counter.yadro.ru

Чем казахстанский художник Каржасов покорил Нью-Йорк, Амстердам и Берлин

Азамат Сыздыкбаев Корреспондент
Иконка просмотров страница Иконка комментария страница

ПОДЕЛИТЬСЯ

Чем казахстанский художник Каржасов покорил Нью-Йорк, Амстердам и Берлин: 2025-04-25 10:03:00 - прочитайте Фото: Роман Павлов

Может ли картина сразу приковывать взгляд, даже если в ней нет сотен мелких деталей и сложной композиции? Традиционно мы привыкли восхищаться произведениями, где каждая морщинка на лице героя выписана с ювелирной точностью. Но Кабдыл-Галым Каржасов шел другим путем — его картины завораживают своей лаконичностью, мощью формы и глубиной цвета.


Иконка комментария блок соц сети

Может ли картина сразу приковывать взгляд, даже если в ней нет сотен мелких деталей и сложной композиции? Традиционно мы привыкли восхищаться произведениями, где каждая морщинка на лице героя выписана с ювелирной точностью. Но Кабдыл-Галым Каржасов шел другим путем — его картины завораживают своей лаконичностью, мощью формы и глубиной цвета.

О том, почему Каржасова называют одним из классиков казахской живописи, рассказывает художник и галерист Лейла Махат — в рамках проекта "Куланши. Учимся читать картины" при поддержке Forte.

Кабдыл-Галым Каржасов родился в ауле Ульгули Иртышского района Павлодарской области, окончил Алматинское художественное училище, стал членом Союза художников и Академии художеств Казахстана. Его работы экспонировались в музеях и галереях Санкт-Петербурга, Нью-Йорка, Амстердама, Варшавы, Берлина и других городов мира.

Среди самых известных произведений — "Портрет матери", "Познание", "Взгляд". Но наше внимание привлекла его работа "Шакарим", посвященная поэту и философу Шакариму Кудайбердиеву. Данная картина выставлена во Дворце мира и согласия, где сейчас проходит выставка классиков казахстанской живописи и графики. Она и станет объектом нашего нового разбора.

Искусство простых форм

"В свое время было распространено мнение, что живопись Каржасова декоративна, - говорит Лейла Махат. - Я с этим не согласна. Картины всегда нужно созерцать с расстояния. И если вы отойдете назад и посмотрите на его произведения, вы увидите, как он выразил изгиб руки, как он цветом передал форму и тень. Это очень сложно. Хотя это портрет Шакарима Кудайбердиева, тут не до декоративности. А когда он рисовал женские образы, он использовал ее в полной мере – на тех картинах у него много красивых декоративных узоров. Но его лаконичность присутствует даже в женских портретах и в пейзажах".

Каржасов умел делать объем из простых форм. Лейла сравнивает его картины с плоскими керамическими плитками, которые вдруг "оживают" и приобретают глубину. Особенно она подчеркивает, как художник работал с цветом.

"На этом портрете можно увидеть огромное пятно желтого цвета, которое кажется однородным по своей цветовой структуре. Но если отойти немного назад, можно увидеть небольшие изменения в цвете, которые помогают придать объем. Каржасов делает это настолько тонко, что человек, рассматривающий его картины, даже не понимает этого. Также его творчество характеризуют четко выраженные границы, которые, по сути, символизируют истоки казахского искусства", - объяснила она.

По словам эксперта, это классический пример фигуративной живописи. При помощи работы с цветом Каржасов отразил на портрете казахского поэта книги, интерьер и даже две отдельные комнаты.

Художница уверена, что творчество Каржасова можно узнать сразу, вне зависимости от того, будет это пейзаж или лирический портрет. А в качестве характерных черт этого художника она называет ярко выраженные контуры, массивные объемы, четкость и невероятную смелость.

Возвращаясь к портрету Шакарима, Махат предлагает взглянуть на руку персонажа.

"Видно, что здесь простая форма, иными словами, просто "колбаса". Но вы понимаете, что это рука взрослого мужчины. При помощи таких простых форм он передал решительность рук большого, сильного, брутального мужчины. Также он очень талантливо показал его грусть и тоску всего несколькими мазками кисти. Понятно, когда художник делает это, вырисовывая каждую морщинку. Но сделать это без детализации мимики – это действительно удивительно", - восхищается Лейла.

Признание после смерти

Махат называет Каржасова классиком казахской живописи и уверена, что его картины еще будут оценены по достоинству в будущем.

"Но я не знаю, сколько для этого должно пройти лет. У художников есть шутка о том, что мы работаем на своих правнуков. Так оно и есть. Пока автор жив, если он не использует различные маркетинговые ухищрения, ему нужно думать, чем кормить детей. Причина тому - рынок", - констатирует художница.

По ее словам, признание часто приходит к художникам уже после смерти. Пока автор жив, его работы можно создать еще — значит, спрос не так велик. Но когда художник уходит, становится ясно: новых картин больше не будет. Их количество ограничено, а потому и ценность резко возрастает.

"Кроме того, все ненастоящее отметается спустя годы и столетия. Рядовой художник с окончанием своей карьеры становится никому не интересен. А самородки, творящие настоящее искусство и которых никто не знал, напротив – их работы со временем взлетают в цене", - добавила Махат.

Ни один художник не сможет объективно оценить свой талант и свое творчество. Самокритика — вечный спутник настоящего таланта. К примеру, известный всему миру Ван Гог практически до конца своей жизни не был доволен собой. А популярного английского художника Уильяма Тернера не пускали в музеи, где проходили выставки его работ, потому что он приходил туда с красками, скамейкой и лестницей и начинал переделывать свои картины прямо в музее.

Фото: Роман Павлов

Tengrinews
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriLife мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriEdu мобильная Иконка меню мобильная