1. Главная
  2. Посмотри
Материал предоставлен АО "КазТрансОйл"

Отрасль глазами нефтепроводчиков

В Казахстане 2021 год ознаменован большой датой - 30-летием со дня обретения независимости. За эти годы в стране был сформирован высококлассный
  • ПОДЕЛИТЬСЯ
  • Vkontakte
  • Facebook
  • Twitter
  • Одноклассники
  • Telegram
Новостью поделились: человек

В Казахстане 2021 год ознаменован большой датой - 30-летием со дня обретения независимости. За эти годы в стране был сформирован высококлассный отряд транспортировщиков черного золота. В преддверии Дня работников нефтегазового комплекса еще раз вспомним о тех, кто причастен к становлению отрасли. Интересные истории о профессиональной деятельности нефтепроводчиков из первых уст читайте в данном материале.

Невероятно, но факт. В Казахстане добывать нефть начали намного раньше, чем в Иране, Саудовской Аравии или Кувейте, сегодняшних мировых лидерах по добыче черного золота. Индустриальный размах нефтедобыча в стране приобрела в советский период, положив начало зарождению новой для республики нефтепроводной отрасли.

Сегодня нефтетранспортную сеть Казахстана можно сравнить с кровеносной. Слаженная работа каждого элемента позволяет говорить о надежности всего нефтепроводного комплекса. Поэтому задача АО "КазТрансОйл" заключается не просто в обеспечении непрерывной транспортировки нефти с заданными качественными характеристиками, но и в тщательнейшем отслеживании "состояния здоровья" всех составляющих системы.

АО "КазТрансОйл" всегда славилось своими сильными кадрами и возможностями для роста по карьерной лестнице. Отрадно, что вчерашние механики, слесари и операторы становятся руководителями. Им есть, чем поделиться с новым поколением нефтепроводчиков. Работа каждого из них навсегда останется в истории АО "КазТрансОйл".

Искупаться в нефти - значит пройти боевое крещение

Сабыржан Нургалиев, ведущий инженер департамента операторских услуг АО "КазТрансОйл" (24 года в компании):

- Сколько лет вы работаете в компании?

- Я устроился в компанию 8 января 1996 года. В этом году я пересек 24-летний рубеж деятельности в АО "КазТрансОйл". Когда я устраивался, компания называлась "Казахнефтепровод", потом она была переименована в АО "КазТрансОйл"

- С чего начиналась ваша трудовая деятельность в компании?

- Моя трудовая деятельность началась в Актюбинском нефтепроводном управлении. Я работал слесарем третьего разряда аварийно-восстановительного пункта. Работа заключалась в техническом обслуживании нефтепровода, а также в ликвидации аварий и инцидентов на нефтепроводе.

- За годы вашей работы как изменилась компания?

- Компания изменилась кардинально, всего и не перечислишь, но самое главное – изменились люди.

- Интересный случай из вашей практики.

- Как-то мы проводили работы на ГНПС "Кенкияк" по устранению неправильно установленной заглушки на территории станции, работы проводила бригада АВП, два слесаря, одним из которых был я. Начали менять заглушку, и тут оказалось, что линейная задвижка перед станцией не перекрывает поток нефти. Заглушку под давлением вырвало, а мы были в котловане. Он начал заполняться нефтью с огромной скоростью, мы просто начали тонуть в ней. Отмечу, актюбинская нефть имеет примесь сероводорода, мы отравились ею и начали терять сознание. Помню, как вытаскивали двух коллег. Ну а я еще оставался в котловане, после меня схватили за волосы и тоже вытащили, привели в чувство. Потом мы целый день отмывались от нефти бензином. Нас привезли в город, домой я не пошел, мне пришлось пару дней ночевать у друга в гараже, так сильно от меня пахло бензином. На самом деле интересных случаев было много, но этот был первым в моей трудовой деятельности, можно сказать, я тогда прошел боевое крещение. Как мне сообщили после этого случая, каждый слесарь АВП должен искупаться в нефти. Знатно искупался!

Энергоэффективность на практике

Сергей Костин, заместитель директора департамента эксплуатации АО "КазТрансОйл" (40 лет в компании):

- Сколько лет вы работаете в компании?

- Работаю в компании с 1980 года. Я счастлив, что больше 40 лет своей жизни тружусь в славном коллективе нефтепроводчиков.

- С чего начиналась ваша трудовая деятельность в компании и в чем заключается ваша работа на сегодняшний день?

- Начинал работу электромонтером базы производственного обслуживания. За 40 лет работы в электротехнических службах нефтепровода был мастером, инженером, начальником службы, главным энергетиком, главным менеджером и в настоящее время работаю на должности заместителя директора департамента эксплуатации. Основные задачи курируемого мною направления – контроль за надежной и безаварийной эксплуатацией механоэнергетического оборудования. Контроль поддержания его в работоспособном состоянии, своевременное проведение ремонтов, модернизации и замены.

- За годы вашей работы как изменилась компания?

- Наша компания всегда шагала в ногу со временем. Как в годы своего становления, так и сейчас она является локомотивом нефтегазовой отрасли Казахстана.

- Интересный случай из вашей практики.

- О том, как сделать производство энергоэффективным, я знаю не понаслышке. Наверное, самым интересным и значимым событием было внедрение частотно-регулируемого привода магистральных агрегатов. До 2002 года на всех объектах нефтепроводного транспорта СНГ применялась система регулирования объемов перекачки в основном с помощью запорной арматуры и гидравлических регуляторов давления. Эти способы регулирования производительности насосов были энергозатратными, и поэтому в рамках программы энергосбережения было принято решение внедрить современный на тот момент способ регулирования производительности насосов путем изменения частоты вращения электронасосного агрегата. Частотный преобразователь путем изменения частоты и напряжения питающей электросети позволял плавно запускать электродвигатель и регулировать частоту его вращения для высокой производительности насоса.

Опыта внедрения частотно-регулируемого электропривода в нефтепроводном транспорте не было, и все технические решения разрабатывались нами самостоятельно, и тут же готовились изменения в проектную документацию, как говорится, по факту. Лишь благодаря личному упорству и настойчивости коллеги Женисбека Лукпанова были выполнены работы по внедрению частотного электропривода на магистральных насосах НПС "Каламкас" в 2002 году. Никто, кроме нас, не верил в удачу данного проекта, и когда мы ввели ЧРП в работу, экономическая эффективность поразила всех – экономия электрической энергии достигала 30-50 процентов. За счет плавного запуска электронасосных агрегатов значительно возрос ресурс эксплуатации насосов и электродвигателей. После успешных опытов работы ЧРП на НПС "Каламкас" дела пошли веселее, мы внедрили аналогичную систему на ГНПС "Узень", НПС "Большой Чаган", ГНПС "Алибекмола" и других объектах АО "КазТрансОйл". Сегодня частотно-регулируемый привод магистральных насосных агрегатов внедряется повсеместно не только в Казахстане. Российские коллеги взяли наш опыт на вооружение и теперь повсеместно внедряют ЧРП на объектах "Траснефти".

Первым делом самолеты

Кадырбек Латифов, главный менеджер департамента управления производственными активами АО "КазТрансОйл" (30 лет в компании)

- Сколько лет вы работаете в компании?

- В этом году исполнилось ровно 30 лет моей работы в отрасли. В конце июля 1991 года, после окончания Московского института нефти и газа имени Губкина, я прибыл на работу в производственное объединение "Южнефтепровод" по направлению Министерства нефтяной и газовой промышленности СССР. Позднее, со слов руководства, я узнал, что был последним молодым специалистом, который приехал по направлению союзного министерства.

- С чего начиналась ваша трудовая деятельность в компании и в чем заключается ваша работа на сегодняшний день?

- Свою трудовую деятельность начинал с работы мастером аварийно-восстановительного пункта участка № 3 "Каражанбас" Специализированного управления по ликвидации аварий и восстановлению магистральных нефтепроводов ПО "Южнефтепровод". Специфика моей работы заключалась в организации и управлении мероприятиями по техническому обслуживанию, ремонту оборудования и ликвидации возможных аварийных ситуаций на закрепленных за АВП участках магистрального нефтепровода "Каламкас - Каражанбас - Актау" и магистральных водоводов "Сай-Утес - Бузачи", "Каражанбас - Каламкас".

В настоящее время работаю в департаменте управления производственными активами АО "КазТрансОйл". В круг моих обязанностей входит проведение анализа и экспертной оценки различных производственных программ и планов компании, связанных с ремонтом, строительством, модернизацией, реконструкцией и техническим перевооружением производственных объектов магистральных нефтепроводов. Принимаю участие в мероприятиях по совершенствованию и расширению возможностей бизнес-процессов и программных комплексов, направленных на оптимизацию производственных технологических операций по техническому обслуживанию и ремонту оборудования (ТОРО).

- За годы вашей работы как изменилась компания?

- Конечно, за тридцать лет своей работы я стал очевидцем колоссальных положительных перемен как в производственной, так и в социальной сферах жизни отрасли и нашей компании. На сегодняшний день практически все производственные объекты оснащены современным технологическим оборудованием, которое позволило увеличить производительность труда и снизить эксплуатационные затраты. Когда я начинал свою работу, у нас еще существовали и эксплуатировались старинные клепаные нефтяные резервуары на НПС "Косчагыл" (такие резервуары можно увидеть в известном советском художественном фильме "Белое солнце пустыни"). Трубы для ремонта в то время поставлялись без изоляции, а изоляционное покрытие наносилось в полевых условиях после сварки трубы. Пыль и песок попадали на грунтовку и на наматываемую поверхность изоляционных лент, что снижало их свойство адгезии (прилипаемости). В будущем такие места с некачественной изоляцией становились источником коррозии металла.

Сейчас при ремонте нефтепроводов применяются трубы из высокопрочных коррозионно-стойких низколегированных углеродистых сталей с усиленным заводским изоляционным покрытием, обследование трубопроводов проводится с помощью высокоточных внутритрубных инспекционных снарядов, внедрена и успешно используется автоматизированная система контроля и управления технологическими процессами SCADA, произведена реконструкция систем электроснабжения с заменой релейного оборудования на микропроцессорное и многое-многое другое. Всего не перечислишь!

Приятно видеть, что наш персонал нефтеперекачивающих станций работает в современных производственных и административных зданиях, а в свободное от работы время имеет возможность комфортно отдохнуть в благоустроенных общежитиях! Я считаю, что забота о людях и производстве – это основной плюс нашей компании!

- Интересный случай из вашей практики.

- В 1992 году, когда я работал в Центральной аварийно-ремонтной службе ПО "Южнефтепровод", нашему подразделению было поручено опробировать новый способ обследования трубопровода с воздуха на легкомоторном двухместном дельтаплане. Ранее использовался только метод обследования трубопровода на авто. Сейчас обследование проводится на вертолете, но в те годы таких финансовых возможностей у компании не было, и руководство искало альтернативные технологии. Полет на дельтаплане как раз был по заманчивой цене, но были и риски. Один из наших работников вызвался поучаствовать в полете в качестве летного наблюдателя. Экипаж дельтаплана в составе 2-х человек (пилота и летного наблюдателя) успешно взлетел из поселка Умирзак в направлении НПС "Жетыбай" для выполнения воздушного обследования участка "Жетыбай – Актау" магистрального нефтепровода "Узень-Жетыбай-Актау". Задача была полностью реализована. Однако на обратном пути при подлете к поселку Умирзак поднялся сильный боковой шквальный ветер, который создавал серьезные проблемы при посадке летательного аппарата. Наш коллега рисковал жизнью ради общего дела. К счастью, все обошлось. После этого было решено непроверенные летательные аппараты не использовать, но тем не менее данный опыт остался в памяти у меня и моих коллег. Пока обследование нефтепроводов не достигло современного уровня, применялись различные методы диагностики. Как говорится, в практике "все средства хороши".

Успеть за 72 часа

Асылбек Бешимов, начальник Павлодарского нефтепроводного управления АО "КазТрансОйл" (30 лет в компании)

- Сколько лет вы работаете в компании?

- В нашей компании работаю с августа 1991 года. Непрерывный стаж - 30 лет.

- С чего начиналась ваша трудовая деятельность в компании и в чем заключается ваша работа на сегодняшний день?

- Я трудоустроился слесарем по ремонту технологических установок в Кульсаринское районное нефтепроводное управление. Затем работал на всех ступенях: в службе эксплуатации, начальником смены, начальником цеха опорно-аварийного восстановительного пункта Кульсаринского нефтепроводного управления. Трудился в Западном филиале главным инженером Уральского нефтепроводного управления. Начиная с 2006 года был начальником Кульсаринского и Жезказганского нефтепроводных управлений. Сегодня начальник Павлодарского нефтепроводного управления. Моя деятельность в качестве руководителя заключается в организации работы и эффективном взаимодействии производственных структурных подразделений управления, обеспечении безопасных условий труда для работников.

- За годы вашей работы как изменилась компания?

- Изменения очевидны. Наша компания внедрила глобальные проекты. Это строительство новых направлений нефтепроводов "Атасу-Алашанькоу", "Кенкияк-Атырау", "Кумколь-Каракоин". Это и глобальные задачи, поставленные перед компанией правительством страны. Если взять производственные процессы, то одним из прорывных проектов считаю внутритрубную диагностику магистральных нефтепроводов, которую в компании начали реализовывать в начале 2000-х годов.

До этого, не проводя диагностики, не зная технического состояния трубопроводов, работали по старинке. Не знали, в какой момент ожидать "сюрпризов" в виде утечек нефти, трещин, отказов, аварийных ситуаций. Применение метода внутритрубной диагностики - непосредственно запуска снарядов - повлияло не только на техническое состояние нефтепроводов, но и доказало конкурентоспособность нашей компании в транспортировке нефти. Так как главным активом компании являются наши объекты магистральных трубопроводов, которые сегодня охватывают всю республику. Поэтому приоритетом нашей компании является обеспечение надежной и безопасной эксплуатации магистральных трубопроводов и производственных объектов. Особо хотелось бы отметить значительное развитие в вопросах охраны труда.

- Интересный случай из вашей практики.

- Для обеспечения безопасности работы нефтепровода в компании периодически проводится диагностика линейной части магистрального нефтепровода. Я запомнил случай, когда мы впервые запускали внутритрубные диагностические снаряды (представляют из себя железные установки в виде большой катушки, на корпусе которых имеются блоки с многочисленными магнитами на пружинной основе для достижения необходимого уровня намагничивания) по нефтепроводу "Узень-Атырау-Самара" участка "Кульсары-Атырау". Сегодня они используются для определения дефектов стенок трубопровода и сварных швов. Ранее подобное оборудование не использовалось, все проводилось вручную.

После диагностики, когда мы должны были вырезать небольшую трубную секцию, создалось сильное магнитное поле и невозможно было проводить сварочные работы. А сроки остановки нефтепровода были сжатыми, на остановку и запуск нефтепровода дается всего 72 часа. Медлить нельзя, иначе вся работа бы встала. Изучив инструкцию, мы нашли способ - метод накрутки обмоток сварочных кабелей, его мы применили в первый раз. Тем самым мы успешно завершили работу и не позволили остановиться перекачке нефти. Я рад, что среди моих коллег есть сотрудники, применившие свои ноу-хау на практике. Они во всех смыслах стали первопроходцами нефтепроводной отрасли.

Только вперед

Сегодня АО "КазТрансОйл" транспортирует около 40 процентов от всего объема добычи нефти в стране. Компания обеспечивает энергетическую безопасность и выполняет государственные обязательства Казахстана, поставляя нефть на отечественные нефтеперерабатывающие заводы и на экспорт. Более чем за два десятилетия была полностью решена проблема разрозненности трубопроводной сети независимого Казахстана. Сегодня компания эксплуатирует единую замкнутую систему, регулируемую в режиме онлайн. Диспетчеры дистанционно управляют грузопотоками нефти в 11 регионах Казахстана. Для этого компания провела реконструкцию и модернизацию действующих магистральных нефтепроводов, реализовала проекты по расширению пропускной способности трубопроводов, осуществила интеграцию транспортных систем, диверсификацию направлений транспортировки нефти.

В преддверии профессионального праздника АО "КазТрансОйл" поздравляет работников нефтегазового комплекса! Благодаря вам, уважаемые сотрудники отрасли, ежедневно ведется непрерывная и надежная транспортировка черного золота!





Join Telegram