Подписывайтесь на канал Tengrinews.kz в WhatsApp
23 декабря 2019 15:27

Как мошенники обчищают банковские карты казахстанцев

ПОДЕЛИТЬСЯ

Иллюстративное фото: pixabay.com Иллюстративное фото: pixabay.com

В МВД рассказали, как мошенники обчищают банковские карты казахстанцев, передает корреспондент Tengrinews.kz.


В МВД рассказали, как мошенники обчищают банковские карты казахстанцев, передает корреспондент Tengrinews.kz.

По информации пресс-службы МВД, с начала 2019 года раскрыто больше тысячи фактов интернет-мошенничества. Задержаны 388 человек, почти половина из них мошенничала не по разу. Современные технологии позволяют обманывать людей из разных регионов и стран. Летом, к примеру, выяснилось, что от турецких хакеров пострадали больше двух тысяч казахстанцев.

В Министерстве внутренних дел выделили самые "популярные" виды мошенничества в Сети.

1. Объявления на сайтах

Это самый распространенный вид: с начала года зафиксировано больше 4,5 тысячи таких преступлений.

Все просто: мошенники размещают в Сети объявления о продаже товаров по низкой цене. Стоимость они объясняют срочностью, невысокой себестоимостью, распродажей остатков и так далее. Покупателей просят внести предоплату либо полную оплату с помощью перевода денег на электронный кошелек или банковскую карту.

Далее "продавец" обещает быструю доставку товара и бесследно исчезает. Позже выясняется, что деньги пострадавшие переводили на карты и счета, оформленные на третьих лиц.

Иллюстративное фото pixabay.com

2. Кража персональных данных

Делают это несколькими способами.

  • Мнимые покупатели звонят по объявлениям продавцам разных товаров и говорят, что готовы отправить задаток, но для этого нужен номер карты. Через некоторое время мошенники просят также сообщить код, пришедший SMS-сообщением, он якобы нужен для перечисления денег. На самом деле код используется для подключения к приложению интернет-банкинга и для управления счетом.
  • Жертве звонят якобы представители банка и сообщают о несанкционированном переводе денег с карточки клиента. Для блокировки незаконной операции предлагают выслать номер карты и CVC-код. Эти данные открывают преступникам доступ к счетам и депозитам пользователей.
  • Мошенники наугад звонят либо отправляют SMS-сообщение о розыгрыше призов, который проводит некая компания совместно с оператором сотовой связи. "Победителям" предлагают забрать приз в другом городе либо получить за него денежную компенсацию. Далее работает все та же схема: просят данные и с их помощью переводят деньги с карты и депозита на свои счета. В Экибастузе ранее судимый мужчина таким образом обманул больше 40 человек.

3. Мошенничества, связанные с продажей квартир и дорогих авто

Мошенники размещают объявление о продаже квартир и машин по заниженным ценам и указывают номера, на которые "покупатель" не может дозвониться. Начинается переписка, во время которой выясняется, что "продавец" находится в другом городе или стране. Он просит жертву открыть счет в международной платежной системе (Unistream, Western Union и так далее) на себя или родственника и перечислить туда нужную сумму. Доверчивые люди думают, что никто без их ведома не сможет снять деньги, поэтому делают все, что им говорят, и отправляют фото чека мошеннику.

Уловка состоит в том, что преступник получает номер платежа, а деньги снимает по поддельным документам, сделанным на имя владельца счета.

4. Вложение денег в "прибыльный бизнес"

В Сети размещаются объявления о "раскрутке" денег в прибыльном деле, "партнерам" обещают высокие ежемесячные дивиденды. Участникам нужно всего лишь перечислить средства основателю "бизнеса" и ждать прибыли. Для убедительности и привлечения других жертв первое время проценты действительно могут выплачивать. Но стоит мошеннику накопить большую сумму, как он исчезает.

Таким образом, к примеру, действуют лжеброкеры. От их действий по всей стране пострадали тысячи человек.


Списки пострадавших от лже-брокера в Кызылорде

5. Создание ложных сайтов

Мошенники создают ложный интернет-магазин либо аналог известных сайтов, в котором указывают способы оплаты за товар или услугу. При этом сообщают, что нужна полная или частичная предоплата. Все перечисленные деньги попадают на счет владельца магазина, который может не выслать товар или отправить совсем не то, чего ждет покупатель.

6. "Благотворительность"

Чаще всего здесь страдают родственники нуждающихся либо тяжелобольных людей, которые собирают деньги через социальные сети. Мошенники представляются благотворителями и предлагают свою помощь. Жертва сообщает ими данные карточки и остается в итоге с опустошенным счетом.

7. Оформление онлайн-кредитов

Об этой схеме мы уже рассказывали. По версии следствия, жительница Алматы покупала на рынках разные товары, но говорила продавцам, что у нее нет наличных. Деньги на карту продавца должен был перечислить якобы ее родственник. Продавцы давали ей свои реквизиты и данные удостоверения личности. Через короткое время деньги действительно поступали, но сумма была больше, чем стоимость товара. Женщина просила жертву снять в ближайшем банкомате разницу и отдать ей. Вскоре пострадавшим приходило сообщение о необходимости погасить онлайн-заем. По сообщению пресс-службы Департамента полиции Алматы, женщину подозревают в 269 таких фактах.


Иллюстративное фото ©Турар Казангапов

8. Фишинговые сайты

Фишинговые сайты - это сайты-двойники. О них неоднократно рассказывали представители разных банков и Служба реагирования на компьютерные инциденты KZ-CERT. Ложный ресурс предлагает клиентам войти в систему, для этого нужно ввести доверенный номер телефона или логин, а также пароль от личного кабинета. Далее пользователь попадает на другую страницу, где нужно подтвердить данные с помощью SMS-кода. Специалисты обнаружили фишинговые сайты homebank.kz и kaspi.kz.

Меры предосторожности

В МВД рассказали, как защитить себя и близких от интернет-мошенников.

При работе с интернет-магазинами и сайтами объявлений:

  • Проверяйте информацию об интернет-магазинах, читайте о них отзывы.
  • Не вносите предоплату, особенно если сомневаетесь в легальности магазина. Договаривайтесь об оплате после получения товара, просите оформить отправку почтой наложенным платежом или запросите расчет наличными с курьером. Если продавец отказывается, он, скорее всего, мошенник.
  • Проверяйте работу формы обратной связи или отзывов. Попробуйте оставить свой комментарий или отзыв, не обязательно негативный. Он должен быть опубликован и виден другим пользователям.
  • На сайте интернет-магазина должна быть указана информация об организационно-правовой форме лица (ИП, ТОО и так далее), его реквизиты (ИНН, БИН, физический и юридический адрес). На сайте Комитета государственных доходов размещен электронный сервис "Поиск налогоплательщиков", который позволяет оценить надежность магазина, выявить фирмы-однодневки.
  • Попросите у продавца фото товара с разных ракурсов либо договоритесь о видеозвонке. Отказ - это признак недобросовестного продавца.
  • Никогда не отправляйте деньги незнакомым людям. Если оплата все же была произведена, то сохраните чек, он может понадобиться при обращении в полицию.

Иллюстративное фото ©Турар Казангапов

С банковскими картами:

  • Никогда не сообщайте никому свои персональные данные, информацию с карты, чеков о переводе и тем более коды и кодовые слова.
  • Регулярно меняйте пароли на банковских картах, делайте их сложными.
  • Используйте все меры безопасности, которые существуют в платежных системах: SMS-подтверждения, контроль IP-адреса, 3D-secure и так далее. Помните, что банки и платежные системы никогда не присылают писем и не звонят клиентам с просьбой предоставить им данные счетов.
  • Не оставляйте банковские карты без присмотра. В магазинах и ресторанах требуйте, чтобы оплата с карты производилась при вас.
  • Пользуйтесь мобильным банкингом, регулярно проверяйте движение денег на вашем карточном счете.
  • Если вам пришло SMS-сообщение о блокировке карты, не перезванивайте на номер, который отправил это сообщение. Лучше позвоните в банк, обслуживающий ваш счет.

Защита персональных данных:

  • Никогда не переходите по непонятным ссылкам и не посещайте ресурсы (в том числе рекламные баннеры и всплывающие окна) сомнительного содержания, это может быть вирус. Даже если отправитель ваш знакомый, убедитесь, что сообщение послал именно он.
  • Никогда не размещайте в открытом доступе и не передавайте информацию личного характера (логины, пароли, данные документов и так далее) посторонним людям.
Читайте также
Join Telegram

Курс валют

 446.44   490.7   4.77 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети