1. Главная
  2. Посмотри

48-й размер, рост 164 сантиметра. О моде и казахских манекенщицах советской эпохи

В современном мире мода - неотъемлемая часть жизни. Сегодня для желающих приодеться открыты все горизонты - были бы финансы на эти цели. Однако так было не всегда. Для многих не секрет, что повседневная одежда жителя СССР не отличалась особым разнообразием, но советская мода все-таки жила и прогрессировала.

Экскурс в историю казахстанской моды советской эпохи нам проводит известный модельер Берик Исмаилов.

"Если сравнить ту моду с современной, это, конечно, небо и земля. Мы жили в закрытом мире, у нас не хватало информации. Законодателями моды всегда были Франция, Италия, но мы, конечно, не имели возможности почерпнуть их опыт", - рассказывает он.

По его словам, во времена Союза дизайн большинства выпускаемой в стране одежды диктовал Дом моды в Алматы.

Выглядело это следующим образом. В первую очередь художниками-модельерами, которые проходили обучение в Москве, рисовался эскиз будущего наряда.


Республиканский дом моделей разрабатывает образцы платьев для домохозяек. Алма-Ата. 1966 год.

После этого эскизы рассматривал художественный совет, который решал, какие модели можно пустить в производство, а какие лучше изменить или вообще не выпускать.

На этом "проверка" не заканчивалась, окончательное решение по запуску модельной линии принимал совет из представителей всех фабрик Казахстана, которым и предстояло шить и выпускать одежду.


Демонстрация новых моделей одежды в Алма-Атинском доме моделей. 1956 год.

Берик Исмаилов вспоминает, что на подобных собраниях присутствовали не просто ценители моды, но и представители государственных органов.

"Приходили люди из министерства промышленности. Они могли запретить выпуск той или иной одежды или же дать указание удлинить подол или рукав. К моде они, конечно, не имели отношения, этакие "сами себе кутюрье", - рассказывает Берик Исмаилов.

Перед вами типичный образец одежды 50-х годов.


Женское платье-костюм. Алма-Ата. 1950 год.

Невооруженным взглядом можно отметить почти полностью скрытый одеждой силуэт модели. Берик Исмаилов пояснил, что дело здесь не просто в этике.

"Фигура женщины - это дело непростое. Бедра могут быть одного размера, а верхняя часть тела - другого. Но вот когда такие вещи надеваешь, костюм сядет, хочешь ты этого или нет", - пояснил модельер.

Впрочем, женский силуэт успешно скрывался не только верхней одеждой.


Отдых трудящихся города Павлодара на речном пляже. 1957 год.

"Вообще, мода 50-х годов СССР у меня ассоциируется с некой фрау. Обратите внимание на прическу манекенщицы. Могу предположить, что у мужчин, посетивших во время войны Европу, остался некоторый стереотип о женской моде, который отлично прослеживается на этих фото", - говорит Берик Исмаилов.

Другими словами, в масштабах большой страны, где производство одежды было сосредоточено на нескольких крупных предприятиях, главной была не красота одежды, а простота ее производства. Такая модель, к примеру, не отличалась широким размерным рядом, но была универсальной, так как подходила всем.

Наверняка вы заметили, что параметры манекенщиц на фото отличаются от современных. Как пояснил модельер, это объясняется тем, что в манекенщицы на предприятия отбирались девушки со "среднестатистической" фигурой.

"Естественно, параметров 90-60-90 не было. Бралась среднестатистическая фигура: 48-й, 56-й, 44-й размер и средний рост советской женищины - 164 сантиметра", - объяснил дизайнер.


Демонстрация моды в парке. Такие показы проходили в дни массовых гуляний, например на майские праздники. Алма-Ата. 1958 год.

К слову, манекенщиц в то время делили на промышленных и творческих. Промышленные манекенщицы работали при предприятиях. Примерки у них были каждый день, и в основном они работали над одеждой, которая широко выпускалась фабриками.

Другие манекенщицы демонстрировали творческие коллекции - дизайнерскую одежду, которая не выпускалась массово. Таких манекенщиц не выбирали по вышеописанным шаблонам, однако выходила такая коллекция раз в полгода, и с нею модельеры выезжали за границу, нередко занимая там призовые места. В подобных коллекциях часто прослеживались этнические мотивы.


Коллекция Алма-Атинского Дома моделей на Международной ярмарке в Болгарии. 1972 год.

"Конечно, такие модели массово не выпускались, да и куда их можно было надеть в то время?" - сетует Берик Исмаилов.


Молодежный спортивный костюм из кожи сайгака. Костюм был презентован Алма-Атинским Домом моделей на выставке КазССР в Москве. 1972 год.

А здесь уже более легкая, летняя одежда для прогулок.


Молодежный костюм для прогулки. Алма-Ата. 1970 год.


Молодежное платье Казахского дома моделей. Алма-Ата. 1972 год.


Костюм, выполненный по казахским национальным мотивам. 1972 год.

Ситуация в мире моды СССР кардинально начала меняться лишь во время перестройки. Дизайнеры стали смелее, а контроль мягче. Окончательно все поменялось уже после развала Союза, когда дома мод перешли в частные руки, дизайнеры вышли в свободное плавание, а из-за рубежа хлынул поток недорогой и яркой одежды.


Коллектив Алма-Атинского Театра моды демонстрирует новые модели сезона. 1989 год.

"Все познается в сравнении. Нельзя сказать, что я недоволен тем временем: это была наша жизнь. Да, мы не имели большого выбора в одежде, но мы были равны и были счастливы", - заключил Берик Исмаилов. 

Фото и видеоматериалы предоставлены Центральным государственным Архивом кинофотодокументов и звукозаписей РК.