1. Главная
  2. Посмотри

"Мотаня" - главная достопримечательность Степногорска

<p>Фото Турар Казангапов &copy; Снято на Nikon D500</p> Фото Турар Казангапов &copy; Снято на Nikon D500

Каждый год в казахстанский город Степногорск приезжают фанаты железных дорог, чтобы восхититься местными электричками. Особенно ценители в восторге от поезда ЭР-22, который они считают легендой. Эти машины построены в 60-х годах прошлого века и, по некоторым данным, город Степногорск - единственное место в мире, где их до сих пор используют в качестве транспорта. Местные жители к тому, что они едут на работу на музейном экспонате, относятся спокойно. Впрочем, между собой они этот транспорт не называют электричкой, а используют другое слово - мотаня. Репортаж Рената Ташкинбаева и Турара Казангапова.

<p>В Степногорск невозможно добраться на пассажирском поезде, но зато в самом городе есть своя локальная железная дорога.</p>

В Степногорск невозможно добраться на пассажирском поезде, но зато в самом городе есть своя локальная железная дорога.

<p>Курсируют здесь пригородные электрички, которые, по сути, являются популярным городским транспортом.</p>

Курсируют здесь пригородные электрички, которые, по сути, являются популярным городским транспортом.

<p>Как и в советское время, эти поезда возят людей на завод и обратно. Все главные производства Степногорска находятся за городом.</p>

Как и в советское время, эти поезда возят людей на завод и обратно. Все главные производства Степногорска находятся за городом.

<p>Фото Турар Казангапов</p>

Фото Турар Казангапов

<p>На этом снимке здание железнодорожного вокзала. Оно маленькое и, по всей видимости, по назначению не используется.</p>

На этом снимке здание железнодорожного вокзала. Оно маленькое и, по всей видимости, по назначению не используется.

Здание вокзала справа.

Здание вокзала справа.

<p>Раннее утро. На станцию Степногорска прибывает электропоезд.</p>

Раннее утро. На станцию Степногорска прибывает электропоезд.

<p>Непосвященный человек вряд ли найдет что-то необычное в этой электричке, но именно благодаря этому поезду ЭР-22 в город приезжают туристы из России.&nbsp;</p>

Непосвященный человек вряд ли найдет что-то необычное в этой электричке, но именно благодаря этому поезду ЭР-22 в город приезжают туристы из России. 

<p>"Девочки старые, 1964-1968 годов. Их красят, но они все равно облазят, - говорит машинист Ильдар Махиянов и тут же уточняет. - Имею в виду электрички. Мы их девочками называем любя. А то капризные, как любая машина. Бывает, обидится и может за день несколько раз сломаться".</p>

"Девочки старые, 1964-1968 годов. Их красят, но они все равно облазят, - говорит машинист Ильдар Махиянов и тут же уточняет. - Имею в виду электрички. Мы их девочками называем любя. А то капризные, как любая машина. Бывает, обидится и может за день несколько раз сломаться".

<p>Ильдар работает машинистом уже почти 17 лет. Рассказывает, что очень часто электричками интересуются&nbsp;заезжие гости. Он рассказывает, что есть те, кто предпочитает поездку в Степногорск, нежели путевку на черноморский курорт.</p>

Ильдар работает машинистом уже почти 17 лет. Рассказывает, что очень часто электричками интересуются заезжие гости. Он рассказывает, что есть те, кто предпочитает поездку в Степногорск, нежели путевку на черноморский курорт.

<p>"Они у нас последние остались, в России эти поезда в музее стоят, они даже нерабочие. В этом сезоне вы первые пока. А так постоянно приезжают из России, кого только не было. Даже приезжают те, кто работал на этих электричках, когда они еще были в Москве, в Ленинграде", - рассказывает наш собеседник.</p>

"Они у нас последние остались, в России эти поезда в музее стоят, они даже нерабочие. В этом сезоне вы первые пока. А так постоянно приезжают из России, кого только не было. Даже приезжают те, кто работал на этих электричках, когда они еще были в Москве, в Ленинграде", - рассказывает наш собеседник.

<p>Эти электрички действительно использовались в Москве до 1996 года. Позже какое-то время в России их продолжали эксплуатировать на участке Минеральные Воды - Кисловодск. Но после 1999 года ЭР-22 остались только в Казахстане.</p>

Эти электрички действительно использовались в Москве до 1996 года. Позже какое-то время в России их продолжали эксплуатировать на участке Минеральные Воды - Кисловодск. Но после 1999 года ЭР-22 остались только в Казахстане.

<p>На тематических <a href="http://infojd.ru/index.html" target="_blank">сайтах</a>, посвященных поездам, ценители с благоговеньем перечисляют особенности этого поезда: "ЭР-22 - первый советский крупносерийный электропоезд с рекуперативно-реостатным торможением. Рекуперативное торможение позволяет возвращать часть электроэнергии в контактную сеть".</p>

На тематических сайтах, посвященных поездам, ценители с благоговеньем перечисляют особенности этого поезда: "ЭР-22 - первый советский крупносерийный электропоезд с рекуперативно-реостатным торможением. Рекуперативное торможение позволяет возвращать часть электроэнергии в контактную сеть".

<p>"Электропоезд ЭР-22 имеет яркий и запоминающийся внешний вид. Он резко отличается от более привычных электропоездов серии ЭР-1, ЭР-2 и других. Необычная особенность электропоездов ЭР-22 -&nbsp;три пары дверей в каждом вагоне. Двери расположены у торцов вагона и в центре вагона. В других советских электропоездах двери расположены только у торцов вагона", - также отмечают ценители.</p>

"Электропоезд ЭР-22 имеет яркий и запоминающийся внешний вид. Он резко отличается от более привычных электропоездов серии ЭР-1, ЭР-2 и других. Необычная особенность электропоездов ЭР-22 - три пары дверей в каждом вагоне. Двери расположены у торцов вагона и в центре вагона. В других советских электропоездах двери расположены только у торцов вагона", - также отмечают ценители.

<p>Фото Турар Казангапов&copy;</p>

Фото Турар Казангапов©

<p>"Каково это ездить на музейном экспонате?" - интересуемся мы у Ильдара.</p>
<p>"Очень обалденные ощущения. Это&nbsp;как лимузин. Вообще непередаваемо, такая мощь ощущается. Это надо попробовать ощутить", - воодушевленно говорит он.</p>

"Каково это ездить на музейном экспонате?" - интересуемся мы у Ильдара.

"Очень обалденные ощущения. Это как лимузин. Вообще непередаваемо, такая мощь ощущается. Это надо попробовать ощутить", - воодушевленно говорит он.

<p>Фото Турар Казангапов&copy;</p>

Фото Турар Казангапов©

<p>На улице едва светает, а на первую электричку до промышленных предприятий уже стягиваются пассажиры.</p>

На улице едва светает, а на первую электричку до промышленных предприятий уже стягиваются пассажиры.

<p>Впрочем, местные не называют поезда электричкой, а предпочитают использовать необычное слово -&nbsp;"мотаня" (от слова - мотаться).</p>

Впрочем, местные не называют поезда электричкой, а предпочитают использовать необычное слово - "мотаня" (от слова - мотаться).

<p>Фото Турар Казангапов&copy;</p>

Фото Турар Казангапов©

<p>Время в поездке нередко коротают за игрой в карты.</p>

Время в поездке нередко коротают за игрой в карты.

<p>Стоимость разового проезда - 100 тенге. Взамен денег кондуктор дает сразу два билета номиналом 10 и 90 тенге.</p>

Стоимость разового проезда - 100 тенге. Взамен денег кондуктор дает сразу два билета номиналом 10 и 90 тенге.

<p>В своих ежедневных поездках на электричке местные жители не видят ничего необычного. Привыкли.</p>

В своих ежедневных поездках на электричке местные жители не видят ничего необычного. Привыкли.

<p>Фото Турар Казангапов&copy;</p>

Фото Турар Казангапов©

<p>Доехав до своей станции, люди дружным потоком идут на завод.</p>

Доехав до своей станции, люди дружным потоком идут на завод.

Фото Турар Казангапов©

Фото Турар Казангапов©

Фото Турар Казангапов©

Фото Турар Казангапов©

Эта картина чем-то напоминает советское прошлое.

Эта картина чем-то напоминает советское прошлое.

<p>Станция Степногорска, ориентировочно 1970-е годы. После окончания дневной смены на заводах пассажиры возвращаются в город. Фото с сайта<a href="http://infojd.ru/index.html" target="_blank"> infojd.ru</a></p>

Станция Степногорска, ориентировочно 1970-е годы. После окончания дневной смены на заводах пассажиры возвращаются в город. Фото с сайта infojd.ru

<p>А это уже наши дни. Вид из окна электрички.</p>

А это уже наши дни. Вид из окна электрички.

<p>Всего здесь ходят пять поездов. Один из них поочередно находится в депо на техническом обслуживании.</p>

Всего здесь ходят пять поездов. Один из них поочередно находится в депо на техническом обслуживании.

<p>Запчастей на эти поезда уже не производят. В электродепо есть так называемые "доноры" - машины, с которых и берут все необходимые для ремонта детали.</p>

Запчастей на эти поезда уже не производят. В электродепо есть так называемые "доноры" - машины, с которых и берут все необходимые для ремонта детали.

<p>"В нашей работе главное - это внимательность, нужно постоянно следить за тем, как заходят пассажиры, как перемещаются пешеходы. Профессия такая, что как бы по лезвию ножа ходишь, не дай бог где-то что-то", - делится с нами Ильдар.</p>

"В нашей работе главное - это внимательность, нужно постоянно следить за тем, как заходят пассажиры, как перемещаются пешеходы. Профессия такая, что как бы по лезвию ножа ходишь, не дай бог где-то что-то", - делится с нами Ильдар.

<p>Желающих свести счеты с жизнью на железной дороге машинисты называют суицидниками. "За мою практику их много было", - говорит машинист.</p>
<p>"Удается спасти их?" - интересуемся мы.</p>
<p>"Там уже как успеешь остановиться. Принимаешь все меры. Хорошо, если их видно издалека. Но бывает же, что выскакивают из укрытия и ложатся. Тут уже принимаешь экстренное торможение, а агрегат-то большой", - говорит наш собеседник.</p>

Желающих свести счеты с жизнью на железной дороге машинисты называют суицидниками. "За мою практику их много было", - говорит машинист.

"Удается спасти их?" - интересуемся мы.

"Там уже как успеешь остановиться. Принимаешь все меры. Хорошо, если их видно издалека. Но бывает же, что выскакивают из укрытия и ложатся. Тут уже принимаешь экстренное торможение, а агрегат-то большой", - говорит наш собеседник.

<p>На вопросы о ЧП, Ильдар отвечает осторожно. "Немножко тут поработаешь, становишься суеверным, чтобы как бы лишнего не сказать", - говорит он. Но много в его практике было и смешного.</p>

На вопросы о ЧП, Ильдар отвечает осторожно. "Немножко тут поработаешь, становишься суеверным, чтобы как бы лишнего не сказать", - говорит он. Но много в его практике было и смешного.

<p>"Вот одна история. Как-то мужчина ночью пришел, сел в вагон. Я к нему подошел, говорю: "Вам куда?" Он удивленно: "На завод". Я говорю: "Вы на время смотрели, ночь же?" Он посмотрел на часы, встал и пошел домой. С бодуна мужик был", - рассказывает Ильдар.</p>

"Вот одна история. Как-то мужчина ночью пришел, сел в вагон. Я к нему подошел, говорю: "Вам куда?" Он удивленно: "На завод". Я говорю: "Вы на время смотрели, ночь же?" Он посмотрел на часы, встал и пошел домой. С бодуна мужик был", - рассказывает Ильдар.

<p>"Вообще я не считаю, что у нас сильно отсталая дорога. У нас полуавтоматическая, автоматическая блокировка действует, все сигнализации есть, путейские службы - все полностью как на настоящей железной дороге. Все тоже самое. Разве что зарплата совсем другая, ну это так", - скромного говорит машинист.</p>

"Вообще я не считаю, что у нас сильно отсталая дорога. У нас полуавтоматическая, автоматическая блокировка действует, все сигнализации есть, путейские службы - все полностью как на настоящей железной дороге. Все тоже самое. Разве что зарплата совсем другая, ну это так", - скромного говорит машинист.

<p>Местные жители привыкли к мотане. Говорят, вот бы&nbsp; продлили электричку до Астаны - так ей бы цены не было.</p>

Местные жители привыкли к мотане. Говорят, вот бы  продлили электричку до Астаны - так ей бы цены не было.

<p>Проезжая на электричке мимо промышленных объектов, мы заметили необычное свечение. В голове сразу всплыли страшилки про степногорское урановое производство и про разработку бактериологического оружия, которая велась в этих краях когда-то.</p>

Проезжая на электричке мимо промышленных объектов, мы заметили необычное свечение. В голове сразу всплыли страшилки про степногорское урановое производство и про разработку бактериологического оружия, которая велась в этих краях когда-то.

<p>Но все оказалось просто. Это современные теплицы, где выращивают овощи и салаты. Фото Турар Казангапов. Снято на Nikon D500</p>

Но все оказалось просто. Это современные теплицы, где выращивают овощи и салаты. Фото Турар Казангапов. Снято на Nikon D500