1. Главная
  2. Узнай
  3. Новости
  4. Новости Казахстана

Грузовые ж/д тарифы: Расценки могут измениться01 августа 2017, 15:02

1 августа в "Атамекене" состоялось совещание по вопросам ценообразования на услуги по перевозке грузов железнодорожным транспортом. Заместитель Председателя Правления НПП РК "Атамекен" Ельдос Рамазанов, открыв встречу, сообщил о важности рассматриваемых вопросов повестки дня для предпринимателей Казахстана.

"Первое - это предложения "Самрук-Казына" и КТЖ о постепенном переходе к рыночному ценообразованию на услуги по перевозке грузов железнодорожным транспортом, и второе - по внедрению предельных максимальных и минимальных уровней тарифов на регулируемые услуги магистральных железнодорожных сетей в проект закона "О естественных монополиях", - подчеркнул Ельдос Рамазанов.

Он также отметил, что в рамках работы по внесению изменений в некоторые законодательные акты по вопросам конкуренции в ноябре 2016 года на площадке Нацпалаты с участием заинтересованных бизнес-сообществ были рассмотрены предложения КТЖ по выведению из-под государственного ценового регулирования услуги по перевозке грузов железнодорожным транспортом. По итогам совещания КТЖ и бизнес-сообщество не пришли к единой позиции, приняв решение об отмене ценового госрегулирования только на услуги по аренде вагонов.

В свою очередь, Управляющий директор по взаимодействию с Правительством АО ФНБ "Самрук-Казына" Нурлан Рахметов отметил, что все вводимые новшества направлены на повышение привлекательности Фонда при выходе на IPO. В настоящее время "Самрук-Казына" проводит работу по повышению инвестиционной привлекательности группы компаний АО "НК "Қазақстан темір жолы" путем перехода к рыночному ценообразованию на услуги по перевозке грузов железнодорожным транспортом за счет дерегулирования услуг по перевозке грузов в контейнерах, контрейлерными отправками, в крытых и изотермических вагонах, а также при перевозке порожних контейнеров, крытых, изотермических вагонов и фитинговых платформ.

"Анализ перевозок грузов КТЖ показывает снижение и практически полное отсутствие в контейнерных перевозках перевозок тарно-штучных грузов железнодорожным транспортом. Доля контейнерных перевозок в общем объеме перевозок КТЖ составляет менее 1 процента, в крытых вагонах - 5 процентов, аналогичная ситуация в изотермических вагонах. В наблюдаемых условиях перехода на автомобильный транспорт необходимы равные подходы к ценообразованию. Частичное дерегулирование тарифов на железнодорожные контейнерные перевозки является полумерой и не позволяет эффективно реализовать транспортный потенциал Казахстана", - сообщил вице-президент по интеграционному планированию и информатизации АО "КТЖ - Грузовые перевозки" Владимир Петров.

В ходе обсуждения данного вопроса прозвучали волновавшие стороны моменты, например, алматинские предприниматели, задались вопросом: "Возможно ли снизить тарифы и повысить качество услуг без отмены госрегулирования? В лице государства мы видим защиту, чувствуем контроль за ценообразованием".

"Весь вопрос стоит в том, что мы должны наконец переходить к каким-то рыночным механизмам регулирования. (…) Мы пытаемся не всю железную дорогу дерегулировать в ценовом смысле. А только какие-то части, которые, мы считаем, имеют прямое отношение к конкурентной среде. Автотранспорт является прямым конкурентом для перевозок грузов в контейнерах по железной дороге. У нас есть конкуренты, и мы хотим формировать цену в рыночной среде. Государство будет нас регулировать МЖС по всем остальным перевозкам и по перевозке в целом до 2020 года. Мы только часть предлагаем вывести в рынок", - прокомментировала вице-президент по экономике и финансам АО "КТЖ - Грузовые перевозки" Шолпан Омарбекова.

Подводя итоги обсуждения вопроса дерегулирования, Ельдос Рамазанов дал поручение собрать обоснованные позиции от предпринимательского сообщества в десятидневный срок.

По второму вопросу повестки дня - предложения по внедрению предельных уровней тарифа были озвучены АО "НК "КТЖ" и рассмотрены ранее в рамках рабочей группы при Комитете по регулированию естественных монополий и защите конкуренции МНЭ РК по разработке нового закона РК "О естественных монополиях".

Теперь данный вопрос был вынесен на обсуждение с предпринимательским сообществом.

"Для внедрения данной инициативы выступают нормы Договора о Евразийском экономическом союзе, где организациям железнодорожного транспорта предоставляется право принятия решений об изменении уровня тарифов в рамках предельных уровней (ценовых пределов), установленных или согласованных уполномоченными органами, и в соответствии с методологией, утверждаемой уполномоченными органами государств - членов ЕАЭС", - отметила Шолпан Омарбекова.

Данная мера направлена на повышение конкурентоспособности железнодорожного транспорта государств - членов ЕАЭС, создание благоприятных условий для осуществления перевозок грузов железнодорожным транспортом, привлечение новых грузопотоков, стимулирование внедрения новой техники и технологий.

Вместе с тем представителями грузоотправителей было отмечено, что для реализации предлагаемой нормы необходимо в подзаконных актах предусмотреть условия повышения и понижения тарифов, а также их пределы. Кроме того, у участников совещания возникли вопросы касательно распространения ценовых пределов на конкретные направления перевозок и гарантированные объемы. 

"Вопрос серьезный, мнения бизнеса неоднозначны и для принятия единого решения по второму вопросу повестки дня прошу региональные палаты в течение недели  консолидировать позиции бизнеса и направить в адрес Нацпалаты. Также прошу еще раз оповестить всех заинтересованных лиц, материалы совещания опубликовать на официальном портале "Атамекена", - подвел итоги Ельдос Рамазанов.