1. Главная
  2. Здоровье
10 октября 2025, 06:01

“Это как раздавать iPhone тем, кто едва освоил кнопочный телефон“: нейросети будут помогать врачам в Казахстане

“Это как раздавать iPhone тем, кто едва освоил кнопочный телефон“: нейросети будут помогать врачам в Казахстане Изображение сгенерировано при помощи нейросети Midjourney

В Казахстане создают помощников для врачей на базе искусственного интеллекта, которые будут рекомендовать лечение и анализировать истории болезни. Но совместимо ли это с реальностью казахстанских поликлиник? Об этом Tengrinews поговорил с экспертами из сферы здравоохранения и профильным министерством.

ПОДЕЛИТЬСЯ

В Казахстане создают помощников для врачей на базе искусственного интеллекта, которые будут рекомендовать лечение и анализировать истории болезни. Но совместимо ли это с реальностью казахстанских поликлиник? Об этом Tengrinews поговорил с экспертами из сферы здравоохранения и профильным министерством.

Какие ассистенты могут появиться

В Минздраве пока рассматривают стартапы, которые занимаются внедрением ИИ в здравоохранение, рассказал и. о. вице-министра искусственного интеллекта Дмитрий Мун в интервью Tengrinews.kz.

Один из планируемых вариантов ИИ-ассистента – помощник, который заполняет медицинские документы с помощью голосового ввода. Врач проговаривает жалобы пациента, а система фиксирует информацию, предлагает вероятные диагнозы с процентным соотношением и рекомендует подходящие рецепты, рассказал Мун.

Будет помощник и отдельно для стоматологов:

"Сейчас есть решение для дантистов, которое помогает с историей исправления челюсти или зубов. Раньше он отрисовывал углы руками в цифровом формате. Сейчас ИИ сам помогает это все на уровне проектирования сделать", – рассказал Мун.

К слову, ИИ применяют рентгенологи для быстрого анализа снимков и терапевты – они им помогают записывать данные, но пока информация переносится вручную: "Сейчас отдельно приходится пользоваться искусственным интеллектом врачам. Условно, чтобы всё сделать – он копирует данные, открывает другую систему, вставляет в неё", – объяснил спикер.

Насколько это реально в наших условиях, готовы ли к этому врачи и принесёт ли внедрение больше пользы или рисков, мы спросили у экспертов в сфере здравоохранения.

ИИ и наши поликлиники совместимы?

Ассоциированный профессор Caspian International School of Medicine, Caspian University Рафаиль Кипшакбаев такие новшества назвал медицинским раем, где врач разговаривает вслух, ИИ структурирует текст, расставляет диагнозы, подсказывает дозировки и выдаёт готовый рецепт.

Но, по словам эксперта, вопросы вызывает совместимость инновационного "чуда" с реальностью казахстанских поликлиник:

"В поликлиниках часть компьютеров - мои ровесники и интернет живёт своей жизнью. Там, где инфраструктура есть, эффективность будет колоссальная: врачи перестанут тратить 40% времени на рутину и вернут себе время на разговор с пациентом. Там же, где её нет – почти все медицинские учреждения на селе и в малых городах, ИИ рискует стать той самой "неработающей кнопкой": красиво нарисовано, но бесполезно", – сказал он.

Кипшакбаев объяснил, что проблема в инфраструктуре:

"В поликлиниках до сих пор стоят компьютеры, на которых Windows XP чувствует себя как дома. Интернет работает с перебоями, а на нормальный софт денег хронически нет", – говорит эксперт.

А президент Ассоциации аналитиков здравоохранения Али Нургожаев рассказал, что к внедрению ИИ в стране пока не готово нормативно-правовое поле.

"По сути, Министерству здравоохранения предстоит пересмотреть все свои приказы (уже после утверждения архитектуры), чтобы легитимизировать внедрение и использование ИИ", – отметил Нургожаев.

Сегодня у нас нет чётких правил кто несёт ответственность, если ИИ ошибётся: разработчик программы, врач или Минздрав, который закупил софт, сказал Рафаиль Кипшакбаев.

Как пилот работает в одной из больниц

Нурмагамбетова Гульмира, врач общей практики Центра ПМСП Кокшетау, рассказала, как работает пилотный проект ИИ-помощника в их больнице. Сначала она относилась к нововведению с недоверием. Но быстро поняла, что программа помогает: сокращает время работы примерно на 40% и делает приём удобнее. Сейчас они каждый день используют систему и стараются довести работу с ней до автоматизма.

Врач объяснила, что программа с помощником установлена на компьютере, как и другие привычные приложения, и к ней подключен микрофон. Когда к врачу приходит пациент, специалист объясняет, что вся беседа будет записываться.

Затем врач задает вопросы, направляет микрофон к пациенту, и программа автоматически распознает речь – всё сказанное превращается в текст прямо в системе. После этого ИИ сам структурирует запись приёма – упорядочивает жалобы, симптомы и ответы пациента.

В пример спикер привела такую ситуацию:

"К примеру, пациентку беспокоят боли в области сердца, артериальное давление. Помощник может даже таким простым языком, как сам пациент говорит, записывать: "Вчера болела голова, сегодня болела голова, было давление 180, выпила таблетки, сегодня мне стало полегче. После программа оформляет запись приёма структурированно", – рассказала она.

Гульмира Нурмагамбетова объяснила, что искусственный интеллект даже помогает врачам ставить предварительные диагнозы. По её словам, есть много заболеваний, которые необходимо дифференцировать друг от друга.

"Например, есть бронхиальная астма и хобл. Практически одинаковые симптомы: кашель, отдышка, ухудшение общего самочувствия. Но при этом, если сказать какие-то наводящие термины, искусственный интеллект может нам с точностью от 90 до 100% вывести диагноз основной, на который мы можем ориентироваться. А далее идёт процентное соотношение остальных диагнозов, по которым мы можем провести дифференциальную диагностику", – рассказала врач.

Но окончательное решение в постановке диагноза принимает врач.

Как на это реагируют пациенты

По словам Нурмагамбетовой, пациенты в целом спокойно относятся к использованию программы.

По её словам, сначала она объясняет пациентам, особенно пожилым людям, зачем нужен голосовой помощник (чтобы оперативно получить аккуратную и полную медицинскую запись). После этого, как говорит врач, пациенты обычно не возражают и воспринимают процесс с пониманием.

В случае, если пациент не хочет, чтобы разговор записывали, врач самостоятельно фиксирует все данные в системе.

Это экономит время?

Врач отметила, что программа значительно ускорила работу. По её словам, это позволяет уделять больше времени самому пациенту – осмотру, измерению давления, пальпации, беседе.

"Потому что раньше нам быстро-быстро надо было напечатать, успеть за эти 15 минут посмотреть пациента, пропальпировать его. Но в то же время нам не очень сильно хватало времени. Сейчас я уже знаю, что примерно у меня готов письменный анамнез заболевания при беседе с пациентом", – объяснила Гульмира Нурмагамбетова.

Осилят ли искусственный интеллект все медики?

Готовы ли врачи к новым технологиям? – такой вопрос мы задали экспертам и, в частности, Рафаилю Кипшакбаеву.

"Наши медики умеют работать в любых условиях: при отключённом свете, без расходников и даже без лифта, таща пациента на носилках на четвёртый этаж. Но готова ли система? Скорее, нет", – сказал он.

А Али Нургожаев уверен, что сначала нужен пилот с выборкой медиков из разных регионов, чтобы понять, какие потенциальные "проколы" возможны, и предусмотреть все риски:

"Тщательно оттестировать функцию. Провести массированное обучение использованию. Прописать скрипты, правила, СОПы для медиков. Мониторировать ситуацию на каждом шаге реализации проекта и корректировать продукт. Сейчас я не уверен, что вся эта этапность будет надлежащим образом обеспечена".

Внедрение ИИ в нынешних условиях Рафаиль Капшакбаев сравнил с раздачей айфонов:

"Это как раздавать iPhone тем, кто едва освоил кнопочный телефон. Теоретически это шаг в будущее. Практически – нужно догонять не только в технике, но и в образовании", – считает он.

А какие есть риски?

Али Нургожаев предположил, что врачи могут начать злоупотреблять или несерьёзно относиться к выдаче рекомендованных рецептов от ИИ. И тут, по его словам, важно просчитать ситуацию на два шага вперед.

"В негативном сценарии Минздрав может столкнуться с волной обоснованных жалоб и исков против медиков. Прослеживается сходство с "отпущенным в свободное плавание" рынком ГОБМП/ОСМС, с бездумным открытием медвузов в последнее десятилетие и другими случаями, когда полуосознанные меры приводили к довольно неожиданным последствиям", – сказал он.

Подтвердил это опасение и Рафаиль Кипшакбаев. Он сравнил ИИ в медицине с новым скальпелем: "можно спасти жизнь, а можно пораниться".

"Главный риск – врачи начнут воспринимать алгоритм как готовый рецепт и перестанут перепроверять. В Казахстане это особенно вероятно: традиция "работать по методичке" у нас жива и здорова. Если раньше копировали старые протоколы, то завтра будут копировать выводы искусственного интеллекта", – сказал он.

По его словам, в наших университетах будущих врачей учат медицине, но почти не учат работать с алгоритмами, анализировать цифровые данные и разбираться в источниках информации.

"А ведь именно это ключевой навык в "эпоху ИИ". Без этого врач рискует стать не клиницистом, а оператором: человек за компьютером, который механически подписывает то, что подсказала машина", – объяснил Кипшакбаев.

ИИ в медицине – отличный инструмент. Но

Рафаиль Кипшакбаев объяснил: доверять ИИ можно так же, как калькулятору – он точно считает, но не понимает что именно. Машина безошибочно находит опухоли или редкие синдромы, но не знает, что пациент, например, забыл принять лекарства или не учитывает другие сторонние факторы.

"ИИ в медицине - это отличный инструмент, но только в компетентных руках. Врач без подготовки рискует превратиться в "оператора искусственного интеллекта", а не в клинициста. Подготовленный же специалист может использовать алгоритм как мощный экзоскелет: для ускорения, для сверки, для снижения ошибок. Но решение всегда остаётся за человеком", – считает эксперт.

Али Нургожаев тоже уверен, что правильно налаженный ИИ снизит нагрузку на медиков:

"Грамотно спроектированный и настроенный ИИ необходим и станет серьезным фактором снижения нагрузки на медиков и повышения качества диагностики и лечения. Однако следует помнить, что ИИ создаётся интеллектом естественным, а потому результат будет зависеть от надлежащей и последовательной реализации этого комплексного проекта", – пояснил он.

"Привычка идти по пути "быстрых побед"

Президент Ассоциации аналитиков здравоохранения Али Нургожаев считает, что в сфере здравоохранения начинать нужно не с отдельных решений вроде голосовых помощников, а с создания единой системы ИИ в здравоохранении, связанной с другими отраслями.

Этим, по его мнению, должно заняться новое Министерство ИИ, а пока профильным ведомствам стоит "не торопиться брать под козырёк".

"Предлагаю вспомнить опыт цифровизации медицины в Казахстане. Процесс тянулся с начала нулевых, фрагментарно, с использованием технологий "по ситуации", под точечные задачи, и в конечном счете к концу десятых годов было обнаружено, что в отрасли действует целый набор (до 30) разрозненных систем, зачастую содержащих недостоверные данные, дублирующихся, зависающих и перегружающих врача. Внимание вопрос: почему мы считаем, что проект ИИ не повторит судьбу цифровизации? Опять включается привычка идти по пути "быстрых побед". Тем более, что голосовой помощник "нанизывается" на уже функционирующие не самые отшлифованные информационные системы", – рассказал эксперт.

Позиция министерства

А в Минздраве нам кратко сообщили, что продолжают работу по цифровизации отрасли и в некоторых регионах страны уже проходит апробация ИИ-ассистентов врача.

"В некоторых организациях уже применяются решения по анализу снимков КТ и МРТ, которые помогают специалистам более оперативно и точно выявлять патологии. В ближайшей перспективе планируется широкое внедрение именно ИИ-ассистента врача, который станет надёжным помощником медиков и позволит уделять больше времени пациентам. (...) Необходимо отметить, что искусственный интеллект не заменяет врача, а усиливает его возможности, делая медицину более современной и доступной для всех граждан", – говорится в сообщении ведомства.

На вопросы о том, насколько наши больницы готовы к внедрению технологий, если у многих врачей до сих пор нет современных компьютеров и стабильного интернета, а также можно ли доверять ИИ в медицине, в Минздраве не ответили.

Ранее мы сообщали, что без жизненно важного лекарства остались пациенты в Алматы. Алматинцы с онкологическими заболеваниями пожаловались на отсутствие препарата "Тагриссо", который они получают от государства по льготной программе. В управлении общественного здравоохранения Алматы сообщали, что препарат отсутствует из-за сокращения бюджета на это лекарство.

Также в Павлодаре пациенты с раком мозга остались без препарата для химиотерапии. Оказалось, что в онкоцентре он закончился.

Тем временем министр здравоохранения Акмарал Альназарова сообщила, что казахстанцы стали меньше жаловаться на медицину. По её словам, за январь – август 2025 года число жалоб на оказание медпомощи по сравнению с 2024 годом снизилось на 18 процентов.

TengriEdu
Join Telegram