1. Главная
  2. Посмотри

Путешествие в сакральный мир дикого запада Казахстана

Величественный в своих масштабах и несомненно жесткий и даже дикий по своему нраву запад Казахстана притягивает отважных туристов из самых разных стран. Это не то место, куда можно отправиться на комфортабельном автобусе, слушая гида и, вертя головой по сторонам, рассматривать достопримечательности из окна. Здесь придется окунуться в степную пыль с головой, почувствовать телом жар испепеляющего солнца в зените, и понять ценность и живительный вкус питьевой воды. И если вы к этому готовы, то в награду получите незабываемое приключение для души и тела. Ведь Запад Казахстана также славится своими сакральными местами. Корреспондент Tengrinews.kz Владимир Прокопенко побывал в экспедиции "Киелi Қазақстан", организованной Казахстанским национальным географическим обществом (QazaqGeography).

Экспедиция по сакральным местам страны "Киелi Қазақстан" стартовала 10 июня из Астаны. Колонне из семи внедорожников с 25 членами экспедиции на борту предстояло преодолеть более семи тысяч километров и проехать восемь областей за 16 дней.

 

Первый пункт назначения экспедиции - историко-археологический комплекс "Теректы". Там участники познакомились с неолитическими стоянками, наскальными изображениями эпохи бронзы, курганами и мазарами XVIII-XIX веков. 

Есть такая легенда, что один странник дошел до этого места изможденным. Его мучила жажда, он был без сил от палящего солнца. И в этом месте Всевышний пожалел его - каменные плиты сдвинулись так, что образовалась тень, а вблизи начал бить родник. Так это место стало святым, и сейчас оно является объектом паломничества тысяч людей, которые здесь совершают молитвы и загадывают желания.

 

Следующим объектом на пути экспедиции стал мазар, приблизительно X-XI веков, считающийся усыпальницей последней жены Чингизхана - Кулан Ана, или как еще она встречается в летописях - Кулан Хатун. Сейчас этот исторический комплекс имеет огороженную территорию и реставрированные объекты, повторяющие внешний облик и форму оригинала.

 

Продвигаясь на Запад, через центральную часть страны - города Жезказган и Кызылорду, поражает не только качество дорог, но и условия жизни людей.

 

Мазар целителя и благодетеля Марал Ишана (XIX век). Мемориальный комплекс расположен на месте его захоронения. Вблизи находится мазар сына Марал Ишана. Неподалеку от комплекса находился и сам дом целителя. Сейчас следящие за мемориальным комплексом радушно встречают каждого гостя, показывают ему музей Марал Ишана и предоставляют место для молитвы и ночлега.  

Но перед посещением мазара Марал Ишана, местные жители настоятельно рекомендуют помолиться у могилы Бисенбай-Аты, который при жизни был хорошим другом Марал Ишана. По легенде, Бисенбай-Ата одолел тюркского борца, отстояв тем самым честь казахского народа. При этом сам получил травму во время схватки. Тогда Марал Ишан заявил, что приходящие, сначала должны поклониться Бисенбаю, а потом уже ему. 

В 60 километрах на северо-запад от Кызылорды экспедиция посетила медресе ХIХ века поэта, просветителя и духовного учителя казахского народа Калжана Ахуна. Калжан Ахун обучался в свое время в Узбекистане в Хиве и также был последователем известного ученого Турмагамбета Изтлеуова. Будучи уверенным в том, что знаниями нужно делиться, он помогал малообеспеченным семьям, а в организованной им медресе, любой мог учиться совершенно бесплатно.

В Советское время это здание использовали как загон для скота. В 2007-2008 годах местными властями была попытка реставрации этого объекта, однако программа не увенчалась успехом и сейчас здание законсервировано. Но местные жители пытаются поддерживать его состояние и планируют сделать здесь сделать культурно-просветительское место.

 

Одно из самых популярных историко-культурных мест в Кызылординской области - мемориальный комплекс легендарного композитора, акына и создателя музыкального инструмента Кобыз - Коркыта Ата (V-VI века). Согласно легенде, Коркыт смолоду не смог примириться со скоротечностью человеческой жизни, поэтому решил бороться против неизбежной смерти. Мучимый своими мыслями и гонимый мечтой о бессмертии, он ушел от людей, но везде и всюду видел смерть. Тогда он выдолбил из дерева ширгай - первый кобыз, натянул на него струны и заиграл, изливая свои мучительные мысли и чувства. Он вложил всю свою душу в эти мелодии, и чудесные звуки его струн прозвучали на весь мир. С тех пор мелодии Коркыта Ата и созданный им кобыз пошли странствовать по земле, а его имя осталось бессмертным в струнах кобыза и в сердцах людей.

Мемориальный комплекс расположен на 8 гектарах. Здесь имеется музей Коркыта Ата, гостиница, амфитеатр под открытым небом на 2 тысячи человек, а также 12-метровый памятник кобыза из гранита. В верхней его части установлены трубы с широким отверстием и благодаря ветру по территории комплекса разносится звук музыкального инструмента. Ведь по легенде, Коркыт Ата хотел, чтобы на его могилу был положен кобыз, тихо звучавший при порывах ветра во все времена. Стоит отметить, что раз в четыре года в этом мемориальном комплекс проходит музыкальный фестиваль тюркоязычных народов. 

Помимо посещения сакральных объектов, участники экспедиции проявляли интерес к историческим местам и собирали информацию для создания туристической карты региона. 

 

Так, доехав до села Райым в Аральском районе Кызылординской области, экспедиция оказалась на месте первого российского военного укрепления в Приаралье - форт Раим, позднее известного как Аральское укрепление. Он был построен в 1847 году на реке Сырдарья, в том же году сюда были поселены первые 26 семей оренбургских казаков. Эти места были зарисованы украинским поэтом и этнографом Тарасом Шевченко.

 

Местные жители села Райым.

Продвигаясь в глубь Аральского района, участники экспедиции взяли курс на уникальный памятник архитектуры IX-XI веков, загадочную башню покровительницы женщин Бегим-Ана. Ввиду сильной удаленности от населенных пунктов, точное местоположение мавзолея Бегим-Ана понять было сложно, поэтому участники экспедиции полагались на ориентировочные GPS-метки на карте, а также узнавали путь у местных жителей. 

Дорога, представлявшая собой полное бездорожье, пролегала через пыльную степь и безводную пустыню с 40 градусами жары за бортом. В таком режиме ко второй половине дня участники экспедиции сошлись во мнении, что, наверное, путь к священным местам по определению должен быть с преградами и сложностями, дабы "очистить" путников.  

- Ну вот, башня, посредине пустыни! Мы доехали?

- Нет, это не Бегим-Ана. 

Несколько фотографий неизвестного памятника архитектуры, заметка на карте и караван экспедиции снова отправился в путь.

К вечеру экспедиция добралась до пункта назначения. Один из ранних образцов башенных мавзолеев в Казахстане представляет собой восьмигранное строение с двумя ярусами. Общая высота здания - десять метров, диаметр у основания - 16 метров. Объект реставрирован и воссоздан по прежнему виду. Автор башни неизвестен, но ее необычная форма и месторасположение на возвышенности указывают на особое предназначение. Так, согласно легенде, башня являлась жилищем дочери Карабуры, того самого аулие, которому Яссауи доверил похоронить себя после смерти. 

Невероятно красивая Бегим была женой ревнивого Хана Санжара. Как-то раз он отправился в поход, но забыл дома тамгу. Тогда он послал за ней своего верного визиря. Когда Бегим подавала ему тамгу, у нее упал рукав с платья и обнажилась рука. Воин застыл как вкопанный и сразу же влюбился в девушку.  Преисполненный вожделенными мыслями, он попытался овладеть Бегим, но она не позволила ему сделать это. Вернувшись к хану, он объяснил свое долгое отсутствие тем, что супруга попыталась воспользоваться отсутствием своего мужа и предлагала ему себя. 

Разъяренный хан, вернувшись домой, отрубил руку Бегим и бросил ее в зиндан. Отец девушки попытался переубедить хана и сказал, что если к рассвету его дочь полностью поправится, то это значит, что она чиста. Так и случилось. На утро у Бегим выросла рука, а ее отец проклял хана. Девушка, превратившись в белого лебедя, улетела и обосновалась в этих местах. Не желая больше никогда общаться с мужчинами, она поселилась в башне и стала покровительницей всех женщин. 

Рядом с башней стоит небольшое здание, где живет смотрящий за объектом, и куда паломники заходят помолиться и отдохнуть от дороги. В легенду местные жители верят и по сей день. Женщины приходят поклониться Бегим и попросить ее о самых сокровенных желаниях. При этом мужчины здесь редкие гости. Старожилы этого места охотно рассказывают массу историй из наших дней, когда желания женщин здесь исполнялись, а пришедшие сюда, но не проявившие должного к Бегим-Ана уважения мужчины начинали плохо себя чувствовать. Именно наличием большого количества мужчин в составе нашей экспедиции местные жители объяснили то, что группа так долго не могла найти эту башню.

 

А это поселок Акбасты, расположенный сейчас между озером Тущыбас и Малым Аральским Морем. В 60-х годах этот поселок находился практически у берегов моря.

Сейчас жизнь местных жителей в основном связана со скотоводством - разводят верблюдов, баранов и лошадей, а также промышляют рыболовством, но это стало значительно тяжелее, чем раньше.

Молодежи в Акбасты, да как и в других подобных поселках, с каждым годом становится меньше - перебираются в города за работой. Однако, в виду наличия сильных традиций, тенденция эта не столь заметна. Ведь, даже если трое из пяти детей уедут в город, двое - останутся с родителями и продолжат их дело.

В Акбасты также имеется радоновой источник, рядом с которым стоит баня. Кроме этого, местные жители набирают эту воду в цистерны и везут в соседний поселок, где продают чабанам. Считается, что радоновая вода полезна для верблюдов.

Сотни километров бездорожья и самый разнообразный пейзаж степи за окном, и вот караван экспедиции прибыл к берегу бывшего залива Аральского моря - Тущыбас. Сейчас это отдельное небольшое озеро. Вблизи него в солончаках одиноко лежат, наклонившись набок, несколько ржавых кораблей.

 

Из-за удаленности друг от друга и тяжелой для передвижения почвы участники экспедиции смогли приблизиться только к двум брошенным кораблям: рыболовному судну и торпедолову ТМ-99. Второй, во времена Советского Союза, находился в космической программе СССР. Тогда отрабатывался один из сценариев, что спускаемый модуль будет приземляться на территорию Аральского моря и, соответственно, его нужно будет поднимать. Второй подобный торпедолов был брошен на территории Узбекистана.

"Примечательно, что в Узбекистане эти брошенные суда уже обустроены как туристические объекты. Там сделаны смотровые площадки, проведены дорожки и добраться до них гораздо проще, чем у нас. У нас же с каждым годом этих брошенных кораблей становится меньше - они распиливаются на металлолом местными жителями, а также, мы слышали, что у местных властей была инициатива убрать весь этот железный "мусор". Люди просто не понимают, что здесь имеется огромный туристский потенциал", - рассказал участник экспедиции, директор историко-географического общества "Авалон" Виталий Шуптар.

Обитатели Приаралья.

Тонущие в песках мазары.

Чтобы не выбиваться из графика, нередко участникам экспедиции приходилось продолжать свое движение даже после захода солнца. 

Ночной лагерь.

Продолжая движение по Мангистауской области, участники экспедиции посетили место, где располагался форт Ново-Александровск. Военное российское укрепление было здесь построено в 1834 году, во времена геополитического соперничества между Российской и Британской империями в средней Азии. Но укрепление просуществовало здесь недолго, уже в 1846 году гарнизон был переведен в форт Шевченко.

 

Углубляясь на запад страны, участники экспедиции добрались до загадочной горы в форме льва - Шеркала. По некоторым данным, история этой горы относится к времени межплеменных войн. В те времена адайцы пытались завоевать туркмен. В этой местности шли сражения и, по некоторым историческим справкам, туркмены держали оборону на этой горе. Благодаря ее неприступности и колодцу на вершине им удалось выстоять осаду.

Сейчас местные жители без труда могут разглядеть в этой горе изображение льва, склонившего голову к священной земле Мангышлака.

Посещая разные культурные и историко-археологические объекты, члены экспедиции старались как можно больше пообщаться с местными жителями и разузнать у них интересные факты об этом месте. Так, в Новоалександровском форте участники экспедиции повстречали группу геокешеров (искателей приключений), которые рассказали о том, что вблизи Шеркалы находятся известняковые горы, где легко можно найти зубы доисторических акул. 

"Такое мы не могли пропустить и сразу же скорректировали свой маршрут и заехали сюда. И вот, после часовых поисков зубы акул мы действительно нашли. Дело в том, что тело акулы состоит в основном из хрящей и поэтому практически полностью разлагается, за исключением зубов. А здесь раньше было древнее море Тетис, в которое входили и Каспийское и Аральское моря", - рассказал руководитель экспедиции Жанат Айтхожин.

О том, что находка действительно является зубами древних акул, подтвердила ученый секретарь Мангыстауского областного историко- краеведческого музея Галия Шантемирова в Актау . "Это действительно зубы акул. Это был океан Тетис, который существовал до неогенного периода. Это могут быть акулы и неогенного периода и меловые акулы. У нас в фондах большая их коллекция и специалисты даже составляют зубной ряд одной акулы. Кроме зубов мы часто встречаем морских ежей, двухстворчатый малюсков", - отметила представитель музея.

 

Одними из главных достопримечательностей Мангистуаской области являются подземные мечети. Участники экспедиции не могли не посетить эти исторические и несомненно сакральные объекты. Первым из них стала мечеть Шакпак-Ата (X-XIII века).

Согласно историческим справкам, Шакпак-Ата был учеником Ходжи Ахмета Яссауи и проповедовал суфизм в этом регионе. Сама мечеть была вырыта в меловой скале. Ранее в ней находилось медресе - имелось несколько комнат. Свет в строение попадал через специальный купол.

Стоит отметить, что мечеть Шакпак-Ата сохранилась практически в первозданном виде. Масштабные реставрационные работы здесь не проводились. Внутри строения можно увидеть четыре колонны. На стенах видны различные надписи арабской вязью. Сейчас мечеть является местом паломничества множества людей.

В нескольких километрах находится еще одна подземная мечеть - Султан-епе (IX-XII века). Аулие также является учеником Ходжи Ахмета Яссауи.

Участник экспедиции, старший научный сотрудник национального Музея Казахстана Алпамыс Абу отмечает, что Мангистауский регион отличается от других областей Казахстана своей самобытностью. "Если с исторической точки зрения смотреть, то первая волна великого переселения народов в IV веке принесла свою культуру на эти земли. Затем великий Тюркский каганат в приграничном районе находился, а также времена монголо-татарского нашествия. Все это влияло на регион и получилось так, что он сохранил свою самобытность. Также значительное культурное влияние оказало развитие суфизма здесь, связанное с учением с Ходжи Ахмета Яссауи", - рассказал Алпамыс Абу.

Остановка лагеря на ночлег. Палатка стоит на высокой скале, откуда открывается голубая гладь Каспийского моря.

 

Еще одна мечеть, а в прошлом медресе - Канга Баба (XIV-XIX века). 

"Это поистине сакральные места. И они для всех, вне зависимости от вероисповедания и национальности. Сюда приходят самые разные люди и все они чувствуют необыкновенную энергетику этих мест", - поделилась своими впечатлениями научный сотрудник Национального музея РК Алтынай Бирмуханова.

Подземные мечети Шопан Ата и Бекет Ата стали последними точками на пути каравана экспедиции в цепочке сакральных мест Западного Казахстана. Расположенные в нескольких десятках километрах друг от друга, некрополи и мазары входят в единый маршрут для многочисленных паломников, приезжающих в эти места.

Направляясь в комплекс Шопан Ата, путники останавливаются у мазара его верного соратника и зятя Бахадура. Небольшое строение с петроглифами на стенах имеет одну комнату, куда люди заходят помолиться.

 

Как и Шакпак Ата, и Султан епе, Шопан Ата являлся учеником Ходжи Ахмета Яссауи. По легенде, Яссауи приказал своим ученикам идти вслед за выпущенной ими стрелой и проповедовать там, куда стрела упадет. Сейчас на месте падения стрелы Шопан Аты - крупный мемориальный комплекс. Имеются комнаты для отдыха и ночлега путников.

Сама мечеть XIII-XIV веков находится внутри скалы. Вокруг нее расположены многочисленные захоронения, самые ранние из которых датируются IX веком.

Красивейшие мазары восточного стиля, находящиеся посредине степи, создавали особенную, аутентичную атмосферу. 

Бекет Ата представляет собой большой историко-религиозный комплекс для паломников. Но для того чтобы попасть в подземную мечеть, путникам необходимо преодолеть полукилометровый спуск по ступенькам.

Бекет Ата (XVII-XVIII века) был просветителем, последователем суфизма, занимался зодчеством.

Отдалившись на 300 километров от Актау, колонна из семи внедорожников с 25 членами экипажа доехала до самого живописного участка устюртского плато - Бозжира.

Небольшая долина, кажущаяся с первого взгляда белой инопланетной поверхностью, окружена с трех сторон амфитеатром самых разных ландшафтных причуд. Здесь можно увидеть каньоны, пики, горы в виде башен, замков, юрт и даже кораблей.

Ночь у подножья этих гор оказалась для участников экспедиции не из легких. Сильный порывистый ветер срывал с мест коробки с провиантом и буквально поднимал в воздух палатки. "Ветра здесь, почти как у Джунгарских ворот. Нам пришлось укреплять палатку большими камнями, чтобы нас не снесло. Но ветер был очень сильным и заснуть удалось только под утро, когда он отступил. Может быть, это неспроста, ведь в эту ночь был Қадір түні - священное событие для мусульман, когда спать не полагается", - рассказал участник экспедиции, блогер Данияр Ахметжанов.

Поселок Сенек, возле которого расположены одноименные пески.

Вблизи Атырау на берегу реки Жайык (Урал) участники экспедиции посетили руины древнего городища времен Золотой Орды - Сарайшык. В древние времена это был крупный торговый центр со своим монетным двором, производством керамики и так далее.

К сожалению, в результате подмыва рекой исторический слой безвозвратно разрушается. Попытки местных властей предотвратить разрушение объекта пока не увенчались успехом. Рядом находится кладбище, которое также размывается, и вода выносит на поверхность кости.

Держа курс уже на Астану и стараясь успеть в срок, участники экспедиции вынуждены были продолжать движение в темноте. Поэтому нередко выбирать место для ночлега приходится впопыхах или же обращаться за помощью к местным жителям. Так, близ поселка Индерборский караван экспедиции остановился в гостях у одного местного жителя, который любезно предоставил путникам свою юрту.

Репортаж подготовил Владимир Прокопенко