Министерство национальной экономики Казахстана изучает вопрос введения нового налога на сахаросодержащие продукты. Считается, что чрезмерное их потребление приводит к сердечно-сосудистым заболеваниям, сахарному диабету и ожирению. Пока чиновники изучают вопрос для выработки единого решения, в авторском блоге профессор медицины Алмаз Шарман обсудил международный опыт налогообложения сладких напитков и их влияние на здоровье человека, передает Tengri Life.
Министерство национальной экономики Казахстана изучает вопрос введения нового налога на сахаросодержащие продукты. Считается, что чрезмерное их потребление приводит к сердечно-сосудистым заболеваниям, сахарному диабету и ожирению. Пока чиновники изучают вопрос для выработки единого решения, в авторском блоге профессор медицины Алмаз Шарман обсудил международный опыт налогообложения сладких напитков и их влияние на здоровье человека, передает Tengri Life.
Какие страны ввели налог на сахаросодержащие напитки?
Введение таких налогов позволяет использовать фискальную политику в интересах охраны здоровья граждан и экологической безопасности. Всемирная организация здравоохранения активно выступает за введение налогов на сахаросодержащие напитки в рамках стратегии по улучшению общественного здоровья на основе продвижения здорового питания и борьбы с хроническими неинфекционными заболеваниями.
Ранее Всемирный банк проанализировал глобальный опыт эффективности такой политики. Анализ показал, что действие этого налога отличается в разных странах и между людьми с разным уровнем дохода. К примеру, Мексика, Великобритания и Южная Африка сумели успешно снизить потребление таких напитков среди населения. При этом в Европе рекомендуется дифференцированный подход к таким налогам в зависимости от калорийности напитков и уровней содержания в них сахара.
На сегодня около 108 стран на национальном уровне внедрили какую-либо форму налога на напитки с добавленным сахаром. Список получился внушительный, среди стран - Бахрейн, Бельгия, Египет, Индия, Ирландия, Испания, Йемен, Катар, Мексика, Малайзия, Марокко, Норвегия, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Польша, Саудовская Аравия, Самоа, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Финляндия, Франция, Швейцария, Чили, Южная Африка и другие.
Стоит отметить, что некоторые страны все же отказались от этого налога после нескольких лет его внедрения, к примеру, Дания и Израиль. Более широкий охват законодательством в области налогообложения сахаросодержащих напитков характерен для стран с низким и средним уровнями доходов по сравнению со странами среднего и высокого достатка.
Источники информации: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
Как сахаросодержащие напитки влияют на здоровье?
Существует по крайней мере два ключевых фактора, определяющих их влияние на здоровье человека. Во-первых, избыточное потребление сахара является ключевой причиной ожирения и повышает риски развития диабета второго типа, гипертонической болезни и других сердечно-сосудистых заболеваний, а также некоторых видов рака, нарушений почек и повреждения печени (метаболически-ассоциированного стеатогепатита - MASH). Во-вторых, высококалорийные напитки обеспечивают относительно незначительную компенсацию затрачиваемых калорий, поэтому сокращение их потребления способно снизить риски ожирения и других болезней без каких-либо отрицательных последствий для жизнедеятельности человека.
Менее акцентируемым в научной литературе, но требующим более серьезного внимания, является связь между пищевой отраслью и здоровьем планеты. Цикл расходов воды для производства полулитровой сладкой газировки варьируют от 168 до 309 литров в зависимости от источника сахара и применяемых технологий. Пожалуй, на это тоже стоит обратить внимание с точки зрения сохранения водных ресурсов и рисков экологического загрязнения.
Наконец, немаловажным является то, что введение налогов на сахаросодержащие напитки считается менее затруднительным и затратным по сравнению с другими мерами в области продвижения здорового питания и профилактической медицины. Налоги, собираемые с производителей, упаковщиков и дистрибьюторов таких напитков, могут быть органично встроены в существующую фискальную систему, став не только источником доходов для экономики, но и важнейшим условием оздоровления населения и развития человеческого капитала.
Источники информации: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
Фото:depositphotos.com
Каков эффект от нового налога в других странах?
Одним из наглядных примеров является Великобритания. Там многотарифная структура налога, размер которого зависит от уровня содержания сахара. Это спровоцировало реформулирование рынка сладких напитков с появлением новых разновидностей продукции с низкой калорийностью.
В Португалии введение налогов на такие напитки привело к снижению объемов их продаж, а также уменьшению содержания сахара во многих напитках. На основании предварительных данных ученым удалось моделировать влияние указанных видов налогов на сокращение новых случаев ожирения среди детей, подростков и взрослых, что продемонстрировало весьма обнадеживающие результаты.
Аналогичная реформа в Чили помогла внедрить нормы по маркировке продуктов, маркетингу и регулированию питания в школах. Общий объем приобретаемых сахаросодержащих напитков в итоге снизился на 23,7 процента, что уменьшило ежедневное потребление калорий на 27,5 процента в пересчете на душу населения.
Мета-анализ указывает на то, что при 10-процентном увеличении цен на сахаросодержащие напитки среднестатистический потребитель склонен уменьшать их покупки приблизительно на 10 процентов. Этот показатель отражает так называемый коэффициент эластичности спроса. Однако в то время как сокращение объема покупок сахаросодержащих напитков и улучшение результатов в борьбе с ожирением вполне соответствуют целям налоговых реформ, их долгосрочные последствия все же требуют более глубокого изучения и осмысления.
Полученные по сегодняшний день научные данные показывают, что при разработке налога нужно учитывать не только коэффициент эластичности спроса, но и уровень доходов населения. На основе этих факторов можно установить оптимальный диапазон продуктов, подлежащих налогообложению и их долгосрочное влияние на рынок сахаросодержащих напитков и здоровье населения.
Источники информации: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
Как определяется размер налогов на сахаросодержащие напитки?
Важно понимать, что итоговая цель налога - не обогащение страны, а оздоровление граждан. В этом случае она более вероятно будет достигнута, если налогообложение будет сопряжено с концентрацией сахара в тех или иных напитках. Такой подход применяется в Португалии и Великобритании.
А если целью налогообложения является все-таки в первую очередь доход, то налог формируется в зависимости от объема и ассортимента напитков безотносительно к содержанию в них сахара. Это может обеспечить больший уровень доходов, хотя и относительно слабую мотивацию к реформулированию самих напитков. Важно отметить, что, когда на сахаросодержащие напитки вводятся налоги, которые зависят от их стоимости (адвалорные налоги), это не так сильно повышает цены для потребителей, чем если налоги зависели бы от самой цены продажи напитков (так называемые акцизы).
Также важно следить за тем, что происходит в соседних странах, где такой налог не введен и, следовательно. напитки дешевле.
Важным с точки зрения здоровья является расширение охвата населения, подвергающегося налоговой нагрузке. В большинстве стран налоги на сахаросодержащие напитки находятся в пределах от 5 до 20 процентов, оказывая воздействие преимущественно на ограниченную категорию лиц, чаще потребляющих такую продукцию. Но страсть к сладким напиткам чаще всего перевешивает такое повышение цены, поэтому некоторые страны ввели очень высокие ставки налога. Например, ряд стран Ближнего Востока - Саудовская Аравия, Катар и ОАЭ - ввел акцизные налоги на сахаросодержащие напитки в размере от 50 до 100 процентов, а Бермуды ввели импортный налог на сахар, напитки с добавленным сахаром и конфеты в размере 75 процентов.
Источники информации: 1, 2, 3, 4, 5, 6
Фото:depositphotos.com
К каким последствиям может привести введение такого налога и какова роль сахарозаменителей в этой истории?
Научные данные свидетельствуют о том, что политика, направленная на снижение потребления сахара, в ряде стран уже привела к появлению и увеличению потребления напитков с искусственными сахарозаменителями. Их потребление растет в странах с высоким уровнем доходов, однако пока неясно, какова будет ситуация в странах с низким и средним уровнями доходов, где потребление диетических напитков пока остается минимальной.
В то время как в Мексике результатом введения налогов на сахаросодержащие напитки явился сдвиг в сторону потребления воды, ряд исследований, проведенных в странах с низкими уровнями доходов, продемонстрировал некоторое увеличение потребления напитков с добавлением сахарозаменителей. Эта тенденция может измениться с введением более высоких ставок налогов на сахаросодержащие напитки и ультрапереработанные продукты.
Почему сахарозаменители вызывают беспокойства? Одним из опасений является то, что они могут способствовать развитию сладких вкусовых предпочтений и привыкания к ним детей и подростков, которые в последующем могут пристраститься к сахаросодержащим продуктам. Если говорить о взрослых, предварительные результаты исследований указывают на потенциальное влияние искусственных сахарозаменителей на параметры работы мозга, сердечно-сосудистой системы и микробиом кишечника, хотя интерпретация полученных данных пока не позволяет делать однозначные выводы.
Отметим, сложность исследованиям добавляет и то, что продукты с искусственными сахарозаменителями сейчас в мире почти никак не маркируются. Пока единственной страной, в которой наряду с информацией о пищевой ценности продуктов на этикетках требуется указывать количество отдельных видов таких подсластителей, является Чили.
Источники информации: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
Каковы рекомендации по налогообложению сахаросодержащих напитков для Казахстана?
Анализ международного опыта в этом вопросе помогает лучше понять, как можно совершенствовать структуру и размеры налогов, чтобы повысить их эффективность. Сейчас ставки налогов в большинстве стран являются недостаточными, и для реального воздействия на общественное здоровье желательно, чтобы их уровень был значительно выше. При этом важно инвестировать налоговые поступления в человеческий капитал при условии соблюдения принципов социальной справедливости путем поддержки категорий лиц с низкими уровнями дохода.
Необходимо не только увеличивать налогообложение сахаросодержащих напитков, но и расширять налоговую базу с включением ультрапереработанных продуктов, а также других пищевых ингредиентов, представляющих собой факторы риска для здоровья. Информация о таких факторах риска должна быть доступной потребителям с помощью соответствующей маркировки пищевых продуктов и благодаря просветительской работе.
В заключении Алмаз Шарман предупредил, что важно тщательно отслеживать реакцию пищевой отрасли на введение налогов. Она может проявляться в использовании сахарозаменителей и разработке новых пищевых ингредиентов с неизведанными и непредсказуемыми долгосрочными последствиями, сопряженными с рисками для человеческого и планетарного здоровья.