16 апреля 2021 | 18:35

Цифровой аутизм. Как гаджеты лишают детей эмоций

Детский невропатолог Константин Пушкарев в эфире проекта I-BALAQAI поделился своими мыслями на тему цифрового аутизма. Эксперт рассказал о том, что такое цифровой аутизм и как с ним бороться. Tengrinews.kz подготовил текстовую версию фрагментов интервью.

ПОДЕЛИТЬСЯ
Иконка комментария блок соц сети

Детский невропатолог Константин Пушкарев в эфире проекта I-BALAQAI поделился своими мыслями на тему цифрового аутизма. Эксперт рассказал о том, что такое цифровой аутизм и как с ним бороться. Tengrinews.kz подготовил текстовую версию фрагментов интервью.

Апрель – всемирный месяц информирования об аутизме. Ежегодно в апреле проходят акции и информационно-просветительские кампании в помощь людям с расстройствами аутистического спектра.

Что такое аутизм?

Реклама
Реклама

Аутизм – это особенность развития, связанная с нарушением работы мозга. Простыми словами, это состояние, включающее в себя две группы симптомов:

а) нарушение социальной коммуникации и социального взаимодействия;
б) ограниченные повторяющиеся образцы поведения, интересов и активностей, а также особенности обработки сенсорной информации.

Но чем отличается цифровой аутизм от "классического"?

Гость эфира Константин Пушкарев считает, что цифровой аутизм – это новая, еще не исследованная форма нарушения мозга.

"Виртуальный аутизм появился относительно недавно, ему нет и 10 лет. Он начал развиваться тогда, когда появились мультимедийные плазмы, планшеты и телефоны. Когда дети, имея нормальное развитие, как мы, неврологи, называем, получают неврологический откат. Если у "классического" аутизма есть врожденные предпосылки, то данная форма нарушения проявляется лишь в 1,5 года", - делится он.

По словам эксперта, развитие цифрового аутизма берет начало с момента формирования речи и напрямую связано с кишечником.

При чем тут кишечник?

"Всю информацию, которую мы воспринимаем, мы воспринимаем через рот. Вкусовые анализаторы и изучение ребенком предметов – все это развивается методом пробы. Важным моментом в этой ветке развития является 6-месячный возраст ребенка, когда вводится прикорм в виде каш, пюре и так далее. Как раз в этот период можно избежать неврологического отката. Ведь мозг понимает: нужно жевать пищу. Тем самым развивая артикуляционные навыки", - отмечает Константин Пушкарев.

Спикер также говорит о том, что тектоника мозга нарушается тогда, когда родитель дает ребенку планшет во время приема пищи.

"У меня был случай, когда один малыш во время трапезы слушал одну и ту же песню из мультика "Колобок". Песня длилась минуту, он слушал ее непрерывно несколько раз в день. Его мозг отформатировал себя так, что, как только ребенок слышал эту мелодию, мозг подавал сигнал, что нужно что-то пожевать", - вспоминает гость эфира. "Это первый этап, когда молодым родителям нужно знать и понимать взаимосвязь работы кишечника с мозгом. Когда человек жует, он должен понимать, что он жует".

Второй немаловажный момент, который отметил спикер, - это разговор.

"С ребенком нужно разговаривать, ему все нужно объяснять. Родители, думающие, что дети до пяти лет императоры, а только после они рабы и что ребенку нужно все разрешать, он маленький и не понимает, – так делать нельзя. Ваш ребенок должен осознавать, что правильно, а что нет. Допустим, когда ребенок сует пальцы в розетку – мы ведь всегда объясняем, что так нельзя. Тем самым детский мозг запоминает все опасности", - советует невролог.

Бытует мнение и есть целый ряд исследований, в которых отмечают, что аутизм – это болезнь гениев. Так ли это? И всегда ли это настолько страшно?

По словам эксперта, аутизм имеет 98 видов и сказать точно никто не может.

"Это зависит от формы. В Казахстане я не знаю ни одного специалиста, который бы точно знал все квалификации. Эйнштейн, Билл Гейтс – аутисты, и с ними работали специалисты. Но много случаев, когда мы видим, что в основном это несоциализированные люди", - считает спикер.

Как развивается цифровой аутизм и с чем связан его прирост?

Константин отмечает, что принцип аутизма: "не вижу – не слышу – не говорю".

Первый момент. Ребенок смотрит телевизор, констатируя диалог в нем, он пытается сказать что-то, среагировать, словно заявляя: “Вот он я, посмотрите на меня“. Но, осознавая, что на него не обращают внимания, он перестает это делать.

Второй момент – зрительный контакт и сами персонажи.

"Раньше в мультфильмах были красочные и живые персонажи. Сейчас фигуры непонятные: то ли это человек, то ли животное, то ли материя непонятная. Дети понимают: зачем смотреть в глаза, если глаз как таковых нет?"

Третий момент – когда мозг перестает реагировать на имя. Спикер делится, что детский мозг может не воспринимать систему "имя – команда". Поэтому советует говорить ребенку или команду – то, что вы хотите от него получить, или предмет. И обязательно в обращении подключать имя.

"Есть система Smart Brain. Она показывает, что наш IQ стал падать с 1986 года. Именно тогда, когда появился первый компьютер. Видите корреляцию?
Сейчас дети отказываются учить таблицу умножения. Зачем она нужна, если под рукой телефон? Зачем в целом знать математику и счет, когда есть гаджет?
Упрощая себе жизнь таким образом сейчас, мы усложняем ее в будущем", - приводит пример гость эфира. "Конечно, я не обобщаю. Мир, может, и погрязнет в низких IQ, но будут и настоящие гении. Это обнадеживает".

В ответ на вопрос "Как обстоят дела с детьми, которые год отучились в карантинном режиме?" эксперт отмечает большое влияние изолированной среды на трансформацию личности ребенка.

"Ребенок ведет себя при родителях иначе. Когда рядом нет родителей и их опеки, каждый из них – герой, вожак стаи. Тут момент такой, что из-за новой среды, в которой дети вынуждены находиться, они чаще стали заикаться, повсеместно процветает логоневроз, тики и синдром Туретта. Родители не понимают, в чем проблема, но на самом деле тут все очевидно. Просто ребенок не может открыться монитору. Он зажат в тисках. Поэтому для развития личности так важна социализация", - считает он.

5 основных принципов воспитания здорового человека по рекомендации эксперта:

  1. Взаимопонимание. Когда ребенок плачет, не качайте его, а поймите, почему он плачет.
  2. Доверие. Если вы доверитесь своему ребенку, и он будет вам доверять.
  3. Социализировать детей. Общество и навыки коммуникации развивают личность ребенка.
  4. Персонификация. По мнению невролога, любой человек уникален.
  5. Всему свое время. Важно не упустить время и ценить каждый момент со своим ребенком. Подумайте о том, что вы сейчас можете дать ребенку.

"Как пришел откат, так придет и осознание. Я советую убрать на какое-то время раздражающий фактор, который заставляет ребенка быть в виртуальном мире.
Разговаривайте со своим ребенком, учите его эмоциям. Когда он их начнет осознавать, он начнет понимать среду, в которой растет. Родителям необходимо понять, что им нужно лишь направлять свое чадо. Помните, что у ребенка останется тот характер, который был заложен до 16 лет. Вы можете в дальнейшей жизни подстраиваться под социум и его законы, но сам характер уже не поменяется. Потому так важно заложить фундаментально правильные основы", - резюмировал эксперт.

Основатели проекта I-BALAQAI - медиахолдинг Alash Media Group и Montessori Qazaqstan Public Fund. Информационный партнер – социальная сеть "ВКонтакте".

Видеозапись эфира вы можете посмотреть на YouTube-канале I-BALAQAI.

Читатели, зрители и слушатели также смогут найти фрагменты интервью на радиостанциях Zhuldyz FM, Tengri FM, VOSTOK FM.

Подробнее о проекте - на официальной странице I-BALAQAI в Instagram.

Также этот материал доступен в виде подкаста, слушайте на Anchor.FM и во "ВКонтакте".

Выражаем благодарность компании RTS Decaux за предоставление локации для съемки программы.


Показать комментарии
Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная