Что вы видите, когда смотрите на "Черный квадрат" Казимира Малевича? А на "50 оттенков серого дня" Жанатая Шарденова? Искусство говорит с каждым на своем языке — кто-то видит в картине глубину смысла, кто-то - просто красивые цвета, а кто-то теряется, не зная, как ее "читать". Но разбираться в искусстве может каждый!
Именно поэтому Tengrinews запускает новую рубрику — "Куланши. Учимся читать картины". Вместе с нашим партнером Forte Bank мы объясним, как художники рассказывают истории без слов, познакомим вас с казахстанскими мастерами и поможем говорить об искусстве уверенно.
Юрта или нечто большее?
Это произведение ярчайшего казахского мастера цветной печатной графики Кадырбека Каметова под названием "Кеш" (вечер). Немало своих работ он посвятил именно быту казахского народа, создав череду графических работ о жизни казахов в юрте. Смотря на гравюру впервые, видишь семейный ужин, а ощущаешь уют и внутреннее спокойствие. Это ли хотел передать автор?
"Мы попадаем с вами в юрту в вечернее время, где семья отдыхает. Мы чувствуем, какой покой творится в этом помещении, как все умиротворенно и как все на самом деле правильно, грамотно и пропорционально. Все персонажи друг с другом в активном визуальном общении. Это красивая связка четырех героев", - говорит о произведении известная казахстанская художница Лейла Махат.
Художник использовал интересный прием - сделал активным второй план – как правило, эта роль традиционно отдается переднему плану.
"Что он хотел передать? Первое, что приходит в голову, - это ностальгия. Когда ты в юрте с семьей, ощущаешь себя защищенным и окруженным родными людьми. К слову, Каметов каким-то образом умудряется передавать даже запахи. Если внимательно всматриваться в любую его работу, то можно целиком в нее погрузиться. Мне очень нравится его стиль тем, что он, абсолютно не сомневаясь, размещает огромные пятна для композиции, а затем уравновешивает их при помощи светотени", - объясняет Лейла.
Светотень – один из основных инструментов художника для того, чтобы придать реалистичность произведению, и сделать его более живым. За счет нее можно передать объем предметов и персонажей. Например, в этой работе с помощью света и тени Каметов визуально увеличил высоту юрты.
Уютные гравюры – парадокс?
Кадырбек Каметов умело передает настроение и колорит в своих уютных гравюрах. На самом деле звучит немного парадоксально, потому что с графикой в первую очередь ассоциируются такие понятия, как "острота", "четкость", "точность", а отнюдь не "уют".
Казахская графика имеет свой неповторимый колорит, в частности, она нередко выполняется в цвете, а это, в свою очередь, сопряжено с высоким уровнем сложности работы. Классическая же гравюра обычно изготавливается в черно-белом варианте. За свои работы художник был удостоен множества наград. Одна из них - гран-при на "Биеннале Прикаспийских республик".
"Среди художников бытует мнение, что, даже если художник пишет пейзаж или другого человека, в первую очередь он рисует себя. Потому что это отражение внутреннего мира. В случае с Каметовым внутренний и внешний миры очень хорошо гармонируют. Его эстетика – абсолютно казахская. Это не говорит о том, что он не владеет европейскими приемами построения композиции или другими приемами. Зрителю интересен объект, изображенный на этой работе. И потребность Каметова в краске и цвете – тоже очень казахская", - говорит Лейла.
Художница подчеркнула декоративность его творчества, где все имеет свои формы и пропорции. Это говорит о том, что художник очень много работал, прежде чем найти свой личный и уверенный стиль.
Порталы для зрителя
По словам Лейлы, художник – это тот человек, который создает порталы в свой внутренний мир. Но в конечном итоге, когда человек созерцает работу, он попадет в свое измерение.
"Это работает именно так. Ты не попадешь в ощущения Каметова, ты уйдешь другой дорогой в свой внутренний мир. Ты будешь разглядывать определенные детали картины, возможно, на тебя снизойдет какое-то умиротворение, или же ты окунешься в свои воспоминания, которые на тебя навеет это произведение", - говорит наша собеседница.
Недооцененный вид искусства
Художница пояснила, что работать в жанре печатной графики очень сложно. Этот вид искусства часто остается непонятым простым обывателем. Иногда можно услышать от неискушенного зрителя: "Да это же просто ксерокс!" Давайте разберемся. Печатная графика делится на ксилографию – это печать с деревянной матрицы ("основа"), литографию – это камень, специально вытравляемый кислотами для образования рельефа. Есть также гравюра на металле, "сухая игла" и другие техники.
"В случае Каметова это линогравюра, где матрица для графики создается из линолеума. Разумеется, это не тот линолеум, которые люди стелют на пол, это специальный художественный и достаточно плотный материал, который в то же время обладает нужной мягкостью, которая необходима для того, чтобы на нем можно было вырезать резцом. Это очень сложная и кропотливая работа. А на бумаге потом она кажется просто каким-то рисунком. Поэтому графику печатают тиражами. Потому что столько работать над этим и иметь только один экземпляр немного обидно", - объясняет Лейла.
Поэтому, например, Сальвадор Дали печатал свои гравюры сотнями. У него, кстати, были самые большие тиражи графики.
Фото: Роман Павлов