Казахстанская художница Зура Асылгазина, которая изображает на своих картинах древние единоборства, рассказала о том, какие смыслы скрывают ее работы.
В рубрике "Куланши. Учимся читать картины" при поддержке Forte Зура раскрыла секреты своих необычных картин и рассказала, что зрителей может заинтересовать в современном искусстве.
Художница родилась в Алматы и уже более 20 лет занимается живописью - и как автор, и как педагог. Последнюю серию картин Зура решила посвятить игре “аударыспак” - борьбе верхом на лошади, что отражает дух настоящих казахских воинов.
"Игру "аударыспак" я увидела впервые в 2009 году - у меня брат участвовал в "Жигит Султаны". Меня очень впечатлило, как он одного парня так умело стянул, хотя никогда этим не занимался!
Позднее у меня родились два сына, они всегда на виду и постоянно дерутся, играют: сидишь в соседней комнате и слышишь, как они грохочут. У меня даже есть несколько фотографий, где я ловила какие-то интересные позы у них.
Сейчас мой сын дзюдо занимается, и на соревнованиях смотришь за ним - столько энергии у мальчиков! Эта природа, энергия меня восхищала. Многие наши возможности скрыты в спящем состоянии, и только в такой, неудобной ситуации они раскрываются”, - рассказала Зура.
Фото: TengriNews.kz/ Роман Павлов
По словам художницы, ей бы хотелось, чтобы зрители, которые смотрят на ее картины, увидели в них восхищение природой и ощущали энергию, которая исходит от холста.
"Мне хотелось бы, чтобы у зрителя это откликнулось, и даже чтобы в нем что-то похожее пробудилось, чтобы человеку захотелось эту энергию пробудить у себя. Она есть у всех - такая же мощная, сильная - и у женщин, и у мужчин. И было бы классно, если бы каждый это понимал", - отметила художница.
В ваших картинах вы показываете древние народные виды борьбы - казак курес, аударыспак. А на что-то, что популярно прямо сейчас - например бокс, ММА - не хотелось переключить внимание?
"У меня второй сын занимается кикбоксингом. Я ему говорю, это как будто просто мордобой. Он любит UFC, говорит, что там тоже есть уважение к сопернику. Но вот, например, в дзюдо я это больше вижу. Если ты победил и некрасиво себя поведешь, тебе даже могут не засчитать этот бой - настолько все культурно. Пока для меня бокс, UFC и все остальное кажется более агрессивным", - рассказала Асылгазина.
То есть Елдоса Сметова вы могли бы нарисовать, а Шавката Рахмонова нет?
"Нет, почему? У Рахмонова, кстати, очень интересная внешность, и сам человек он очень интересный! Но я сейчас себя не вижу именно как художника, который рисует один спорт. Но кто знает, может быть, я что-то в этом увижу и раскручу.
Допустим, если брать ту же серию "Аударыспак", она ведь не столько про сам спорт, сколько про ритуал, поэтому, кто знает, чем я еще вдохновлюсь", - ответила она.
Помимо непосредственно борьбы, той энергии, которую Зура старается зафиксировать на холсте, в ее работах особое внимание обращено на красоту линий тела, его изгибов в движении.
Кому-то может показаться, что аударыспак и курес на картинах Асылгазиной становятся матиссовским танцем: та же закольцованность, ритуальность и магия движений, которая зафиксирована в статике.
"Честно говоря, я не думала о Матиссе, когда создавала эту серию. Но у меня есть одна работа, где неожиданно получились синие фигуры, и я сейчас задумалась: да, действительно на Матисса похоже.
Раньше я больше увлекалась цветосочетанием, а теперь задача проработать композицию, линию, поэтому она уже преобладает. Работы получились более скульптурные - скульптор, который видит мои картины, прямо говорит: они - это готовые композиции для скульптуры, бери и делай”, - утверждает художница.
Фото: https://www.hermitagemuseum.org/digital-collection/28411/ TengriNews.kz/ Роман Павлов
"Неправда, что художник должен быть бедным и голодным"
Прежде чем стать художницей, чьи работы продаются за сотни тысяч тенге и выставляются в крупнейших музеях страны, Зура Асылгазина прошла путь от детских рисунков до профессиональной учебы в университете имени Абая. Однако прорывным для нее стало участие в международном симпозиуме на Кипре.
"Наших казахстанских художников пригласили туда в числе многих других и создали великолепные условия: любые материалы, свобода в выборе тем, да вообще все! Там ты не переживаешь, чем сейчас накормить семью: все бытовые вопросы были решены, тебе надо было только заниматься творчеством.
Я считаю, неправда, что художник должен быть бедным и голодным. Оказывается, в таких условиях художник как профессионал еще больше раскрывается”, - рассказала Зура.
Фото: Картина Зуры Асылгазиной из серии "Аударыспак".
А как вы определяете цену, за которую та или иная работа должна быть продана?
"Первый раз, когда я оценивала свою работу, когда еще молодая была, я поставила сумму совсем небольшую по тем годам. Принесла в музей, сказала, вот за такую сумму, наверное, продам, но там мне сказали: "У тебя здесь видна и работа, и качество, нужно намного больше ставить", и в итоге она ушла за ту сумму, которую они предложили.
Смотришь на рынок, учишься тоже. Есть такие работы, на которые устанавливаешь цену, например в полмиллиона, и многим кажется это нереально за картину. Но если посмотреть на суть, на то, сколько она тебе даст в будущем, то цену не сравнить.
У нас, к сожалению, до сих пор зрители больше восхищаются картиной, когда она очень похожа на фотографию. Реализмом восхищаются. То есть они ценят труд художника, время, которое он потратил на прорисовку, и всё на этом. Но задача художника, как я сейчас ученикам своим говорю, не просто конкурировать с фотоаппаратом.
С тех пор как появился фотоаппарат, наоборот, необходимо углубиться более душевно, более эмоционально, чтобы композиция, цвет, колорит, влияли более глубоко”, - отметила автор.
Картины Зуры Асылгазиной из серии "Аударыспак" можно увидеть на новой выставке в Kulanshi Art Space, которая начнется 19 сентября и продлится до 9 ноября. Ее работы стали частью проекта ¡Hola! Salem!, который объединил девять художников из Испании и Казахстана.