На первый взгляд, это один из типичных дворов Астаны. Но наш собеседник - жилец этого дома, который пожелал остаться неизвестным, считает, что это один из худших дворов. "Здесь прогуливаться негде. Двор сам по себе спроектирован неудачно. Вот взять хотя бы тротуар - там две коляски не разъедутся, непонятно куда идти", - говорит молодой парень, работающий на государственной службе. Фото Турар Казангапов©
Напротив играют дети. То и дело мяч выкатывается на дорогу. Фото Турар Казангапов©
"Посмотрите на дорогу, здесь как будто Сталинградская битва произошла. Зимой у пешеходов есть риск и вовсе под колеса скатиться. В этом дворе машины вынуждены проезжать чуть ли не задевая друг друга. Где-то в Люксембурге это было бы понятно, но в Казахстане..." - недоумевает он. Фото Турар Казангапов©
Конфликт интересов налицо. Фото Турар Казангапов©
Как такового тротуара на этом участке нет. Дорога и для пешеходов, и для авто общая. Поэтому здесь нужно, что называется, следить за собой и быть осторожным. Фото Турар Казангапов©
"Того, кто проектировал этот двор, я бы взял и поставил в один ряд с фашистами. Просто я бываю за рубежом, в их спальных районах - какая там все-таки благодать", - отмечает он со знанием дела и рассказывает нам, что в этом дворе нужно сделать, чтобы изменить ситуацию. Фото Турар Казангапов©
"Была бы моя воля, я выкупил бы эти дома (во дворе ЖК есть частный сектор - Прим.автора), миллионов 20-30 им бы заплатил. Ведь на их месте паркинг вообще планировали. Было бы классно. Можно было столько машин в одно место под стену запереть, а двор чтобы пустой был. И вместо футбольного поля можно было бы здесь сквер разбить", - мечтает он. Фото Турар Казангапов©
Во дворе есть большое футбольное поле, которое сдается в аренду. Местные жители волей-неволей становятся свидетелями настоящих футбольных баталий с очень активными болельщиками. Фото Турар Казангапов©
В отсутствии свободных мест водители вынуждены заезжать на площадку с турниками. Фото Турар Казангапов©
"Когда приезжаешь во двор, издалека не видно, есть или нет свободное место. Я для себя определяю по тени. Если тень на парковочные места падает - значит, места заняты, если тени нет - значит, там есть свободное место. Приходится вот таким зорким быть", - рассказывает свои секреты наш собеседник. Фото Турар Казангапов©
На часах 8 вечера, автомобили начинают постепенно заполнять двор, образуются небольшие заторы. Наш разговор прерывает громкий, пронизывающий сигнал. Водители не хотят уступать друг другу. Фото Турар Казангапов©
"Вот, смотрите, сейчас упрутся друг в друга, кому-то задом придется сдавать. Сейчас мы узнаем, кто из них более упертый, точнее, кто более гибкий. Вот этот человек уступил, видать, он более гибкий", - говорит столичный житель. Фото Турар Казангапов©
Далеко не все имеют такое самообладание. Иногда дело доходит до взаимной ругани или еще хуже - до драки. Этот кадр сделан в соседнем дворе. Так, по всей видимости, водители занимают парковочное место. Фото Турар Казангапов©
"Я для себя принял такое решение: если меня подпирают, то я с утра не сигналю, я подхожу и кричу: "Убери машину". Потому что голос человеческий, он не такой проникающий, как сигнал автомобиля, он ухо не режет. Когда кричишь, тебя слышно, но в то же время ты никого не напрягаешь. А иногда бывает как начнут сигналить, еще и эхо создается. Вообще невозможно окна держать открытыми. Почему-то люди не умеют сигналить тихо, им надо, чтобы на весь двор слышно было", - рассказывает он. Фото Турар Казангапов©
"Честно говоря, ощутив все это, мне охота на "Матиз" пересесть или вообще на мотоцикл. Я вот иногда удивляюсь, как на джипах люди умудряются здесь ездить", - рассуждает житель Астаны.
В отсутствии свободных мест авто паркуют возле мусорных контейнеров. "Я как-то был свидетелем того, как автомобилями все контейнеры позакрывали. И рабочие никак не могли выкатить эти контейнеры. И знаете, что они начали делать? Они стали мусор пакетами оттуда перетаскивать в свою машину. Вот так, вручную, разгребать то, что там есть, и нести в мусоровоз, в XXI веке!" - возмущается молодой человек. Фото Турар Казангапов©
"Вот это все же влияет на индекс счастья человека. Судите сами: приезжаете вы домой, хотите припарковаться, пока место найдешь... Или, например, человека во дворе поджали, он выезжает на дорогу уже злой и на дороге там что-то вдруг происходит", - рассуждает он. Фото Турар Казангапов©
В это время мы наблюдаем, как один водитель припарковал свое авто так, что напрочь перекрыл выезд машинам своих соседей. "Вот эти двое утром будут заперты. А представьте, у одного из них жена беременная, и у нее начались схватки...", - строит предположения наш собеседник. Фото Турар Казангапов©
Двор действительно спроектирован интересно. В правой части есть закрытая площадка, которая не имеет сквозного проезда. В итоге те водители, которые сюда заезжают, в случае отсутствия свободных мест оказываются в ловушке и вынуждены сдавать назад, совершая своеобразный круг почета. Учитывая большое количество авто, все это выглядит весьма необычно. Фото Турар Казангапов©
"Изначально должно быть так: дом и паркинг. Причем в паркинге количество мест равно 2N, где N - это количество квартир. То есть в два раза больше парковочных мест, у мужа и жены автомобиль. В идеале так должно быть", - считает он. Фото Турар Казангапов©
В этом ЖК есть подземный паркинг. Как говорит наш собеседник, на ночь за 500 тенге тебе могут предоставить там временное место. "Условие такое: ключи оставляешь им. Твой автомобиль ставят поперек того автомобиля, водитель которого выкупил место. Но этому водителю, например, надо в 8 утра уезжать. Он берет, открывает твою машину, откатывает ее и выезжает", - рассказывает местный житель. Фото Турар Казангапов©
Проблему парковок в Астане поднимали депутаты Парламента, о ней знают и в правительстве. Сообщалось, что будут подготовлены необходимые поправки в строительные нормы с целью увеличения парковок в целом по стране. Фото Турар Казангапов©
Кроме того, аким Адильбек Джаксыбеков заявлял на отчетной встрече о том, что "ни один жилой объект, возводимый в столице, отныне не будет принят без наличия парковочных мест". Помимо этого, несколько раз заявлялось, что в столице появятся многоэтажные паркинги. Фото Турар Казангапов©
О том, что эта проблема будет решаться, говорил в июне этого года и сам Президент страны. Но здесь уместно вспомнить один любопытный комментарий Нурсултана Назарбаева. "Вот интересную идею я вычитал, что в Западной Европе и США пришли к выводу, что дальнейшее увеличение количества автодорог и развязок неэффективно. Новые дороги привлекают все новых и новых автомобилистов, а ситуация не решается. Поэтому было решено провести "прыжок лягушки". Подойти к проблеме с другого ракурса, а именно сократить число автомобилей", - говорил Президент на совещании по дальнейшему развитию Астаны в апреле этого года. Фото Турар Казангапов©
Управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог Астаны недавно сообщило, что приоритет движения на дорогах Астаны предоставлен общественному транспрорту. Тем самым акимат подтвердил ранее озвученные планы - пересадить астанчан с авто на общественный транспорт. Фото Турар Казангапов©