Это статья эксперта, политического обозревателя и депутата Мажилиса Никиты Шаталова
Это статья эксперта, политического обозревателя и депутата Мажилиса Никиты Шаталова
В одной из речей после разгрома январского заговора Президент задал вектор модернизации политической системы. Он сказал о том, что в стране должно появиться несколько акторов, которые будут нести ответственность за устойчивость государства и выступать гарантами Конституции. С этой отметки началось строительство Нового Казахстана. Все прошедшие электоральные кампании, включая исторический референдум, нужны были для двух значимых изменений, которые заложили фундамент новой государственности – избавления системы от любого персонализма и возвращения государства народу, который готов нести ответственность за развитие вместе с президентом.
Граница между старым и Новым
Прежде всего следует провести границу между Новым и старым Казахстаном на уровне понятий. Прежняя формация была связана с идеей государства-корпорации. Элиты смотрели на страну как на бизнес-проект, которым нужно управлять так, чтобы он был прибыльным. И в конечном счете это привело к тому, что конечными бенефициарами этой прибыли был ограниченный круг лиц, а их целью было любыми средствами сделать так, чтобы им не мешали зарабатывать.
Мы не просто так говорим о том, что с помощью конституционной реформы было переучреждено государство. На самом деле государству в ходе референдума был возвращен его подлинный смысл – работать на благосостояние граждан. И быть не не чьей-то персональной собственностью, а прямым продолжением воли народа, который в постоянном режиме может корректировать любую политику.
Безусловно, Новый Казахстан не наступит после очередных выборов или Послания Президента. Новый Казахстан – это иной способ думать о проблемах, набор принципов, которые нужны, для того чтобы мы снова стали хозяевами своей судьбы и могли принять на себя политическую ответственность за страну. Этому всему необходимо учиться. Более того, далеко не все элиты – носители такого стиля мышления. Первый и наиболее главный его принцип состоит в том, что правила важнее персоналий. В перспективе должно быть неважно, кто находится в правительстве и Парламенте, если он действует в рамках института с четкими правилами и целями.
Процесс строительства институтов крайне сложный. Нет единого рецепта для всех. Они могут сложиться сами в течение долгих лет, как это произошло в западных либеральных демократиях, которые стали таковыми благодаря столетиям жертв и крови. Или их могут учреждать ответственные лидеры, которые видят необходимость не в удержании власти любой ценой, а построении устойчивого государства, которое адсорбирует любые риски. Будь то митинг против роста цен на топливо, война в регионе или неудачная реформа.
Политический момент
Казахстан уже вошел в учебники политической науки после январских событий как государство, сумевшее преодолеть последствия заговора в высших эшелонах власти. Теперь мы еще и единственная страна в регионе, которая проводит демократические реформы в крайне сложной геополитической ситуации. Военные конфликты и затяжные кризисы, как правило, наоборот, способствуют попыткам консолидировать власть и действовать максимально консервативно.
Для автократов это лучший момент, чтобы объяснить избирателям необходимость закручивать гайки. В регионе в данный момент нет ни одного демократического транзита, но есть династийные, есть переходы от парламентской республики к суперпрезидентской и классика жанра – обнуление сроков.
Действительно, в такие времена проще оставить все как было и переждать момент или, наоборот, провести консервацию. В том числе и в экономической политике, чтобы пережить шторм, сохраняя макроэкономическую стабильность. Однако в Казахстане сложился уникальный политический момент: есть политический лидер с модернизационным мышлением и политическая нация, которая увидела Новый Казахстан и готова к преодолению сложностей ради его построения. Сложились два фактора, необходимые для учреждения качественно новых политических институтов.
При этом все прекрасно понимают, что легко не будет. Президент еще в начале года говорил, что стране предстоит тяжелый период. Он обусловлен не только внешними факторами – боевыми действиями в регионе, санкционным давлением на стратегического партнера и разрушением цепочек поставок. Впереди много болезненных шагов, которые нужны, чтобы устранить дисбалансы в экономике, нажитые за предыдущие десятилетия. В ближайшие годы реформы будут связаны не только с новым курсом или модернизацией, это будут в том числе решения, которые откладывали в долгий ящик, боясь политических кризисов. Откровенно говоря, эта заморозка была нужна для долгого удержания власти.
Президент и нация понимают, что Новый Казахстан будет рождаться в муках. Но он лучше старого, потому что, будучи образом будущего, начинает трансформировать настоящее. Он не ворует время и возможности последующих поколений. Он обещает выход на траекторию устойчивого и инклюзивного роста и преодоление несправедливости, от которой все устали.
Президент идет на это благодаря обновленному мандату на ближайшие 7 лет. У его курса есть запас прочности и высокий кредит доверия. С другой стороны, прошедшие парламентские выборы позволили сформировать сложноустроенный Парламент, который может брать на себя и ответственность, и удар, если на то будет необходимость.
Ключевое оружие Нового Казахстана – это честный разговор о том, как мы оказались в текущей ситуации. И новый Мажилис должен его использовать максимально, чтобы вернуть себе доверие граждан и звание института, в котором к консенсусу можно прийти по любому общенациональному вопросу.
Какие институты нужны?
В начале прошлого года Президент начал масштабный проект по децентрализации власти. Сначала были перераспределены полномочия от него другим институтам. Парламент усилил свои позиции, на первой сессии VIII созыва Глава государства даже сделал символический реверанс партии большинства, предложив Amanat самостоятельно определить кандидатуру премьера. Делясь полномочиями, Президент делится и политической ответственностью, поднимая ставки на различных участках системы.
Следующий ход связан с децентрализацией полномочий в пользу региональных властей и, собственно говоря, народа. Один из важнейших этапов пересборки политической системы заключается в том, чтобы распределить ответственность за конкретные территории (и за страну в целом) среди казахстанцев. Граждане на собственной шкуре должны в полной мере ощутить то, как сложно производится Новый Казахстан, и научиться думать по-новому на живой политической практике.
Такие решения часто откладывались, потому что "народ был не готов". Однако мы понимаем, что до тех пор, пока люди не будут иметь прямого влияния на процесс принятия решений, новая политическая система не будет собрана до конца. Она всегда будет отсылать к Президенту как к конечной инстанции, в то время как нам необходима крепкая связка между институтом Главы государства и политической нацией. Сейчас она есть на уровне мироощущения и концепции будущего, теперь есть задача дать этой связке между народом и лидером инструменты.
Поэтому критически важен закон "О местном самоуправлении", который должен описать всю полноту инструментов управления – от сходов и бюджета народного участия до внедрения прямой демократии в экспериментальных форматах. В случае если этот институт заработает в полную силу, мы увидим ряд эффектов, которые будут предвестниками того, что Новый Казахстан совсем близко. Например, значимость государственного аппарата упадет, потому что нация сама научится производить общественные блага. Народ сам в конечном счете должен стать государством.
Конечная цель этих преобразований очень прагматичная и понятная – сделать так, чтобы за устойчивость государства не отвечал один человек. Политическая ответственность за благополучное будущее должна быть распределена между президентом и народом, формирующим ключевые институты. Через представителей или и вовсе напрямую, открыв приложение в смартфоне. Из этого и должен состоять Новый Казахстан.
Что такое Новый Казахстан, ответил Токаев
Нажмите сюда, чтобы подписаться и получать казахстанские новости в сервисе от Google.