1. Главная
  2. Посмотри
Реклама
Реклама

Битва за Бозжыру. Почему гора в Мангистау стала такой популярной

Корреспонденты Tengrinews.kz отправились в Мангистаускую область, чтобы своими глазами увидеть одно из самых обсуждаемых туристических мест

Фото Турар Казангапов

Корреспонденты Tengrinews.kz отправились в Мангистаускую область, чтобы своими глазами увидеть одно из самых обсуждаемых туристических мест - урочище Бозжыра. Наши репортеры признаются, что с самого начала каких-либо завышенных ожиданий от посещения этого объекта у них не было. Но, проведя в Бозжыре весь день, поняли, как они заблуждались. Бозжыра не просто горы причудливой формы, это какая-то совершенно другая планета.

Следует начать с того, что, приехав из охваченного бураном Нур-Султана в Актау, мы были приятно удивлены. В этом приморском городе лежал снег. Но местные очень быстро нас успокоили, заверив, что снег здесь если и выпадает, то долго не лежит.

О зиме мы сразу же забыли, как только выехали в сторону города Жанаозена, дорога на Бозжыру лежит через этот населенный пункт. Когда в этом месте днем светит солнце, то северному жителю кажется, что пришла весна, и временами можно даже ходить без шапки. Но для жанаозенцев, конечно, настоящая весна наступит позже.

Мы хотели отправиться к, так скажем, модной горе сразу же. Но знающие люди, которые не раз объезжали урочище на внедорожнике, предостерегли нас: в той местности прошел дождь и машина может просто не пройти. Поэтому нам пришлось провести два дня в Жанаозене, чтобы дождаться идеальных условий (подробнее о том, как живут люди в Жанаозене, читайте в одном из следующих репортажей).

На самом деле маршрут в Бозжыру уже давно проложен. Есть даже специальные агентства, которые за определенную плату возят туда туристов.

Как говорят люди, занимающиеся извозом, в среднем такая услуга стоит порядка 70 тысяч тенге (сумма за один джип с водителем на целый день). А если клиенты захотят, то можно еще организовать питание, это плюс десять тысяч на человека. Но мы смогли найти проводника подешевле. Вероятно, скидку нам сделали, потому что пункт отправления у нас был не Актау, а город Жанаозен.

Дорога на Бозжыру лежит через пустынную местность.

По дороге нам встречаются нефтяные качалки, верблюды и один поселок - Сенек.

В ауле этом все песчаного цвета, и единственное, что разбавляет этот пейзаж, - надпись "I love Senek".

Но скоро все следы цивилизации исчезли, и мы оказались в горной местности.

Сразу нужно сказать, что здесь можно перемещаться только на внедорожниках. Впрочем, временами и они с трудом пробираются сквозь эту каменистую пустыню.

Если вы случайно сойдете с накатанной дороги, то придется очень долго искать выход из этого труднопроходимого лабиринта, чтобы наконец-то поехать с нормальной скоростью.

Болтанка временами нешуточная, трясет так, что при первой возможной остановке еще какое-то время приходишь в чувство. На этом этапе ни о каких достопримечательностях не думаешь.

Но со временем вестибулярный аппарат приходит в норму, и, озираясь по сторонам, вы замечаете первую узнаваемую гору. Ту самую, которая изображена на купюре в 1000 тенге.

А потом будет еще одна остановка.

"Пожалуйста, не называйте это место тирамису", - чуть позже скажет нам житель Актау, когда мы будем ему рассказывать про горы с причудливыми цветами, состоящие как будто из разных слоев.

Но наша цель - Бозжыра. Мы поднимаемся на возвышенность и...

Нас останавливают сотрудники природоохранной инспекции и записывают наши данные. Просто так, чтобы знать.

Миролюбиво расставаясь с ними, мы следуем дальше и подъезжаем к контейнерам с работающим генератором.

Узнать, что это за объект, нам не удается. Опять же миролюбиво расставшись с охранниками вагончиков (об их назначении позже расскажет аким района), мы направляемся к Бозжыре.

В пути нас сопровождает фотограф из Жанаозена. Ему 33 года. Он говорит, что, хотя и сам родом из этих мест, про Бозжыру узнал всего несколько лет назад.

То же самое нам позже скажут и другие люди.

"Моя жена родилась в Жанаозене, но она вообще никогда не знала про Бозжыру, до этого никогда там не была. Мои отец, мать, братишка и друзья тоже никогда там не были. Я сам узнал про это место от пользователей соцсетей в 2017 году. Честно скажу, до этого я знать не знал, что там есть такая гора, что у нас вообще есть такое красивое место", - говорит житель Актау Азамат Сарсенбаев.

Он считает, что известность Бозжыра набрала в каком-то смысле из-за пандемии, пик туризма в эту сторону случился в прошлом году.

Аким Каракиянского района (на его территории находится Бозжыра) Кыдырберди Беков рассказал, что сам он узнал о Бозжыре в 2015 году, при том что начал работать в этой местности начиная с 2011-го (в должности замакима).

"Сам я впервые побывал в Бозжыре в 2017 году, тогда весной там видел туристов, в том числе иностранцев, которые приезжали на велосипедах. Даже наши некоторые местные жители не знают, где оно вообще находится, они думают, что этот объект где-то рядом с городом Жанаозеном, на самом деле это очень далеко от него", - говорит аким.

А другие наши собеседники уверяют, что Бозжыра все же известное место, но не в широких кругах.

"Многие туристы и путешественники прекрасно знали о Бозжыре и посещали урочище. Лично я впервые был там в 2016 году, поэтому неверно говорить, что об этой достопримечательности не было известно", - отмечает путешественник, тревел-блогер и экоактивист Нуржан Алгашов.

"Бозжыру знали уже давно, в основном иностранные клиенты, мы всегда возили туда иностранцев, и они, по большому счету, приезжали к нам в основном из-за Бозжыры и еще пары точек. Так что, если местный народ не совсем знает, и даже если 90 процентов не знают, это не говорит о том, что не знают все. Эта точка была известна, просто в период пандемии внутренний казахстанский турист для себя открыл Бозжыру, иностранный-то турист давно о нем знает", - считает директор общественного объединения "Экспедиция 362" Ерлан Джумаев.

До сих пор мы с фотографом сами воочию не видели Бозжыру. И вот наконец нам представилась такая возможность. Мы оказываемся перед двумя возвышенностями и сразу обращаем внимание на невероятную тишину.

Абсолютно никаких посторонних шумов. Очень скудная растительность и камни, камни, камни. Поднимаешь булыжники, и воображение начинает играть. В их очертаниях легко находишь напоминание костей животного.

А спустя час нахождения в этом месте и вовсе посещают сомнения: а на Земле ли ты находишься? Может, это уже какая-то другая планета.

Из доступных источников известно, что Бозжыра не что иное, как дно древнего океана. И от этой мысли становится немного не по себе. Представляешь себе огромную волну из фантастического фильма.

Солнце близится к закату, а нам бы хотелось посмотреть на это чудо природы с другого ракурса. И опять нас ждут высокие склоны, труднопроходимая дорога и сильная тряска. А потом восхождение на вершину пешком. Последние усилия - и перед нами открывается невероятный вид.

"А, Бозжыра, наш камень преткновения", - скажут местные, когда начнут расспрашивать нас о цели визита.

Действительно, это чудо природы породило много споров. В прошлом году появилась информация, что рядом с Бозжырой построят отель. Люди, видевшие вживую "клыки" (так в народе называют две центральные возвышенности), выразили свое несогласие со строительством. Шум был такой громкий, что защитников Бозжыры услышали в Акорде и сам Президент поручил пересмотреть проект строительства гостиницы.

"Я за развитие туризма, другой вопрос - как это собираются делать местные власти с бизнесом. Мы слышали, что планируется строительство бутик-отеля с бассейнами, спа, ресторанами и прочим в непосредственной близости от главной достопримечательности Бозжыры - так называемых "клыков" и других скал. Это, конечно же, совершенно неправильный подход, я против этого", - говорит экоактивист Нуржан Алгашов и дает ссылку на петицию в защиту Бозжыры, которую на данный момент подписали более 8000 человек.

"Повторюсь, я не против строительства отелей, но почему они собираются строить именно в уникальном природном месте. Строительство этого отеля в непосредственной близости от урочища Бозжыра нарушит визуальный вид, красоту этого природного объекта, который стоял там миллионы лет.

Туристам урочище как раз интересно именно как природный объект в первозданном виде. Если там будет построен отель и его будет видно со всех сторон и смотровых площадок, то это будет уже какое-то вмешательство человека в природу. Поэтому многие экологи и специалисты, люди, понимающие, как надо развивать туризм, предлагают строить отель либо около дороги, либо в радиусе 20 километров от урочища Бозжыра, но ни в коем случаем не в самом урочище, это принципиально важно, потому что строительство в текущей локации просто уничтожит уникальность Бозжыры, и ее уже не восстановишь", - убежден Алгашов.

"Сейчас Бозжыра заполняет информационное поле, и многие люди, которые вообще ничего не понимают в этой области, кидают свои диванные экспертные мнения о том, что отель там нужен. Говорят: если отель там построят, то мы посетим Бозжыру. Но я вас уверяю, они не посетят Бозжыру, даже если построят там отель, потому что цена этого отеля будет точно не по карману 99 процентам населения Казахстана", - уверяет Алгашов.

Рядом с Бозжырой мы находим много следов человеческой жизнедеятельности: стакан из-под кофе, упаковка от сока, медицинская маска. Ранее сообщалось, что за прошлый год это место посетили порядка 5000 человек. Еще больший бум планируется в этом году. Но пока в Бозжыре не сезон, поток людей ожидается с апреля.

"Когда мне сказали, что на Бозжыре хотят построить отель, визит-центр, развить цивилизованный туризм, для меня был радостный день, потому что я понимал, если туда придет "Риксос" (ранее была информация, что проект в Бозжыре будет реализовывать компания, построившая отель "Риксос" в Актау), то значит там будет нормальная дорога, информационное сопровождение, как туда добраться, и меньше будет мусора.

Ведь у нас в Мангистау очень много туристических объектов, и все они загажены, по сути, кроме волонтеров, ни у кого нет интереса там убирать. Именно поэтому на каждое туристическое направление нужен человек, который будет заинтересован, чтобы сохранять чистоту и природную первозданность. Я за это активно агитирую", - говорит cпециалист по связам с общественностью Азамат Сарсенбаев.

Он заявляет, что и сам сначала был против строительства отеля в непосредственной близости с "клыками", но когда узнал, что проект пересмотрели, стал спокоен.

"По первоначальному проекту хотели строить в километре, прямо под "клыками". Я тогда тоже против был этой локации. Потом собрались местные органы и предложили другое место - в четырех километрах от прежнего. Новое место примечательно тем, что это естественный вход и выход из ущелья, на границе заказника, здесь будет гораздо легче контролировать поток туристов.

Многие говорят, мол, стройте в поселке Сенек (70 километров от Бозжыры), стройте за 20 километров. Но какой в этом смысл? Ведь главный посыл в том, чтобы запретить въезд на территорию заказника внедорожников. Зачем тогда все это делать, если за 20 километров будет стоять визит-центр, и что, все 20 километров люди будут пешком топать до Бозжыры? Кому это надо?" - задается вопросами Азамат.

Несколько дней назад аким Каракиянского района подписал меморандум о взаимном сотрудничестве с главой ТОО Tethys Aktau IV, которое планирует реализовать проект неподалеку от Бозжыры.

"С нашей стороны уже выделен земельный участок для строительства гостиничного комплекса в виде этноаула площадью 28,1 гектара. Он будет располагаться на расстоянии четырех километров от Бозжыры. Сама Бозжыра остается как всем доступный туристический объект", - отметил аким.

Предполагается, что для перевозки туристов от этноаула до урочища Бозжыра будет предусмотрена аренда верблюдов и лошадей у местных жителей.

"На верблюдах, на лошадях, на квадроциклах. Кроме того, люди смогут попасть туда так же, как и сейчас, своим ходом или воспользоваться услугами турагентства", - пояснил чиновник. По его словам, изначально предполагалось, что строительство гостиничного комплекса будет возле самой горы, но потом этот проект был пересмотрен.

"Непосредственно рядом с Бозжырой строительства не будет, они (инвесторы) уже отступили. Если раньше предполагалось, что проект будет реализован где-то в километре от Бозжыры возле двух гор (клыков), то теперь инвесторы отошли от этого участка на четыре километра. Эта территория относится к земельному запасу нашего района. В настоящее время инвестор разрабатывает проектно-сметную документацию, после получения разрешения начнется строительство", - говорит Беков.

Также акимат подал заявку на разработку ПСД автомобильной дороги до урочища.

Что касается контейнеров, которые мы заметили на пути в горную местность, то, по словам акима, они необходимы для ведения изыскательных работ, которые проводит инвестор.

"Спецтехники там нет, они геологические замеры какие-то необходимые делали для проекта", - отмечает он. Как сообщил Беков, если инвестор получит разрешение, то проект может быть реализован уже в этом году. Однако есть люди, несогласные со строительством, и поэтому акимат проводит разъяснительную работу.

"Наши местные жители из Жанаозена, поселков Сенек, Куланды, Бостан, Болашак поддерживают развитие туризма, даже те люди, которые активно высказывали свои мнения, теперь не согласны с блогерами, которые выступали против строительства. Наши специалисты из заповедников и заказников считают, что никакого вреда для окружающей среды нет. Нужно развивать туризм, это же экономика", - убежден аким.

Аул в Каракиянском районе

"Согласно документу, на инвестора, ТОО Tethys Aktau IV, возложен ряд определенных задач: трудоустройство местных жителей с проведением для них обучающих курсов в сфере обслуживания в гостиничном и ресторанном деле. (…) Инвестору будет поручено развивать культурный туризм через реализацию проекта этноаула, без какого-либо урона для флоры и фауны, почвенным слоям, животному миру и природе в общем", - говорится в сообщении акимата по поводу подписанного меморандума.

Как отмечает директор общественного объединения "Экспедиция 362" Ерлан Джумаев, раньше они занимали принципиальную позицию в вопросе строительства на Бозжыре, но, после того как было передвинуто место предполагаемого возведения отеля, они заняли нейтралитет.

"Понятно, что власти полностью за этот проект, и я их тоже понимаю, ведь затащить инвестиции в наш регион не так легко. Инвестор хочет поставить объект как можно ближе к этим "клыкам", вначале они хотели это сделать прямо у подножья, но это бы реально полностью сломало весь вид", - говорит он.

Экоактивист Нуржан Алгашов выступает за то, чтобы урочище Бозжыра стало объектом природного наследия ЮНЕСКО.

"Чтобы завтра этот объект стал природным наследием ЮНЕСКО, там не должно быть никакого человеческого вмешательства, то есть уникальность этого природного объекта должна быть сохранена", - считает он.

Мы покидали Бозжыру и вдруг на вершине заметили лист бумаги. Это было послание.

Его авторы желают посетителям Бозжыры хорошего отдыха и просят лишь об одном - соблюдать чистоту.

Стало совсем темно и холодно. Мы спускались вниз к машине и не переставали удивляться тому, какой разной может быть Бозжыра в зависимости от времени суток. Ну точно другая планета.

Текст: Ренат Ташкинбаев. Фото: Турар Казангапов©

Реклама
Реклама