EPAM
Как изменилась IT-индустрия Казахстана за 15 лет: объясняем на примере EPAM
Хорошо ли вы помните 2008 год? На фоне мирового финансового кризиса проходит летняя Олимпиада в Китае, новейшим iPhone считается модель 3G, а в Швеции ученые находят, вероятно, самое старое дерево — ель возрастом более 9500 лет. Для EPAM 2008 год важен тем, что именно тогда, 15 лет назад, компания официально пришла в IT-индустрию Казахстана. Мы поговорили с менеджмент-командой и сотрудниками о том, как компания развивалась в Казахстане, а также узнали, чем в EPAM Kazakhstan живут сегодня и чего ждут от IT в будущем.
Что стоит знать про EPAM
Американская компания EPAM имеет офисы в более чем 50 странах мира. Более 57 000 ее сотрудников помогают клиентам трансформировать бизнес и создавать сложные программные продукты в сфере программного обеспечения и высоких технологий, энергетики, финансов, здравоохранения, телекоммуникаций и многих других. Годовая выручка EPAM за 2022 год — $4,8 миллиарда.
Что было в начале
Глобальная история EPAM началась в 1993 году с офиса в США. На карте Казахстана EPAM появилась в 2008 году, объявив о слиянии с локальной компанией "ПЛЮСМИКРО". Она была известна автоматизацией налоговых служб Казахстана; в небольшой, по нынешним меркам, команде на момент объединения с EPAM трудилось около 60 человек.

Как выглядела работа в IT в 2008?

— Совсем иначе, — отвечает Алексей Аксёнов, директор EPAM Kazakhstan: его стаж в компании — 23 года, еще со времен "ПЛЮСМИКРО". — Тогда еще не была развита работа в распределенных командах из разных городов и стран, что сейчас является нормой. Инструментария для совместной работы не хватало, а английскому языку не уделялось столько внимания. Производственные мощности компьютеров были гораздо ниже, и даже второй монитор был тогда скорее роскошью.


У компании было только два офиса — в Караганде и Астане, и подготовка к зарубежным проектам только начиналась.

— Мы работали исключительно с казахстанскими клиентами, и специальностей было не так много, с десяток, — вспоминает Артём Ветлугин, директор по производству EPAM Kazakhstan. — Для сравнения, сегодня у EPAM Kazakhstan больше 80 клиентов, преимущественно международных корпораций, а специализаций более 50, в том числе это эксперты в облачных решениях, аналитике данных, специалисты по безопасности и другие.

Технологические волны и секреты успеха
Важный этап развития казахстанской IT-отрасли, по мнению экспертов, начался после девальвации 2009 года, когда импортный софт оказался менее доступным, а заказчики стали больше внимания уделять изучению местного рынка.

Тем временем, EPAM вышла на Нью-Йоркскую фондовую биржу (2012 год). Это означало новые возможности для всех ее локаций — в том числе, для Казахстана, где рос спрос на IT-специалистов (в том числе, благодаря появившейся в 2013 году государственной программе "Информационный Казахстан"). В EPAM Kazakhstan стало больше сотрудников, так что в 2017 году открыли третий офис — в Алматы.

Импульс развитию IT в Казахстане дает открытие в 2018 году Astana Hub, крупнейшего технопарка IT-стартапов в Центральной Азии.

EPAM как крупная международная компания, отмечают наши собеседники, влияла на IT-индустрию Казахстана — в том числе, потому что обучала специалистов и помогала быть в курсе трендов.
В том, что IT-рынок Казахстана вырос, есть, на мой взгляд, существенный вклад EPAM, — считает Ануар Нурмаканов, Solution Architect. — Речь про учебные лаборатории компании, которые готовят новых специалистов, а также открытые тренинги. Это помогает развиваться вместе с глобальными трендами. Соответствовать им в IT важно, ведь порой они совершенно меняют рынок.

На мой взгляд, EPAM была и продолжает быть одним из драйверов перемен IT-индустрии Казахстана, — продолжает Ануар. — В самой основе компании — инженерное ДНК, благодаря этому мы развиваем инженерную культуру, используем лучшие практики разработки программного обеспечения. Такой подход в компании называется Engineering Excellence.
— Ануар Нурмаканов
У ЕPAM 60 собственных учебных лабораторий по всему миру, и с 2010 года компания подготовила более 50 000 инженеров и приняла на работу около 18 000 своих выпускников. В Казахстане с начала работы тренинг-центра более 300 выпускников присоединились к команде EPAM Kazakhstan. Компания сотрудничает с 160+ мировыми университетами, в том числе с 6 университетами в Казахстане.
Факт, который может удивить: в 2022 году около 90% EPAMeров поучаствовали как минимум в одной учебной программе.
— Мы придерживаемся концепции непрерывного обучения: сотрудник постоянно развивается, чтобы оставаться конкурентоспособным, — поясняет Элеонора Мунш, руководитель направления Learning & Development в EPAM Kazakhstan. — Учиться и передавать знания — одна из сильнейших сторон EPAM.

Элеонора цитирует одного из ведущих мировых исследователей в области управления талантами Джоша Берсина: компании, которые поощряют желание сотрудников обучаться, как минимум на 30% чаще оказываются лидерами рынка в своих областях в долгосрочной перспективе.

Cотрудникам EPAM доступна внутренняя платформа Learn, где можно найти учебный курс по интересам: это и технические программы, и программы по софт-скиллам и well-being направленности. Есть и менторские программы — согласно пирамиде обучения, это лучший способ усвоить знания, подчеркивает Элеонора.

— Наши коллеги также делятся знаниями в профессиональных сообществах, или, как их называют в IT, — комьюнити. Наши сообщества давно вышли за рамки компании и объединяют специалистов не только в Казахстане, но и во всем мире. Сегодня EPAM Kazakhstan поддерживает 15 сообществ, их мероприятия за все годы посетили почти 11 тысяч человек.
— Элеонора Мунш
Как в IT пережили пандемию

В июле 2020 года в Казахстане начал действовать режим изоляции из-за COVID-19. Сложно назвать сферу, на которую не повлияла бы пандемия — и IT не исключение. Плюсом стало то, что здесь многие уже использовали инструменты для организации удаленной работы.

Денис Поселённый, руководитель People-команды, приводит в пример платформу Telescope:

— Это разработка EPAM, благодаря которой мы мониторим рабочую информацию о сотрудниках: на каких они проектах и как долго, на развитие каких навыков им стоит обратить внимание — и даем им возможность рассказать о самочувствии. Данные о самочувствии были особенно важны во время пандемии и удаленной работы.

Удаленная работа в Казахстане не исчезла и с официальным окончанием пандемии.

— Наши офисы теперь функционируют в гибридном формате, предоставляя сотрудникам возможность выбирать, где работать — из дома, офиса или в смешанном режиме. Мы используем систему хотелинга, которая позволяет EPAMерам забронировать свободное рабочее место, если они решают прийти в офис.
— Денис Поселённый
EPAM и IT в Казахстане сегодня и завтра
C 2020 года EPAM четырежды включали в рейтинг 100 самых быстрорастущих компаний Fortune, а в 2021 году она вошла в S&P 500 индекс.
EPAM Kazakhstan в 2022 году стала участником Astana Hub, и в этом же году в компанию пришел 1000-й сотрудник.
— Команда состоит в большинстве из наших казахстанских специалистов, которые развиваются в соответствии с глобальными трендами и, что важно, передают знания. В том числе, и через открытые профсообщества и образовательные программы, которые доступны всем желающим, — говорит Ануар Нурмаканов.

Один из обсуждаемых сейчас трендов — искусственный интеллект: многие видят за ним будущее, и не только в IT. Ануар не разделяет страх перед ИИ, который есть у некоторых программистов.

— Такие же страхи были, когда появились компьютеры: как мы видим, количество работы только растет. Я уверен, что благодаря ИИ и новым инструментам мы сможем работать быстрее и даже стать более творческими.
— Ануар Нурмаканов
— На протяжении 20 лет мы наблюдаем появление новых технологий, — продолжает Алексей Аксёнов. — Компания стала свидетелем того, как развивался интернет, как появились смартфоны: каждый раз это была "революция", которая в итоге приводила к повышению производительности труда и появлению новых профессий.

В целом, один из важных моментов для дальнейшего развития IT в Казахстане — хороший уровень английского, который позволит учиться и полноценно взаимодействовать с коллегами из разных стран.
— Алексей Аксёнов
Каким может стать IT в Казахстане еще через 15 лет?

Задали этот вопрос тем, кому предстоит вершить будущее. Азат Серикбаев в этом году заканчивает Astana IT University. Чуть меньше месяца он сотрудник EPAM: присоединился к компании после успешного окончания учебной лаборатории.

— На тренинги я попал благодаря анонсу от EPAM в Telegram: привлекло, что учеба предполагала индивидуальный формат и менторство. Верю, что не зря выбрал IT: для меня это возможность упрощать жизнь людей.

Сложно загадывать, что случится с индустрией через 15 лет... На мой взгляд, ИИ будет сильнее интегрирован в системы и процессы, автоматизации станет больше, и это позволит системам лучше принимать решения. Появятся продукты, которые трансформируют сферы здравоохранения, образования, производства.

Что касается меня, надеюсь, через 15 лет я буду опытным разработчиком с хорошей карьерой, способным решать сложные задачи и, конечно, помогать новичкам в IT, — улыбается Азат.
Аркадий Добкин, CEO и президент компании, не раз отмечал, как за годы изменилась индустрия и компания. В работе с первыми клиентами технические задания (которые тогда так даже не назывались) высылались по факсу, а в ответ на это из разных городов и стран летели самолеты с дискетами по проектам на борту. Но есть то, что в EPAM не меняется: люди в компании — главная ценность.

— На мой взгляд, в IT набрал популярность еще один тренд, — делится Денис Поселённый. — Сейчас сотрудники хотят не просто работать, а через профессию ищут самореализацию. И мы верим, что наши инициативы и образовательные программы помогают сотрудникам в этом. Ведь они могут влиять на окружающий мир, делать жизни людей лучше и проще. И не только с точки зрения технологий, но и вовлекаться в социальные инициативы, передавать знания, и, конечно, постоянно развиваться самим. Это то, что было, есть и останется нашим фокусом.

https://tilda.cc/page/?pageid=38403492&projectid=103731

PR

Курс валют

 482.09   532.1   5.08 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети