Казахстанская художница Сауле Мадиева создает необычные работы из войлока, которые выставляются далеко за пределами страны в лучших галереях мира.
В рамках рубрики "Куланши. Учимся читать картины" при поддержке Forte мы поговорили с художницей о том, как она нашла свой стиль и почему ее картины заинтересовали зрителей и коллекционеров в Европе.
"На самом деле у меня нет художественного образования. По образованию я историк-педагог. Я никогда не думала, что буду заниматься искусством. Но если это в человеке есть, оно все равно пробьет дорогу, найдет какой-то выход.
Моя бабушка владела тонким чувством вкуса, и это передалось по наследству. Она даже во время войны ходила в белых перчатках, а ее тулупы были расшиты вручную.
Это передалось и маме, и мне, и моим детям - они тоже занимаются творчеством. Мой младший сын уже восемь лет работает в одной из крупнейших галерей в мире - галерее Gagosian", - рассказала художница.

По словам Сауле, в детстве у нее не было предрасположенности к рисованию.
"В школе я любила поговорить. А по изобразительному искусству или черчению у меня всегда были тройки. Не было пространственного мышления. Когда нужно было нарисовать куб, просила одноклассников", - смеясь вспоминает Мадиева.
Талант проснулся в самый неожиданный момент - во время ремонта. После покраски стен в белый цвет будущая художница осознала, что нужно чем-то заполнить пространство.
"Картины казахстанских художников, которые мне нравились, я себе позволить не могла - они редкие и дорогие. Но я часто ходила по выставкам и смотрела.
Моим любимым художником тогда был Марк Ротко (американский последователь абстрактного экспрессионизма - прим.), и я всегда удивлялась, как ему при помощи цвета удавалось создать целую музыку!
Тогда я взяла и сделала из войлока свою первую картину - "Посвящение Марку Ротко", - рассказала Сауле.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Позднее картины Сауле Мадиевой сначала выставлялись в небольшом магазине, а затем дошли до одной из столичных галерей. В 2023 году ее работы были выбраны для выставки Asia NOW в Париже, на которой были представлены картины художников со всей Центральной Азии.
"После этой выставки я почувствовала, что у меня есть потенциал, что я могу приносить людям добро. Там были люди со всего мира, представители ЮНЕСКО. Я была в шоке от того, что выставлялась с такими мастерами, как Алмагуль Менлибаева или Алибай Бапанов", - рассказывает художница.
На этой выставке ее заметили другие арт-критики, и одна из них предложила выставить работы в легендарном Лувре. Позднее работы Сауле выставлялись в Москве и Санкт-Петербурге, но впервые в таком большом объеме представлены в Астане в рамках выставки HOLA = SALEM.
"Честно говоря, я так не волновалась никогда - ни в Париже, ни в России", - призналась Сауле.

Картины, которые можно трогать
Работы Сауле отличаются от привычной живописи прежде всего материалом, из которых они изготовлены. Большинство ее картин выполнены из войлока, что делает их теплыми, мягкими и притягательными.
"Одна из уникальных черт моих работ заключается в том, что можно соприкасаться с ними. Можно их гладить, можно набираться энергией.
В наше время, я думаю, людям не хватает теплоты, искренности, натуральности. Сейчас много искусственности в нашем поведении, в нашем образе жизни. Я люблю природу и все самое естественное", - поделилась она.
Отметим, что дотрагиваться руками можно только до нескольких картин Сауле, и делать это нужно очень аккуратно, не повреждая картины. Для других экспонатов галереи действуют привычные правила посещения музеев: смотреть можно, но трогать нельзя, так как это может навредить работам.
Во время беседы мы попросили Сауле описать историю одной из работ - "Пылающий лотос" - и рассказать, что ей хотелось донести этой картиной.
Выяснилось, что картина - посвящение предкам художницы: темный войлок в ее основе - отсылка к старой шинели, которая была подарена прадеду Сауле еще императором Николаем II и долгое время передавалась по наследству.
"По рассказам родственников, в годы Второй мировой войны использовали каждый кусочек этой шинели: делали валенки, тапочки, безрукавки", - вспоминает художница.

На темно-серую ткань сверху натянут тканевый круг молочного цвета, в середине которого - прожженное отверстие. Даже то, что остались обгорелые края материи, в этой работе неслучайно.
"Специально поджигала, чтобы создать ощущение хрупкости. Жизнь настолько хрупкая, что может засосать. Та же война, которая прямо сейчас идет. Можно поджечь, и наша планета тоже сгорит дотла, и ничего не останется.
Эта работа - во-первых, дань уважения нашим предкам, а во-вторых - послание: давайте сделаем так, чтобы светлое осталось в нашей жизни, чтобы шинель, все это военное, осталось позади, а у нас было светлое будущее. Чтобы бы могли сохранить нашу планету", - говорит художница.

Эти и другие работы Сауле Мадиевой представлены на выставке HOLA = SALEM, организованной при поддержке Посольства Испании. Экспозиция проходит в Forte Kulanshi Art Space и будет открыта до 9 ноября 2025 года.
Подробнее о выставке читайте в нашем репортаже с ее открытия.
Фото: Роман Павлов