counter.yadro.ru

Жизнь после ядерного взрыва и крылатый конь – казахстанец задает моду в искусстве

Азамат Сыздыкбаев Корреспондент
Иконка просмотров страница Иконка комментария страница

ПОДЕЛИТЬСЯ

Жизнь после ядерного взрыва и крылатый конь – казахстанец задает моду в искусстве: 2025-05-06 09:02:00 - прочитайте Фото: Роман Павлов

Живопись и литература тесно связаны между собой, хоть и редко пересекаются в буквальном смысле. Но можно ли сделать так, чтобы именно слова стали главным элементом самой картины? Оказывается, можно. Молодой казахстанский художник Ильяс Даулбаев, известный как QYZYLZHEBE, нашел свой уникальный способ. Он превращает тексты казахстанских писателей и поэтов в изящные графические работы. Причем делает это в необычном современном стиле.


Иконка комментария блок соц сети

Живопись и литература тесно связаны между собой, хоть и редко пересекаются в буквальном смысле. Но можно ли сделать так, чтобы именно слова стали главным элементом самой картины? Оказывается, можно. Молодой казахстанский художник Ильяс Даулбаев, известный как QYZYLZHEBE, нашел свой уникальный способ. Он превращает тексты казахстанских писателей и поэтов в изящные графические работы. Причем делает это в необычном современном стиле.

Работы QYZYLZHEBE заставляют зрителя замереть перед полотном в попытке разгадать замысел автора и значение каждой детали. Парадоксально, что ответ в буквальном смысле лежит на поверхности картины в виде стихотворных строк, выражающих главную идею произведения.

Мы продолжаем рубрику "Куланши. Учимся читать картины" при поддержке Forte, где поговорим о необычной технике молодого таланта.

"Болашак" - какое будущее меня ждет?

На выставке KERISINŞE в Forte Kulanshi Art Space (Астана) выставлено несколько картин Даулбаева. Наше внимание привлекла работа "Болашак", которая состоит сразу из трех картин – все они отражают видение автором своего будущего. На одной из них запечатлен размытый "гриб" от взрыва ядерной бомбы.

"Это зима после ядерного взрыва. В какой-то момент у меня появились мысли о том, что вдруг я уйду из жизни, а меня никто не запомнит. И тогда мне показалось уместным изобразить "гриб" взрыва — чтобы он сохранился в памяти у людей, но это, конечно, неэтично. Кроме того, меня также сильно беспокоила геополитическая ситуация в мире. И этот гриб отчасти символизирует мифический страх перед глобальной войной, который, наверное, присутствует в глубине души каждого из нас. Сюда вписаны строки из стихотворения Абая, который представил зиму в образе человека", - рассказывает Ильяс.

Второй вариант изображает гроб, но не простой, а казахский – такие, по словам автора, использовались в 18-19 веках.

"Это вариант, где я буду предан забвению. Мне он показался красивым, и я выбрал именно его. Это также является попыткой интерпретации моего будущего. Это не про будущее в глобальном смысле, здесь я изобразил, что ждет конкретно меня", - отметил наш собеседник.

Третий вариант представляет собой ромб внутри квадрата. В свою очередь, по центру ромба изображена некая энергетическая субстанция.

"Ромб состоит из стихотворений – он задает настроение, еще одно изображение здесь характеризует мои импульсивные порывы. Это наиболее сбалансированный, можно сказать идеальный вариант моего будущего", - объяснил QYZYLZHEBE.

Стоит отметить, что две картины из трех сделаны в форме квадрата, а посередине – в форме круга. Кажется, что так задумано автором, но Ильяс признался – у него просто остался круглый холст и он решил его использовать. На все три работы у него ушел месяц. А во время работы у художника даже пошла из носа кровь, поэтому, помимо красок здесь в прямом смысле заложены и ДНК Ильяса. Поэтому, если мы скажем, что картины дались автору кровью и потом, то вовсе не ошибемся.

Отсутствие перспектив как катализатор

Художник рассказал, как зарождалось его творчество. Он признался, что одно время работал на складе, и тогда туманное будущее очень волновало Ильяса, который много думал о том, что его ждет в дальнейшем.

"Эта работа подразумевала "сизифов труд" - все усилия уходили в никуда. В мои задачи входило вытаскивать вещи и пополнять торговый зал, это было бесконечной рутиной. Я очень хотел, чтобы моя работа что-то значила. Во мне всегда присутствовало желание созидать. Меня спасали книги – любовь к чтению мне всегда прививал отец, рекомендуя самые разные произведения. У бабушки было плохое зрение, поэтому я читал ей казахскую литературу", - повествует QYZYLZHEBE.

Кроме того, он обучался в школе с уклоном на казахскую литературу, а его любимыми авторами стали Абдижамил Нурпеисов, Мукагали Макатаев и Аскар Сулейменов, а также ряд зарубежных писателей. Но любовь к отечественной литературе у него возникла не сразу.

"Со временем мне надоело читать про крепостных, про рыцарей, захотелось познакомиться с чем-то своим. Тогда я понял, что отечественные писатели – это лучшие умы нашего общества, которые пишут про казахскую ментальность. Изначально я начал заниматься дизайном, чтобы делиться своими впечатлениями о прочтенных книгах в социальных сетях. Я не знал, что в будущем это сочтут искусством, тогда я просто планировал писать литературные обзоры", - объяснил Ильяс.

Одной из первых работ автора стала картина об ощущениях известного казахского акына Биржана-сала, когда он писал песню "Темиртас". Даулбаев представил себе человека, привязанного к юрте и его мысли.

"Когда я закрывал глаза, вместо образов у меня возникало много слов. Сама работа представляет собой большое черное облако из слов на белом фоне. Отсюда и родился этот стиль с большим количеством текста. Это попытка интерпретировать мысли, придав им образ картин. Скажу откровенно – я не знаю, было ли это ранее, но эту идею я ни у кого не заимствовал", - уточнил QYZYLZHEBE.

Картина-оберег

Произведение "Кулагер" изображает крылатого коня с орнаментом по центру. Работа поражает своими размерами – 3 метра в длину и 1 в высоту. Как и другие полотна QYZYLZHEBE, для глубокого понимания картины "Кулагер" нужно рассматривать и с расстояния, чтобы оценить масштаб, и вблизи, чтобы разглядеть строки, которыми испещрен холст.

Как выяснилось в беседе с Ильясом, прообразом послужил трагически погибший конь великого акына Акана Серы, которого поэт воспел в своих стихах.

"Эта картина символизирует носителей идей, тех, кто стремится к переменам — их могут уничтожить или подавить из зависти и непонимания. В центре изображён орнамент „Тумар“ — как оберег от этого разрушительного чувства. В целом, Кулагер — это образ светлых умов, тех, кто борется за культуру, за идеалы, за память. Таких людей часто не принимают, не понимают и нередко — уничтожают из страха перед их свободой мысли. Вся картина — это своего рода оберег, который принимает на себя всё внимание," - отметил художник.

Литературный аналог этого "Кулагера" – красивый жеребец, который быстрее и сильнее других. Будучи главным фаворитом байге, конь был убит завистниками.

"Мне нравятся отношения между Аканом Серы и его конем. У него есть произведение "Кулагер", где описаны все его эмоции, связанные со смертью четвероногого друга. Испокон веков конь у казахов был верным товарищем, с которым их связывали особые отношения", - подчеркнул Даулбаев.

Техника QYZYLZHEBE и цветовая гамма

На первый взгляд может показаться, что создание картины посредством компьютерной программы, а затем ее последующий перевод на холст – дело нехитрое. Однако это достаточно трудоемкий процесс.

Сначала автор рисует свои работы на компьютере, затем выводит на специальную бумагу, после чего путем пресса переводит это на уже готовый и грунтованный холст.

Для лучшего понимания механизма Ильяс привел пример из прошлого.

"Вспомните фантики от жвачек из детства – вы мочили его, накладывали на руку, и "переводили" изображение на кожу. Здесь аналогичный процесс, но нужно втереть полотно размером три метра на метр. К примеру, над картиной "Кулагер" я работал полгода. И у меня целых четыре варианта этой картины, здесь выставлен самый лучший, на мой взгляд, вариант. В предыдущих вариантах где-то мне не понравился цвет, а где-то было больше потертостей", - говорит он.

Большинство картин автора на выставке KERISINŞE представлены в серо-белых тонах, из-за чего можно предположить, что это его любимые цвета.

"У меня нет любимого цвета – мне нравится вся гамма цветов. Хотя в детстве мне нравились черный и желтый цвета, потому что в детстве у папы был мотоцикл именно этих цветов. Когда я начал заниматься дизайном, я понял, что все цвета прекрасны. Кто знает, возможно когда-нибудь я буду создавать картины в розовом цвете", - заключил Ильяс.

Фото: Роман Павлов

Tengrinews
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriLife мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriEdu мобильная Иконка меню мобильная