Макет высокоскоростного поезда. Фото ©REUTERS
Учитывая колоссальные вложения государства в скоростную железную дорогу (СЖД) "Астана - Алматы", стоимость билетов может приблизиться к цене авиаперелета для обеспечения рентабельности инвестиций - такого мнения придерживаются эксперты Института политических решений (ИПР), передает корреспондент Tengrinews.kz. Это объясняется тем, что СЖД, по мнению экспертов, сможет соперничать по оперативности с национальным авиаперевозчиком "Эйр Астана". Сейчас короткий 80-минутный авиаперелет за счет подготовительных процедур и получения багажа превращается в 3-3,5-часовое путешествие, тогда как переезд на СЖД займет не более 4-5 часов. Таким образом, авиакомпания, стремясь компенсировать отток пассажиров от популярного направления, вынуждена будет снижать цены для сохранения пассажиропотока. При этом, эксперты ИПР считают, что в связи с дороговизной проекта пассажиропоток будет едва ли достаточным и есть вероятность нерентабельности объекта. Эта ситуация может сделать проблематичным достижение заявленного пассажиропотока, а следовательно, и инвестиционной окупаемости СЖД. Мнение специалистов не совпадает с прогнозами КТЖ. "По прогнозам специалистов АО "Казахстан темир жолы", возведение СЖД позволит увеличить пассажиропоток на высокоскоростной линии до пяти миллионов человек в год за счет привлечения пассажиров с альтернативных видов транспорта", - отметил эксперт Вячеслав Плошай. Поэтому, считают в ИПР, правительству Казахстана необходимо провести дополнительную оценку перспективности выбора маршрута СЖД. "Для казахстанских заказчиков имиджевый момент создания грандиозного сооружения важнее нерациональных дополнительных затрат. А вариант модернизации существующей железной дороги, огибающей Балхаш, даже не рассматривался", - считают эксперты. При этом, как отметил эксперт ИПР Вячеслав Плошай, не учитывается то обстоятельство, что процесс строительства моста через Балхаш нанесет серьезный ущерб флоре и фауне озера. По словам эксперта, еще одним конкурентом СЖД является автодорожный транспорт, который дает существенный выигрыш в стоимости поездки, отсекая от СЖД потребителей эконом-класса. Кроме того, эксперты ИПР считают, что управление, эксплуатацию и надзор за безопасностью на СЖД необходимо осуществлять по зарубежным стандартам. "Для этого требуется подбор квалифицированных менеджеров", - сообщил эксперт. По его словам, необходимо начать профессиональную переподготовку сотрудников железной дороги к абсолютно новым стандартам. "Хотя бы часть технического персонала должна получить практику работы на действующих СЖД за рубежом", - прокомментировали в ИПР. Напомним, к весне 2017 года, чтобы успеть к началу EXPO-2017, предполагается возвести скоростную железную дорогу (СЖД) "Астана - Алматы". Главной инфраструктурной инновацией проекта является строительство моста через озеро Балхаш. На данный момент железная дорога Алматы - Астана имеет протяженность 1241 километр. Таким образом, постройка моста через озеро даст выигрыш в 191 километр и преодоление такого расстояния займет всего 40 минут. Проект предусматривает строительство нового вокзала в Астане, а также пассажирских терминалов на промежуточных станциях в городах Караганда и Балхаш. В городе Алматы планируется масштабная реконструкция вокзала "Алматы-2". На скоростной линии будет использоваться 6 подвижных составов по 12 вагонов каждый. В целом для обеспечения деятельности новой магистрали планируется строительство более 50 объектов производственного назначения.
Учитывая колоссальные вложения государства в скоростную железную дорогу (СЖД) "Астана - Алматы", стоимость билетов может приблизиться к цене авиаперелета для обеспечения рентабельности инвестиций - такого мнения придерживаются эксперты Института политических решений (ИПР), передает корреспондент Tengrinews.kz.
Это объясняется тем, что СЖД, по мнению экспертов, сможет соперничать по оперативности с национальным авиаперевозчиком "Эйр Астана". Сейчас короткий 80-минутный авиаперелет за счет подготовительных процедур и получения багажа превращается в 3-3,5-часовое путешествие, тогда как переезд на СЖД займет не более 4-5 часов. Таким образом, авиакомпания, стремясь компенсировать отток пассажиров от популярного направления, вынуждена будет снижать цены для сохранения пассажиропотока.
При этом, эксперты ИПР считают, что в связи с дороговизной проекта пассажиропоток будет едва ли достаточным и есть вероятность нерентабельности объекта. Эта ситуация может сделать проблематичным достижение заявленного пассажиропотока, а следовательно, и инвестиционной окупаемости СЖД. Мнение специалистов не совпадает с прогнозами КТЖ. "По прогнозам специалистов АО "Казахстан темир жолы", возведение СЖД позволит увеличить пассажиропоток на высокоскоростной линии до пяти миллионов человек в год за счет привлечения пассажиров с альтернативных видов транспорта", - отметил эксперт Вячеслав Плошай.
Поэтому, считают в ИПР, правительству Казахстана необходимо провести дополнительную оценку перспективности выбора маршрута СЖД. "Для казахстанских заказчиков имиджевый момент создания грандиозного сооружения важнее нерациональных дополнительных затрат. А вариант модернизации существующей железной дороги, огибающей Балхаш, даже не рассматривался", - считают эксперты.
При этом, как отметил эксперт ИПР Вячеслав Плошай, не учитывается то обстоятельство, что процесс строительства моста через Балхаш нанесет серьезный ущерб флоре и фауне озера.
По словам эксперта, еще одним конкурентом СЖД является автодорожный транспорт, который дает существенный выигрыш в стоимости поездки, отсекая от СЖД потребителей эконом-класса.
Кроме того, эксперты ИПР считают, что управление, эксплуатацию и надзор за безопасностью на СЖД необходимо осуществлять по зарубежным стандартам. "Для этого требуется подбор квалифицированных менеджеров", - сообщил эксперт. По его словам, необходимо начать профессиональную переподготовку сотрудников железной дороги к абсолютно новым стандартам. "Хотя бы часть технического персонала должна получить практику работы на действующих СЖД за рубежом", - прокомментировали в ИПР.
Напомним, к весне 2017 года, чтобы успеть к началу EXPO-2017, предполагается возвести скоростную железную дорогу (СЖД) "Астана - Алматы". Главной инфраструктурной инновацией проекта является строительство моста через озеро Балхаш. На данный момент железная дорога Алматы - Астана имеет протяженность 1241 километр. Таким образом, постройка моста через озеро даст выигрыш в 191 километр и преодоление такого расстояния займет всего 40 минут.
Проект предусматривает строительство нового вокзала в Астане, а также пассажирских терминалов на промежуточных станциях в городах Караганда и Балхаш. В городе Алматы планируется масштабная реконструкция вокзала "Алматы-2". На скоростной линии будет использоваться 6 подвижных составов по 12 вагонов каждый. В целом для обеспечения деятельности новой магистрали планируется строительство более 50 объектов производственного назначения.