Аллергией в той или иной форме страдает около 30 процентов населения земного шара. Медики работают над новыми методами диагностики, профилактики и терапии аллергии.
Аллергией в той или иной форме страдает около 30 процентов населения земного шара. Медики работают над новыми методами диагностики, профилактики и терапии аллергии.
Об этом профессор медицины, член Американской ассоциации здравоохранения Алмаз Шарман поговорил с польским профессором Анджеем Фалем. Он является руководителем департамента аллергии, легочных заболеваний и внутренних болезней Центральной клинической больницы Варшавы. Доктор Фаль окончил медицинский университет во Вроцлаве, стажировался в Национальном институте сердца и легких в Лондоне, а также в Университете Лунда в Швеции.
В конце 1990-х годов профессор Шарман работал в Университете Джонса Хопкинса вместе с доктором Фалем, который впоследствии трижды избирался председателем Европейской комиссии Американской академии аллергологии, астмы и иммунологии.
Доктор Фаль является автором более 350 научных работ в области аллергологии и пульмонологии. В 2014 году он был избран президентом Польского научного общества здравоохранения.
Полную версию данного интервью можно посмотреть на YouTube-канале "АЛМАЗные советы".
Алмаз Шарман, профессор медицины:
Доктор Фаль, благодарю вас за участие в этой программе. Я хотел бы начать с базового вопроса: что такое аллергия?
Анджей Фаль, профессор, председатель Польской ассоциации общественного здоровья:
Спасибо за возможность обсудить очень важные проблемы здоровья, которые беспокоят людей по всему миру. Если говорить просто, аллергическая реакция – это ненормальная реакция на проникновение в организм любого соединения или вещества из окружающей среды. От 10 до 40 процентов населения активно реагируют на такое воздействие такими симптомами, как чихание, насморк, слезотечение. Таких людей называют сверх-, гиперчувствительными, или аллергиками.
Алмаз Шарман, профессор медицины:
Вы упомянули чихание, слезящиеся глаза и другие симптомы. Что вызывает эти проявления у аллергиков?
Анджей Фаль, профессор, председатель Польской ассоциации общественного здоровья:
В зависимости от того, какой орган отреагировал на аллерген, симптомы могут различаться. Это может быть зуд в глазах, отеки, сыпь, слезотечение, обильный насморк, першение в горле или же анафилактическая реакция, затрагивающая практически все органы, даже внутренние. Она может привести к анафилактическому шоку с летальным исходом. Таков спектр аллергических реакций. Причиной их является одна небольшая молекула под названием гистамин. Она производится и выделяется двумя типами клеток – базофилами и мастоцитами. При контакте с аллергеном вещества, которые находятся внутри этих клеток, включая гистамин, высвобождаются. Они и вызывают аллергию у гиперчувствительных людей. Сначала происходит сокращение гладких мышц кровеносных сосудов, затем их расширение, которое сопровождается выделениями из слизистых оболочек.
Все, что начинается со слезотечения и обильного насморка и проходит вниз, вызывая трудности с дыханием астматического характера, вызывается гистамином. Он выделяется из базофилов и мастоцитов после того, как аллергены вторгаются из внешней среды в наш организм. Это может быть пыльца растений, какие-то запахи, пища. Пищевая аллергия в наши дни встречается все чаще, потому что люди стали больше путешествовать и пробовать ранее неизвестные им продукты.
Говоря о причинах аллергии, нельзя не упомянуть и лекарства. Они могут вызывать острую (немедленную) или замедленную аллергическую реакцию. Обычно немедленную реакцию на любой аллерген очень просто распознать; она происходит практически сразу же. Когда весной цветут разные травы, у многих людей начинается насморк, чихание, лихорадка и так далее. Такую связь заметить легко.
Однако настоящие проблемы начинаются при замедленной реакции на аллергены. В таких случаях симптомы аллергии могут появиться через пару часов, а в случае с лекарствами даже через несколько дней. Поэтому иногда бывает очень трудно связать аллергическую реакцию с лекарствами, которые вы принимали 2-3 дня назад. Диагностика такой аллергии непростая, но мы располагаем методами, которые позволяют точно определить причины недомогания пациента.
Алмаз Шарман, профессор медицины:
Какие именно анализы вы назначаете? Вы сказали, что аллергия затрагивает многие органы – кожу, бронхи, некоторые внутренние органы. Есть ли какие-либо универсальные тесты, которые позволяют узнать, что болезнь вызвана аллергией?
Анджей Фаль, профессор, председатель Польской ассоциации общественного здоровья:
Существует несколько методов тестирования на аллергию в зависимости от типа реакции. Самый простой из них – это так называемый кожный прик-тест. На кожу наносятся капли раствора с аллергеном, затем специальной иглой делается в ней прокол. Если у пациента есть аллергия, то через 15 минут на месте прокола у него появится волдырь. Если на введенное вещество аллергии нет, то покраснения и волдыря не будет. Это самый простой и популярный тест на аллергены. Он хорошо работает при аллергии на пыльцу, домашнюю пыль и другие вещества, которые нас окружают и которые мы вдыхаем. Но он не очень эффективен в случае с пищевыми аллергенами, потому что их становится все больше.
В таких случаях мы берем анализ крови на специфичный иммуноглобулин Е. Это тип антител, который производится иммунными клетками - В-лимфоцитами. У каждого человека есть В-лимфоциты, но не у всех они производят иммуноглобулин Е в больших количествах. Чрезмерное производство иммуноглобулинов Е характерно только для людей с аллергией. Тест на иммуноглобулин Е – это один из важных иммунологических анализов на аллергию.
Сейчас у нас есть тесты на уровень иммуноглобулина Е для определенных аллергенов. Для этого берется на анализ кровь в объеме 10-20 миллилитров в зависимости от того, на какое количество аллергенов мы проверяем пациента. Берем 10-20 миллилитров венозной крови, отправляем ее на анализ и определяем уровень иммуноглобулина Е после употребления каких-то продуктов, например, томатов, яблок, чтобы узнать, есть ли на них аллергия. Таким образом, если показатели иммуноглобулина Е на эти и другие продукты повышаются, то это означает, что у пациента есть на них аллергия. Это второй вид тестирования.
Если кожные тесты и анализы крови на иммуноглобулин Е не дали ответа или у врача остались какие-то сомнения, то мы применяем так называемый провокационный тест, это старый добрый метод выявления раздражителя. Провокационные тесты особенно важны, когда нужно исключить какие-то предполагаемые аллергены. Например, пациент говорит: каждое утро я съедаю яйцо, и после этого у меня появляются высыпания, зуд, слезятся глаза. То есть у пациента возможна аллергия на яйца. Сначала мы делаем анализ крови на иммуноглобулин Е. Но если сомнения остаются, то тогда мы говорим пациенту: не ешьте яйца 3-4 дня, чтобы ваш организм за это время избавился от возможного аллергена. А через 3-4 дня снова съешьте яйцо. И если после того, как продукт был исключен из рациона, симптомы исчезли, а после потребления снова появились, то можно со 100-процентной уверенностью сказать, что яйца и есть причина аллергии у этого пациента. Этим примером я хочу показать, что в аллергологии мы используем все методы диагностики, даже те, что, казалось бы, уже ушли в историю. Они по-прежнему работают.
Теперь давайте поговорим о новейшем методе исследования, который называется молекулярной диагностикой. Смысл его заключается в следующем. Аллергены – это очень маленькие молекулы с массой примерно в 400 дальтон, которые нельзя увидеть даже через обычный микроскоп. Самые разные аллергены обычно имеют десятки одинаковых молекул. А настоящие аллергены – это не осиный яд, не пыльца растений, а микроскопические частицы этих веществ, которые сейчас мы умеем определять с помощью технологии молекулярной диагностики.
Этот современный метод начал использоваться лишь 5-6 лет назад. С его помощью можно определить десятки веществ, которые могут быть потенциальными аллергенами. Человек с аллергией на фундук даже не подозревает, что у него может быть аллергия и на пыльцу березы. Наличие аллергии на пыльцу березы означает и потенциальную аллергию на помидоры и так далее. То есть эти аллергены - фундук, береза и томаты - имеют одинаковые микромолекулы, которые мы можем определить методом молекулярной диагностики. Такие исследования стали действительно новым шагом в аллергодиагностике.
Алмаз Шарман, профессор медицины:
Доктор Фаль, в наши дни так много людей страдает от аллергии. Не только в Казахстане, но и в Европе и в других частях света. Насколько аллергия опасна для жизни?
Анджей Фаль, профессор, председатель Польской ассоциации общественного здоровья:
Несмотря на то что сейчас аллергия встречается довольно часто, смертность от нее не такая высокая, даже от анафилактического шока. Аллергия ухудшает качество жизни и поэтому вызывает беспокойство. Потому что заложенный нос - это действительно очень неприятно. Ваша работоспособность при этом может снижаться на 50 процентов. Зуд в глазах ухудшает качество жизни примерно на 20 процентов. Но если говорить об опасности для жизни, то лишь у полупроцента всех аллергиков развивается анафилактический шок и у одной десятой части из них может быть печальный исход. Уровень смертности при аллергии очень низкий, и по сравнению с другими болезнями его можно даже не заметить в общей статистике. Наверное, поэтому к аллергии сложилось такое отношение – она неприятна, таких людей много, но она неопасна для жизни. Надо лишь привыкнуть и научиться жить с ней. Но, как я уже сказал, аллергия сущеcтвенно ухудшает качество вашей жизни.
Алмаз Шарман, профессор медицины:
Да. Как сказал один из моих друзей, есть три вещи, которые никак не лечатся: первое - это облысение, второе – зависть и третье – насморк. Скажите, пожалуйста, аллергия лечится? Я знаю людей, которые страдают ею с детства и никогда не лечились. Если аллергия лечится, то как?
Анджей Фаль, профессор, председатель Польской ассоциации общественного здоровья:
Полностью излечиться от аллергии нельзя. Зато можно надолго - на несколько лет или даже на всю жизнь - избавиться от ее симптомов и клинических проявлений. Это стало возможным в последние годы. Но это не означает, что вы на 100 процентов победили аллергию.
Сейчас в распоряжении врачей есть методы иммунной терапии, которые помогают пациентам забыть об их аллергии. Что это за методы? Это инъекции, обычно подкожные. Не так давно стала применяться и так называемая сублингвальная (подъязычная) иммунотерапия. В случае с традиционными уколами мы делаем инъекции все больших доз аллергенов. Мы знаем, что это позволяет уменьшить реакцию иммунной системы не только на главный аллерген, но и на многие другие. Но такие уколы необходимо получать каждый месяц непрерывно на протяжении 3-5 лет. Надо регулярно ходить к аллергологу и получать укол. Это лечение длится долго, но у 80 процентов пациентов, прошедших полный курс такой иммунотерапии, наступает долгосрочная ремиссия, то есть ослабление или даже исчезновение симптомов. У кого на 5, а у некоторых и на 15 лет. Тем не менее и этот эффективный метод лечения не дает 100-процентной пожизненной гарантии, поэтому мы и говорим, что аллергия – это неизлечимое заболевание. Ее можно лечить, но полностью излечить не представляется возможным.
Алмаз Шарман, профессор медицины:
Да, но, по крайней мере, существуют антигистаминные препараты, которые не вызывают головокружения и сонливости.
Анджей Фаль, профессор, председатель Польской ассоциации общественного здоровья:
Да. Для ежедневного применения есть 2-3 группы лекарств, которые могут предотвратить симптомы. Они эффективны для пациентов, у которых аллергические проявления длятся от 2 до 4 недель. Такие люди обычно не проходят длительную иммунотерапию. Им гораздо проще пропить таблетки в определенный период, до сезонного обострения, например, чтобы избежать появления симптомов. Сейчас применяются антигистаминные препараты так называемого второго поколения. Механизм их действия заключается в том, что они не попадают из крови в мозг, не вызывают головокружения, сонливости, не снижают способности к обучению и так далее. Они блокируют рецепторы гистамина – основной молекулы, вызывающей аллергию, - на периферии. Поэтому у пациента нет отеков, зуда, насморка и других симптомов. Современные антигистаминные препараты абсолютно безопасны.
Помимо таблеток, в нашем распоряжении также имеются интраназальные стероидные (гормональные) препараты, которые вводят в носовую полость. Их применяют в тяжелых случаях заложенности носа.
Для чего применяют гормоны? Дело в том, что антигистаминные препараты блокируют действие гистамина, который несет ответственность за многие аллергические реакции. Но есть еще и поздняя фаза аллергии – воспалительная. Воспаленные клетки по кровотоку скапливаются там, где есть концентрация аллергена, в носу например, и провоцируют развитие воспаления. Поэтому в таких случаях мы назначаем стероиды, у которых есть два преимущества: противовоспалительный эффект и способность бороться с эозинофилами – основными воспалительными аллергическими клетками. Эозинофилы – главная причина воспаления слизистых оболочек носа, легких, бронхов при астматической реакции. Поэтому мы назначаем жидкие стероидные препараты для носа, а для органов дыхания используются ингаляторы со стероидами.
Алмаз Шарман, профессор медицины:
Доктор Фаль, вы отметили, что аллергия – это полиорганное заболевание, то есть затрагивающим многие органы. Серьезными проявлениями аллергии являются заболевания органов дыхания. Самое распространенное из них - бронхиальная астма, которая часто обостряется в холодное время года. Не могли бы вы остановиться подробнее на этой болезни и ее причинах.
Анджей Фаль, профессор, председатель Польской ассоциации общественного здоровья:
Астма – это заболевание нижних дыхательных путей, которое начинается ниже гортани и поражает трахею и бронхиальное дерево. При астме отмечается спазм мышц органов дыхания. Когда гистамин высвобождается из базофилов и мастоцитов, он воздействует на гладкую мускулатуру и вызывает ее напряжение. Средние бронхи, которые покрыты гладкими мышцами, начинают сужаться, затрудняя прохождение потоков воздуха. Из-за этого у человека начинается приступ одышки или удушья. Больной не может вдохнуть полной грудью, дыхание становится прерывистым. Это одна из составляющих бронхиальной астмы, поэтому для лечения используются так называемые бронхолитические препараты, обычно это Бета2-агонисты короткого и длительного действия. Их применяют в виде дозированных аэрозолей. Они снимают напряжение с бронхов, вызванное резким сокращением гладкой мускулатуры.
А для расширения просвета бронхов в качестве противовоспалительного средства мы используем глюкокортикостероиды в виде аэрозолей для вдыхания. Таким образом, международные протоколы лечения астмы рекомендуют комбинировать препараты, основанные на Бета2-агонистах для расслабления гладкой мускулатуры бронхов и расширения их просветов, а также гормональные препараты - глюкокортикостероиды, которые борются с очагами воспаления бронхов. Эти лекарства вдыхаются с помощью ингаляторов. Такая терапия считается золотым стандартом лечения астмы.
Алмаз Шарман, профессор медицины:
Поскольку главной причиной астмы являются аллергические реакции и определенные иммунные нарушения, диагностика предполагает клинические исследования органов дыхания и поиск аллергенов. Таким образом, вы комбинируете эти два подхода для выявления бронхиальной астмы у пациента. Существуют ли какие-то другие причины астмы, кроме аллергии и иммунных нарушений?
Анджей Фаль, профессор, председатель Польской ассоциации общественного здоровья:
Конечно, в медицине ничего простого не бывает. Любая болезнь может быть вызвана рядом механизмов. У 80 процентов больных астмой причиной заболевания является аллергия. А у остальных 20 процентов астма неаллергическая. Ее причиной могут быть какие-то перенесенные в детстве инфекции, которые обостряют реакцию бронхов и приводят к астме.
Также среди этих 20 процентов выделяется группа примерно в 3-5 процентов, в которые входят пациенты с астмой неизвестного происхождения. В таких случаях мы не можем точно назвать причины ее возникновения - инфекция это или аллергия. Тогда мы ставим диагноз - идиопатическая астма, то есть мы не знаем, почему этот человек болен, и лечим симптомы.
Алмаз Шарман, профессор медицины:
Каким образом можно предотвратить появление симптомов астмы? Я полагаю, что наиболее острый период для астматиков чаще всего наступает в холодное время года. Как можно предотвратить приступы астмы?
Анджей Фаль, профессор, председатель Польской ассоциации общественного здоровья:
При лечении аллергической бронхиальной астмы в первую очередь необходимо избегать аллергенов. Это первое. Если вы астматик с аллергией на пыльцу растений, то, пожалуйста, не ходите в места с зелеными насаждениями во время их цветения. Потому что в таких случаях у вас, скорее всего, будет приступ. Второе – это физические упражнения. Для астматиков они очень полезны, но это должны быть спокойные движения средней или малой интенсивности. Если же физическая нагрузка у вас вызывает приступы, то до занятий необходимо принять дозу лекарства с Бета2-агонистами короткого действия, воспользовавшись ингалятором.
Алмаз Шарман, профессор медицины:
Но не отказываться от упражнений?
Анджей Фаль, профессор, председатель Польской ассоциации общественного здоровья:
Нет, астматики не должны отказываться от физических упражнений, потому что они помогают поддерживать объем легких, необходимый для противостояния болезни и нормального дыхания. Особенно к концу дня. Повышенная чувствительность бронхов является одной из причин их сужения при астме. Нужно помнить, что астматики чрезвычайно остро реагируют на резкие запахи и загрязненный воздух, поэтому нужно избегать таких мест. И не использовать вещества с сильным запахом. Чистый воздух нужен всем нам. Но он особенно необходим для людей с астмой и хронической обструктивной болезнью легких (ХОБЛ).
Алмаз Шарман, профессор медицины:
Это была очень полезная и обстоятельная беседа, доктор Фаль. Спасибо вам большое.
Анджей Фаль, профессор, председатель Польской ассоциации общественного здоровья:
Доктор Шарман, я с удовольствием отвечал на ваши вопросы. Большое вам спасибо за интервью.