counter.yadro.ru
Полезно
28 февраля 2023 | 10:48

Почему в Казахстане не любят платить риелторам и кто в этом виноват

Иконка просмотров страница Иконка комментария страница

ПОДЕЛИТЬСЯ

Почему в Казахстане не любят платить риелторам и кто в этом виноват: 2023-02-28 10:48:29 - прочитайте Фото:Freepik

Считается, что риелторов в постсоветских странах не особо любят: одни утверждают, что такая работа не требует усилий и "слишком хорошо" вознаграждается, другие и вовсе убеждены, что при работе с агентом по недвижимости можно потерять деньги.


Иконка комментария блок соц сети

Считается, что риелторов в постсоветских странах не особо любят: одни утверждают, что такая работа не требует усилий и "слишком хорошо" вознаграждается, другие и вовсе убеждены, что при работе с агентом по недвижимости можно потерять деньги.

При этом сами риелторы считают, что им приходится изрядно потрудиться, причем порой имея дело с довольно своеобразными клиентами, а любители предлагать "серые" схемы есть везде, передает Tengri Life.

Диас Калымжан из Алматы обратился в нашу редакцию с жалобой. По словам мужчины, он заплатил незаслуженные проценты риелтору. Дело в том, что он лично нашел квартиру на сайте объявлений, отметив, что предложение было опубликовано от лица хозяина. Однако на объекте мужчину ждал риелтор, а не хозяин.

"В прошлом году я покупал квартиру и занимался поиском самостоятельно. Понимаю, что не у всех есть время заниматься показом квартир, но риелтор по факту заработал на ровном месте, вот таким путем. Я заплатил ему порядка 200 тысяч тенге, но так и не понял, за что. Возможно, хозяин даже не знал, что агент решил схитрить таким образом. Но квартира действительно мне понравилась, по этой причине надо было и платить", - говорит он.

Фото: pixabay.com

Главная задача агента по недвижимости – посреднические услуги при проведении сделок с недвижимостью. Риелтор руководит как операционными процессами, так и занимается показом недвижимости и организовывает поиск актуальных предложений для клиентов.

Однако, действительно, не все готовы соблюдать должностные инструкции, нарушая договоренности и обманывая клиентов. Своей историей с нами поделилась супружеская пара из Талдыкоргана, Индира и Акжол Мейманкуловы. Они нарвались на "серых" риелторов.

"Перед тем как переехать в Алматы, мы начали искать разные варианты на сайте объявлений. Написали по указанному номеру, так как понравилась квартира. Сказали скинуть задаток в размере половины стоимости квартиры, чтобы они не сдали ее. Мы сразу подумали о мошенничестве, но нам перезвонили, сказали подъехать. Мы поверили", – рассказывают они.

Фото: @matt.interior

Пара сняла квартиру, жила в ней, однако через 10 дней на сайте объявлений кто-то из друзей уведомил пару, что съемная квартира продается. Мужчина перезвонил риелтору, который сдал им жилье, однако та заверила, что объявление старое и его в скором времени удалят, так и случилось. Но через полтора месяца пару попросили освободить квартиру без ведомых причин. Часть уплаченных денег, естественно, сгорела.

"Основной причиной негативного отношения к риелторам является полное отсутствие требований на законодательном уровне к лицам, которые оказывают посреднические услуги на рынке недвижимости. Отсюда и плохое качество оказываемых услуг от так называемых псевдориелторов. Наличие фактов мошенничества от разрекламированных агентств также формирует негативное отношение к представителям данной профессии", – объясняет нам Нурлан Алыбаев, президент алматинской городской ассоциации риелторов.

Как отмечает эксперт, основные причины, почему клиенты остаются недовольны, кроются в высокой стоимости услуг, а также из-за несвоевременной обработки запросов.

При этом, подчеркивает эксперт, каждая пятая сделка находится в группе риска по неуплате договорной стоимости услуг.

"К сожалению, бывают случаи, когда клиент не желает оплачивать услуги. Например, после заключения сделки люди, как правило, ради экономии средств либо по надуманным причинам всячески пытаются не исполнить денежное обязательство", – делится с нами мужчина.

Фото: Pexels.com

Эксперт рассказывает, что порядочные риелторы не только своевременно предоставляют услуги, но и проверяют недвижимость перед ее показом.

"Помимо проверки пригодности жилья, нами должен осуществляется ряд мероприятий, например, проверка документов недвижимости. Проверка на отсутствие различных факторов риска, способных повлечь угрозу гибели либо несчастного случая. Осмотр объекта недвижимости и выполнение прочих обязательств также входят в наши обязанности", – объясняет Нурлан.

Как в свою очередь отмечает риелтор Анель Нуриддин, случаи бывают разными, но чаще всего клиент просто не хочет платить за добросовестно выполненную работу.

"Бывает такое, что хозяин находится в другом городе или в другой стране, соответственно, он оставляет квартиру либо родственникам, либо риелторам. Мы выставляем объявление, показываем квартиры и берем за это процент от стоимости квартиры. Хочу сказать, что в примечаниях мы всегда указываем стоимость услуг, а также то, что квартиру будет показывать не хозяин, а риелтор. Так вышло, что люди предполагают, что мы делаем деньги из воздуха. Однако это наш хлеб, это большой труд, так мы зарабатываем деньги", – отмечает Анель.

Фото: Pexels.com

Юрист Надежда Гельдт рассказала, что нужно знать при взаимодействии с риелтором в Казахстане.

"Ошибочно полагать, что деятельность риелторов никак не регулируется. В действительности же разработаны специальные стандарты услуг на рынке недвижимости. Помимо данного "стандарта", деятельность риелторов регулируется гражданским и административным и прочим законодательством Республики Казахстан", – говорит автор телеграм-канала "Право Знать".

Согласно статье 4.7 рассматриваемого стандарта, исполнитель должен оказывать риелторские услуги заказчику на основании договора, оформленного в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. Договор не должен содержать норм и требований, ущемляющих права какой-либо из сторон.

Согласно стандарту, структура договора должна содержать следующие разделы:

  • дата и место подписания договора;
  • наименования и адреса сторон договора;
  • регистрационный номер сертификата исполнителя с указанием срока действия и номер регистрации на ЕЭР со ссылкой на него;
  • предмет договора;
  • обязанности и права исполнителя;
  • обязанности и права заказчика;
  • стоимость услуг, условия и порядок расчета между заказчиком и исполнителем;
  • срок действия договора;
  • условия передачи услуг на субподряд;
  • условия расторжения договора;
  • условия форс-мажора;
  • ответственность сторон договора;
  • данные сотрудника исполнителя, ответственного за выполнение условий договора;
  • порядок разрешения споров;
  • перечень переданных исполнителю документов на момент подписания договора;
  • юридические адреса и реквизиты сторон.

Фото: Pexels.com

В случае если у заказчика есть жалобы / претензии к работе исполнителя / риелтора, то согласно статье 5 рассматриваемого стандарта

  1. Исполнитель должен гарантировать заказчику оперативное и объективное рассмотрение жалоб и претензий на его действия.
  2. Исполнитель должен принять письменную жалобу либо претензию заказчика, объективно рассмотреть ее и письменно ответить заказчику в течение 7 рабочих дней с момента получения.
  3. Исполнитель должен иметь документированные процедуры рассмотрения жалоб и претензий заказчика.

Чтобы не допустить нарушения своих прав:

  • Внимательно ознакомьтесь с условиями договора, если есть возможность, обратитесь к юристу для разъяснения условий договора.
  • Не выплачивайте сразу всю сумму за риелторские услуги. В договоре можно предусмотреть разделение платы на аванс и конечный расчет уже после оказания услуг.

Что делать, если права нарушили?

  • Вы можете обратиться с жалобой в комитет по этике и членству Объединенной ассоциации риелторов Казахстана. Ссылка на сайт: uark.kz
  • Если риелтор не выполнил условия договора, то есть не исполнил определенные обязательства, вы можете направить досудебную претензию, а в случае ее неудовлетворения исполнителем - обратиться в суд с иском.
  • Если риелтором было совершено уголовное правонарушение, вы можете обратиться в полицию. Например, в случае подделки документов (статья 385 Уголовного кодекса РК).

Читать также: "Уберите телефон, покажите сумку". Что можно и чего нельзя охраннику в Казахстане.

Лого TengriNews мобильная Лого TengriEdu мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Иконка меню мобильная