1. Главная
  2. Узнай
  3. ibalaqai

Психолог объяснил, какие процессы происходят в переходный период у подростков30 октября 2020, 18:41

К чему нужно быть готовыми родителям в переходный период их ребенка? Психотерапевт Республиканского научно-практического центра психического здоровья и Научно-исследовательского института кардиологии и внутренних болезней МЗ РК Рашид Азизов в эфире проекта I-BALAQAI назвал причины резких перепадов настроения и объяснил, как минимизировать их последствия. Tengrinews.kz подготовил текстовую версию фрагментов интервью.

Основатели проекта I-BALAQAI - медиахолдинг Alash Media Group и Montessori Qazaqstan Public Fund. Информационный партнер - социальная сеть "ВКонтакте".

Подростковый возраст – это переходный этап ребенка к взрослению, уточняет Рашид Азизов. На сегодняшний день критерий подросткового возраста имеет тенденцию к изменению. Если раньше возрастной период был с 12 до 17 лет, то сегодня границы расширились с 10 до 19 лет:

"Есть моменты, когда мы видим и с 8-9 какие-то индивидуальные особенности. Такой интересный феномен. Дети начинают взрослеть раньше, но делают это по времени гораздо дольше".

По словам психотерапевта, этому способствуют социально-экономические процессы и урбанизация, то есть дети начинают раньше взрослеть, потому что быстрее достигается этап получения условно более взрослой информации. Возникший интерес создает предпосылки того, что гормональная система начинает подстраивается.

"И, соответственно, в обратную сторону. Если когда-то школьное образование включало 10-й класс, потом 11-й, теперь 12-й. Дальше происходит увеличение этапа обучения в высших учебных заведениях. Таким образом, взрослеющие подростки позднее вступают в процесс социализации, где больше возникает ответственности. Эти рамки расширяются. Позже вступают в брак, позднее заводят детей", - объясняет гость эфира.

Что происходит в организме подростка?

Структурные изменения в организме подростка по силе и интенсивности уступают только новорожденному ребенку, утверждает Рашид Азизов. Но младенца можно контролировать, и он полностью зависит от мамы с папой. Поэтому психотерапевт советует, что к переходному периоду нужно готовить именно родителей, которые привыкли все держать в своих руках и не готовы признавать взросление их чада:

"Родитель должен понимать, что его ребенок рано или поздно будет переставать оставаться ребенком, он начнет взрослеть. К этому должны быть они готовы, настроены. Они должны этот процесс принимать, поскольку у родителей сохраняется тенденция контролировать, опекать, протекционировать. Особенно тревожные родители к этому максимально склонны. Им кажется, что если все происходит так, как они хотят, то все в порядке. А подросток как раз с этим категорически не согласен".

Принятие факта, что малыш вырос, поможет процессу пройти более гладко и менее проблематично.

Процесс развития и роста на подростковом этапе возникает в центральной нервной системе. К нему подключается общая гормональная система, и активируется половая гормональная система. Втроем они влияют на головной мозг. Первое, что у подростка начинает развиваться, это так называемая лимбическая система, которая связана с эмоциями (импульсивность, экспрессивность, желание получать удовольствие).

С другой стороны, начинает созревать структура головного мозга – префронтальная кора. Эта область регулирует поведение с точки зрения оценки ситуации, возможных последствий поведения, а также правильного социального взаимодействия.

Как отметил Рашид Азизов, они развиваются крайне непропорционально, то есть эмоции активно растут и стараются одержать верх, а система регуляции, контроля и оценки последствий отстает.

К гормональным механизмам присоединяются и социальные процессы, подросток начинает хотеть ощущать себя взрослым, в результате возникает конфликт.

Рекомендации психотерапевта

Важно понимать, что подросток не может самостоятельно регулировать происходящие процессы. Родители могут создать конструктивный процесс взаимодействия, где они будут пытаться донести: "Нам кажется, что ты себя ведешь так-то, но, возможно, это поведение не совсем нравится окружающим. В том числе оно не устраивает нас. Поэтому не мог бы ты пытаться свое поведение контролировать, сдерживать и как-то им управлять?"

Специалист пояснил, что смысл этого механизма заключается в попытке показать подростку, охваченному эмоциями, как его поведение выглядит со стороны.

"Когда мы охвачены сильной экспрессией, мы в этот момент перестаем относительно этой эмоции быть объективными. Мы сами себя не видим со стороны, поэтому поведение не контролируем. Оно кажется нам естественным. Задача человека со стороны - это, описывая подростка ему же, дать возможность посмотреть как будто в зеркало. При взгляде на себя со стороны эмоция начинает снижаться, включается префронтальная часть, тогда подросток начинает процесс контролировать", - советует он.

Подростковый возраст также связан с протестами, некоторые из которых проявляются в приобретении вредных привычек. Взрослым в этом случае рекомендуется сначала успокоиться, подойти к ситуации безоценочно, понять мотив.

"Подросток, проговорив мотив, отчасти осознает, что им движет. Это ему помогает на ситуацию посмотреть более объективно, под иным углом. Когда он не испытывает давления с точки зрения наказания и запугивания, у него создается ощущение выбора".

Видеозапись эфира вы можете посмотреть на YouTube-канале I-BALAQAI.

Читатели, зрители и слушатели также смогут найти фрагменты интервью на радиостанциях Zhuldyz FM, Tengri FM, VOSTOK FM.

Также этот материал доступен в виде подкаста, слушайте на SoundCloud, Anchor.FM, "Яндекс.Музыке" и во "ВКонтакте".

Только главные новости - в Telegram-канале Tengrinews.kz! Подпишись и получай самое важное прямо на свой телефон.