есть много ярких примеров болашакеров, о которых мы, к сожалению, мало говорим. Например, выпускник - кардиохирург Бауыржан Ракишев сегодня провел уже порядка 5 тысяч уникальных операций на сердце. Ранее государство тратило миллиардные средства на отправку наших граждан в зарубежные клиники, а сейчас появилась возможность лечить их в Казахстане силами наших выпускников.
Еще один пример - это ученый-геолог Сезим Мустапаева, которая прошла научную стажировку в одном из лучших университетов мира в США John Hopkins. Вернувшись в Казахстан, она продолжает участвовать в разведывательных экспедициях в Центральном Казахстане. Врач Медет Маханбет проводит уникальные операции на ухо. Подобные операции делают только в 5 странах мира. Благодаря Медету Казахстан стал шестой страной, которая может делать такие операции. И таких примеров тысячи в разных направлениях.
Tengrinews.kz:
Не кажется ли вам, что программа стала инструментом миграции для студентов?
Алия Оспанова:
На самом деле я считаю, что нам важно смотреть на цифры. Если из 12,5 тысячи стипендиатов 9,5 тысячи уже приехали и отработали свои обязательства, трудятся в Казахстане, а 3 тысячи на мониторинге и трудятся в стране, то мы видим, что огромное количество - это те, кто возвращается. Это самое большое наше преимущество. Я не думаю , что речь идет о миграции или трудовом туризме. Мы отслеживаем и приезд, и убытие наших стипендиатов.
Tengrinews.kz:
Есть ли сейчас смысл в программе "Болашак", когда в Казахстане начали открывать филиалы топовых зарубежных вузов?
Алия Оспанова:
Безусловно, открытие филиалов зарубежных университетов – важная веха в истории высшего образования. Но для создания качественных лабораторий требуется время. А студенты, обучающиеся за рубежом сейчас, – это тот человеческий капитал, который будет способен работать и проводить исследования в новых созданных филиалах на территории Республики Казахстан.
С другой стороны, если изучить международный опыт, в странах с самыми развитыми системами образования всегда выделяются средства на обучение за рубежом и обмен опытом. Почему международный опыт — это важно? Потому что в эпоху индустриальной революции каждой развитой стране мира важно иметь кадровый потенциал, получивший знания за рубежом и не понаслышке владеющий необходимой информацией.