1. Главная
  2. Посмотри

О кафе "Аққу" и первых трамваях в Алматы. Город глазами старожила

После каждого снесенного ветхого здания коренные горожане все больше ностальгируют по Алма-Ате, которой больше нет. 74-летний фотограф Алим Хайдаров с детства любил фотографировать купеческие дома со специфическими окнами. Ему казалось, что они будут стоять вечно. Но времена шли, и невысокие старые здания с красивой архитектурой сменялись новыми, но более громадными и современными. Облик старого города остался в снимках, которые ему удалось сохранить. Алим Хакимович поделился с корреспондентом Tengrinews.kz воспоминаниями о старой Алма-Ате и вместе с фотографиями передал фрагменты истории: чем и как жил город полвека назад.

А давай сфоткаемся!

 

Алим Хайдаров родился в 1944 году в Алматы. В 12 лет мама купила ему фотоаппарат "Смена". Позже нашел книгу фотографа Яштолда-Говорко и стал учиться азам фотографирования.

"Мы занавешивали одеялом окошко, и я фотографировал родных. Потом проявлял снимки, прикрыв шторкой, чтобы не попадал свет. Но из-за нетерпеливости домашние часто приоткрывали шторку и засвечивали снимки, в итоге серые фотографии получались. Но на ошибках учились", - начинает рассказывать Алим Хакимович.

В объектив его камеры попадали друзья, школьные товарищи и полюбившиеся места. На этом снимке одноклассники Хайдарова и младший брат одного из них запечатлены на фоне кинотеатра "Казахстан". 


На пересечение улиц Узбекская (ныне Сейфуллина) и Октябрьская (Айтеке би). На заднем плане первый двухзальный кинотеатр "Казахстан". 1958 год.

"После урока спонтанно решились сфоткаться: "А давай на фоне кинотеатра". Это чудом сохранившееся фото. Ведь в те годы относился к этому делу несерьезно: отснял, распечатал, выбросил или потерял".


Урок в школе № 39. Конец 1950-х годов.

"Но позже начал фотографии хранить в конверте из-под темной фотобумаги, а для хранения пленки из ватмана делал "гармошку". А гармошку укладывал в пенал. Пленки хранились там".


Перемена в школе № 39. Конец 1950-х годов.

"Мальчик в противогазе - Витька Холодов. На нем школьная форма. Ремень в то время был обязательным атрибутом. Витька страшно увлекался кино. Напротив кинотеатра "Казахстан" был двухэтажный домик с огромной верандой на первом этаже. Там он через проекторы показывал слайды на стене, крутил их один за другим".


Огороды на Сейфуллина, выше улицы Октябрьская (ныне Айтеке би). 1958 год.

Трамваи были с деревянными дверями

 

Хайдаров рассказывает, что когда учился в 6 классе, поступил работать на детскую железную дорогу, на станцию Павлика Морозова в парке имени Горького.


Детская железная дорога в парке имени Горького. Станция имени Павлика Морозова. Касса, диспетчерская. 1950-е годы.

"Я прошел весь курс от путевого обходчика до машиниста и диспетчера. Примечательно, что на посадочной площадке, в диспетчерской, кассе, - везде работали дети. И очень много людей пошло работать на железную дорогу. То есть можно сказать, что после таких курсов дети были приспособлены ко взрослой жизни уже в школьные годы", - отмечает алматинец.

 

Опытный фотограф с улыбкой вспоминает время, когда он впервые ездил на трамвае в Алматы: "Для нас это было что-то новое. Зашел в трамвай. Там встречает кондуктор с рулонной веревкой. Билет - 3 копейки. Трамваи были с деревянными дверями, иногда они не закрывались. Опаздывающие на ходу запрыгивали в трамвай и даже спрыгивали из него".


Улица Комсомольская (ныне Толе би), угол улицы Талгарская. Конечная трамвая. 1970-е годы.

На трамвае Хайдаров часто ездил в парк Горького. "Заходил купаться в "Казенок" (Казенный сад). Мы купались все лето. Там была труба, из которой текла вода. Мы лезли на трубу и оттуда прыгали в воду. Но поскольку воды было мало, мы плюхались в глину, на которой порой можно было увидеть плевки", - признается фотограф.


Вода в "Казенке" в парке имени Горького. 1970-е годы
.

От Алма-Аты до Или на велике

 

Однажды юный Алим купил велосипед и решил отправиться в приключенческую поездку. С фотоаппаратом, конечно. "Я еще не очень уверенно ездил на нем. Тем не менее решил с друзьями поехать купаться на речку Или. Это примерно 70 километров. Из города выехали свободно - раньше пробок на дорогах не было. Но еще тогда велосипедисты держались по правой стороне дороги", - замечает Хайдаров.

"Но до самого Или мы не доехали. Доехали до поселка Покровка, затем свернули в сторону речки, но вода там оказалось грязной. Но все же остались, разбили палатку, поели борща и заснули там. Утром просыпаемся и видим, что мы посреди кладбища. Хорошо, что ночью об этом не знали. И вернулись домой уставшими. И я сделал это фото на память".


Друзья Хайдарова после поездки в сторону реки Или и ночевки посреди кладбища. 1960 год.

А это фото сделано во время похода в Каскеленское ущелье. "Нас собрали с разных школ и водили по горам, мы изучали породы гор, строения и все тонкости", - говорит Алим Хакимович.

На этом снимке одноклассник Хайдарова в вагоноремонтном заводе (Гоголя-Ауэзова). Тут они работали в пятницу вместо школы. Хайдаров обучился профессии токаря по металлу. 

Казахское государственное издательство

 

КаГИЗ в 50-е годы прошлого века был самым большим книжным магазином в Алматы. Снаружи маленькое здание, но широкое. "В этот магазин отправлялись как на праздник. Там были все книги, которые искали: художественная, учебная, научная литература. В то время было сложно достать учебники. Поэтому этот магазин был спасением", - подчеркивает Алим Хайдаров.


Книжный магазин. Улица Карла Маркса (ныне Кунаева), между улицами Гоголя и Горького. 1970-е годы.

По рассказам фотографа, было и такое время, когда для того, чтобы получить талон для приобретения книги, люди сдавали макулатуру. Книгоманы бились за подписки на книги Диккенса, Пушкина. "Чтобы получить подписку, нужно было выстоять очередь, внести залог. Но и то не факт, что достанется, ведь книги были в ограниченном тираже", - говорит старожил Алматы.

Кинотеатр

 

Хайдаров вспоминает, что в период его молодости телевизоры были далеко не у всех, поэтому кинотеатр был единственным развлечением: "В 50-х годах во время предвыборных кампаний по дворам разъезжали люди с киноустановками. Во дворах вешали простыни, тащили табуретки и садились смотреть кино, которое проецировали на простыне".


Кинотеатр "Родина". 1960-е годы.

Также стали появляться кинотеатры. Самым значимым был кинотеатр "Казахстан". Это был первый в Алма-Ате двухзальный кинотеатр. В одном зале начинался показ, и через час-два - в другом.

"Билет в кино стоил примерно 30 копеек. Всегда были очереди: и в жару, и в холод. Когда получали заветный билет, буквально врывались в зал", - делится воспоминаниями алматинец.

По его словам, в то время в моде были китайские военные фильмы, к примеру про армию Мао Цзэдуна. Также в спросе были и советские картины: "Застава в горах", "Адмирал Нахимов", "Иван Грозный", "Чапаев".

"Как-то мы с ребятами пригласили девушек на зарубежный фильм "Девушка летом". Мы не знали, о чем  фильм, и нам в итоге было так стыдно, когда показывали непристойные сцены. Мы краснели и отворачивались от экрана, но потом смеялись. Девчата краснели еще больше и закрывали лицо руками. Мне кажется, девчонки в то время были намного скромнее", - делает выводы Алим Хакимович.

Кафе "Аққу"

 

Алим Хакимович сохранил теплые воспоминания о романтическом месте, о котором, по его мнению, в 60-70-х годах знал каждый алматинец. Это кафе "Аққу". Попасть сюда считалось престижным.

"Это было место для свиданий, встреч. Там в меню в основном входило что-то легкое: соки, мороженое, то есть люди больше приходили не чтобы поесть, а посидеть в такой атмосфере свежего воздуха, попивая чай и глядя на плавающих лебедей. Это было истинное удовольствие!" - восторгается Хайдаров.

"Лебеди плавали там до тех пор, пока какой-то негодяй не поймал и не зажарил одну из птиц. А кафе сгорело. Ходили слухи, что его сожгли. Но до сих пор другое такое кафе на его месте не появилось", - с грустью подмечает коренной алматинец.


Кафе "Аққу". Сквер на улице Панфилова, угол улицы Кирова (ныне Богенбай батыра). 1970-е годы.

Центральный гастроном

 

Алма-Ата 60-х годов для Алима Хакимовича также ассоциируется с запахом колбасы и кефиром в стеклянных бутылках. "В  гастрономе в конце 50-х, начале 60-х было все: сыры, вина, 40-50 сортов колбасы. Помню, я шел по улицам и за квартал чуял запах колбасы. Это был продуктовый рай. Помню, на машинах привозили кефир в стеклянных бутылках, в железных ящиках. Люди выхватывали и становились в кассу. Во дворе стоял шум: грузчики кидали ящики и матерились. Кидали и матерились", - вспоминает старожил.

Центральный гастроном на улице Калинина (ныне Кабанбай батыра), между улицами Мира (Желтоксан) и проспектом Коммунистический (Абылай хана). 1970-е годы.

А на заднем фоне оставался город

 

На фотографиях Алима Хайдарова запечатлены моменты создания или исчезновения ряда исторических объектов в Алматы. На этом снимке - строительство Политехнического института, ныне КазНТУ имени Сатпаева. Раньше там было кукурузное поле.

Однажды Алим Хайдаров одолжил у друга фотоаппарат "Старт" и снял "Медеу".

 

Каток в то время представлял собой залитую площадку с несколькими трибунами. Фото начала 1960-х.

"В 71-м году из Москвы приехал друг, с которым служил на флоте. Он женился и приехал с женой в медовый месяц. Мы их поселили в горах в альпинистском лагере. Потом проводил экскурсию по городу. И тогда дворец Ленина только построился".

Дворец Республики (бывший Ленина). 1971 год. Проспект Достык, угол проспекта Абая.

Однажды Алим Хайдаров без специального функционала фотоаппарата смог запечатлеть ночной вид на город с Каменского плато. Тогда город был намного меньше, чем сейчас.

"Я проходил экспедицию по радиолокационному измерению осадков. Мы пытались понять связь мощности облаков с ожидаемыми осадками. Я по специальности локаторщик, снимал облака. Однажды ночью вышел посмотреть на город, и стало интересно. Мне захотелось запечатлеть ночной, дремлющий город. В то время технически было сложно снимать в темноте. Я прочно закрепил фотоаппарат самодельными досками вместо штатива, взял фонарь для дежурств. И фонарем подсвечивал передний план, так как из-за темноты ничего не было видно. А на заднем фоне оставался город", - вспоминает фотограф. 


Вид на город с Каменского плато. 1971 год.


Бывшее здание ЦК Компартии КазССР, ныне акимат Алматы

Дом садовода Бреусова. Улица Октябрьская (ныне Айтеке би), угол улицы Емелева (братьев Абдуллиных). В годы гражданской войны здесь размещался политотдел 3-й Туркестанской дивизии. В  доме жил и работал писатель Д.А. Фурманов. Фото сделано в 1970-х годах. 

Дом преподавателя Верненской гимназии Георгия Федорова по улице Кунаева - одно из малочисленных зданий XIX века.

Бывшее здание театра НКВД. В дальнейшем оно стало русским драматическим театром. Ныне государственный уйгурский театр музыкальной комедии. Здание построили архитекторы стиля "Конструктивизм". Фото 1970-х годов.

Алим Хайдаров сейчас жалеет, что не заснял некоторые старые дома и здания, которые в итоге были снесены. "Много уникальных построек было уничтожено. Не всегда на их месте строилось что-то равноценное по красоте и значимости. Но даже если вместо старого дома построили кафе, я считаю, можно было повесить табличку: "В этом доме жил такой-то известный человек", - размышляет Алим Хакимович.


 Здание общественных собраний, улица Пушкина

Он рад, что город в бытность его юности был теплым, душевным, спокойным, а дети проживали каждый момент и не отрывались от реальности. "Я с теплотой вспоминаю то время. Когда были детьми, родители за нас не боялись, а мы даже думать не могли о плохом, если отправимся куда-нибудь за город с ночевкой. Поэтому раньше родители отпускали детей без особой тревоги. У нас было все: кружки, секции, развлечения, путевки в другие страны. И все бесплатно. И детство было полным на веселые воспоминания. Но сейчас, к сожалению, детей не оторвешь от гаджетов", - с грустью заключает старожил Алматы.


Алим Хайдаров

Автор: Багдат Асылбек