Президент Касым-Жомарт Токаев подписал закон "О профессиональных квалификациях", позволяющий создать условия, при которых хобби может стать работой, то есть официально признать навыки и квалификацию граждан, освоивших их самостоятельно. В Министерстве труда и социальной защиты населения пояснили, как новый закон изменит рынок труда Казахстана, передает корреспондент Tengrinews.kz.
Президент Касым-Жомарт Токаев подписал закон "О профессиональных квалификациях", позволяющий создать условия, при которых хобби может стать работой, то есть официально признать навыки и квалификацию граждан, освоивших их самостоятельно. В Министерстве труда и социальной защиты населения пояснили, как новый закон изменит рынок труда Казахстана, передает корреспондент Tengrinews.kz.
Как пояснил вице-министр труда и социальной защиты населения Олжас Ордабаев, одними из новелл, которые предполагает законопроект - признание неформального и информального образования.
"Это когда человек может получить навыки самостоятельно, либо в ходе рабочего процесса научился чему-то новому, либо самостоятельно на онлайн-площадках, различных обучающих проектах, коих сейчас много. Либо любым другим путем человек получил навык, и эта форма учения будет признаваться. Для признания необходим сертификат. Независимый сертификат, полученный в центрах подтверждения профквалификации, который зафиксирован в данном законе, это тоже новелла", - рассказал вице-министр.
Кроме того, закон дает ускоренный выход на рынок труда для молодежи, отметил Олжас Ордабаев. Как известно, по ряду профессий сейчас не требуется длительное обучение в высших учебных заведениях и колледжах.
"Сейчас очень трендовые направления деятельности - SMM-маркетинг, таргетологи, баристы, различные представители ряда профессий, квалификации в beauty-индустрии - не требуют длительного обучения, то есть достаточно краткосрочные курсы. И, подтвердив наличие этих навыков сертификата, можно уже выходить на рынок труда", - указал он.
Помимо этого, министерство закрепило за госорганами компетенцию по разработке профессиональных стандартов. Это документ, который регламентирует знания, умения, навыки по каждой профессии на основании этих профстандартов.
"Проще говоря, в этом документе будет прописано, каким должен быть сварщик, слесарь, токарь, юрист и так далее. На основании этого документа, который разрабатывается рынком труда, будут актуализироваться образовательные программы. То есть мы увязали два этих мира - рынок труда и систему образования - между собой", - пояснил Олжас Ордабаев.
Когда начнется сертификация
Вице-министр напомнил, что новый закон вступает в силу в течение двух месяцев со дня подписания.
"Закон был подписан 4 июля. Соответственно, два месяца на вступление в силу. После этого у нас будут проходить процессы аккредитации в сертификационные центры. В общем-то мы считаем, что как раз таки, начиная с этих двух месяцев, по ряду профессий уже начнутся первые процедуры сертификации", - сказал он.
Какие профессии будут включены в сертификацию
Для решения таких вопросов появятся отраслевые советы, которые будут создаваться на базе каждого госоргана, пояснил Олжас Ордабаев. По его словам, они будут определять так называемую отраслевую квалификационную политику.
"То есть они будут определять, какие профессии нужно сертифицировать, какие профессии должны быть обязательными для сертификации, какие профессии могут быть добровольными для сертификации. Помимо этого, будут, конечно, учитываться те тренды, которые сейчас есть на рынке труда", - заверил он.
Вице-министр пояснил, что ряд профессий сейчас пользуется большой популярностью и востребованностью среди молодежи, но при этом как такового длительного образования по ним не предусмотрено.
"Порядка 100 профессий сейчас обязательны для сертификации в Казахстане. Это такие профессии, как педагоги, медики, нотариусы, адвокаты, судмедэксперты. По ним нельзя работать, если у вас нет соответствующего сертификата, помимо диплома. Перечень этих профессий определяется каждым госорганом", - сказал он.
Профессии, как пояснили в министерстве, делятся на регулируемые государством и добровольные. И теперь они будут определяться на базе отраслевых советов.
Кто будет проводить сертификацию
Сертификацией будут заниматься центры, аккредитованные в Национальной палате предпринимателей "Атамекен" по согласованию с Минтруда, отметил Олжас Ордабаев:
- "Атамекен" по правилам, разработанным в Минтруда, будет проводить оценку материальной технической базы, наличие отраслевых экспертов, которые могут проверять квалификацию, подтверждать ее, наличие контрольных сметных материалов, квалификационной программы, схемы сертификации и так далее.
- После проверки материалов "Атамекен" дает разрешение этому центру сертификации и направляет эти материалы в Минтруда.
- Минтруда проводит свое согласование, через которое организации будут иметь доступ к осуществлению данной деятельности. В законе закреплена ответственность сертификационных центров.
"Мы закрепили ответственность и "Атамекена" за корректную аккредитационную деятельность в рамках нашего закона и других законов Республики Казахстан. Безусловно, граждане могут при наличии каких-то жалоб либо претензий обращаться как в Министерство труда, так и в "Атамекен". Факты будут проверяться при наличии каких-то отклонений от правил и требования законодательства. Будет осуществляться отзыв аттестата об аккредитации. Мы данные механизмы предусмотрели в законе", - пояснил вице-министр.
Каким образом будут оцениваться опыт и практические навыки?
У каждого центра сертификации будет своя квалификационная программа, своя схема сертификации. Там и будут выставлять требования к профессионалу: опыт работы, предоставление портфолио и так далее. То есть это будет определяться индивидуально в разрезе каждой профессии сертификационными центрами, сообщил Олжас Ордабаев.
Как будет проходить сертификация
Подтверждение микроквалификации специалиста будет проходить в Центре подтверждения профквалификаций.
"Если в рамках какой-то большой профессии человек освоил определенный навык и если этот навык может быть самостоятельно использован на рынке труда, то соответствующие сертификационные программы на рынке будут. По ним будут составлены контрольные измерительные материалы, то есть это будут либо тесты, либо демонстрационные экзамены, либо практические задания, и уже сертификационные центры будут проверять, насколько человек этим навыком обладает.
В чем преимущество специалистов, имеющих сертификаты
Как пояснил вице-министр, работодатели делегируют сертификационным центрам функцию по отбору квалифицированных сотрудников. Отрасль, по его словам, сама будет давать вотум доверия тому или иному сертификационному центру, которые аккредитованы в "Атамекене".
"Если на собеседовании сложно будет оценить человека полноценно, но он прошел проверку своих знаний, навыков в независимом центре, для работодателя это большой знак и сигнал, что данный специалист имеет проверенные навыки", - сказал Олжас Ордабаев.
При этом он подчеркнул, что речь не идет об обязательных преимуществах того, что работодатель не имеет права отказать соискателю с сертификатом. Однако у граждан появляется конкурентное преимущество в виде документа, который доказывает, что он обладает нужными навыками.
Период действия сертификата
В созданном реестре профессии будет указан период действия сертификата. По словам вице-премьера, срок будет зависеть от каждой отрасли, от каждой профессии.
"Есть динамично меняющиеся отрасли, где подтверждение квалификации требуется чаще, и два года назад полученный сертификат уже перестает быть актуальным. Где-то это более длительные сроки, поэтому эти решения будут приниматься отраслевыми советами. В целом считаем, что практика показывает, что порядка двух-трех лет знания продолжают оставаться актуальными", - отметил Олжас Ордабаев.
Вся информация о сроке действия сертификата, что будет включено в реестр, какая есть дополнительная информация по каждой профессии, будет опубликована на цифровой платформе Национальной системы квалификаций, размещаемой на Электронной бирже труда.
В чем плюс для работодателей
Работодатели, чьи сотрудники прошли сертификацию, будут иметь возможность получить так называемый сертификат доверия, который дает право быть освобожденным от профконтроля по проверкам, связанным с трудовым законодательством. Помимо этого, действующие сотрудники также будут проходить сертификацию. Сотрудникам будет предоставлена гарантия, во-первых, сохранение рабочего места на период прохождения сертификации. Во-вторых, сохранение зарплаты, то есть таким образом это гарантия сохранения всех действующих условий.
Ваучеры для безработных
Ваучеры предполагаются в первую очередь для граждан, зарегистрированных как безработные. На момент подачи заявки для прохождения сертификации граждане не должны быть участниками субсидируемых рабочих мест, которые реализовываются в рамках нацпроекта по развитию предпринимательства.
"Карьерные центры в регионах будут определять, насколько получение сертификата улучшит именно этому безработному какие-то его положения на рынке труда. Возможно, у него есть навыки, которые не подтверждены документами. Сейчас есть активный тренд, когда хобби становится профессией, когда человек умеет что-то делать, но не имеет соответствующего диплома. Таких людей в первую очередь, конечно, будут направлять на прохождение сертификации", - пояснил Олжас Ордабаев.
По словам вице-министра, на данный момент финансирование на проведение сертификации в регионах направлено трансфертами общего характера. Первый год планируется отсертифицировать 1000 человек. В последующие годы - 1,5 тысячи и 2 тысячи человек. Суммарное финансирование на три года - 244 миллиона 792 тысячи тенге.
4 июля 2023 года Президент Касым-Жомарт Токаев подписал закон "О профессиональных квалификациях", который введет ваучеры для безработных, а также сертификацию для микроквалификаций: мобилографов, стилистов, лэшмейкеров и других профессий.
На презентации законопроекта в апреле этого года вице-министр труда и социальной защиты населения Олжас Ордабаев сообщил, что со следующего года закладывается бюджет по ваучеру для безработных. То есть пройти сертификацию человек сможет по ваучеру для безработных, по направлению за счет работодателя и самостоятельно.
Как рассказал вице-министр, в Казахстане есть профессии, регулируемые государством, где наличия диплома недостаточно для того, чтобы начать работу. К примеру, адвокаты, нотариусы, медики, педагоги. Новый закон предусматривает подтверждение квалификации и остальных профессий.
"Мы говорим о подтверждении квалификации в остальных профессиях. Добровольно. Зачем это нужно? Диплом - это документ, подтверждающий наличие образования. А сертификат подтверждает уровень квалификации и в том числе по так называемым микроквалификациям. Например, у нас появляются такие профессии, как мобилография, SMM, лэшмейкеры (мастер, специализирующийся на наращивании ресниц. - Прим.), nail-стилисты (мастер маникюра. - Прим.). Вот эти новые квалификации - по ним нет смысла учиться в вузе или колледже, их можно освоить самостоятельно, но теперь то, что сам изучил, нужно же подтвердить документально. Для этого нужны центры сертификации - они будут подтверждать, что человек действительно обладает тем или иным навыком", - пояснил ранее вице-министр.
Он отметил, что процесс сертификации не усложняет процедуру трудоустройства, а наоборот.
Фото: pixabay.com