В Восточно-Казахстанской области дороги - не всегда путь к спасению. Тысячи километров между селами, горные перевалы, снежные лавины и паводки - все это не просто испытания природы, а повседневная реальность региона. Здесь, где земля часто недоступна, надежда поднимается в небо - в лице авиационного подразделения, которое уже более четверти века остается незаменимой опорой в борьбе за человеческие жизни. Это не просто пилоты. Это – спасатели, врачи, разведчики, бойцы первой линии обороны.
Когда дорога недоступна
Горы Катон-Карагайского нацпарка, степи Зайсана, ледяные просторы Курчумского района, озера Марқакөл и Алаколь — все это часть огромной территории, которую обслуживает КГП на ПХВ "Авиационное подразделение Восточно-Казахстанской области". В экстремальных условиях именно оно становится "глазами" региона.
Так, например, когда в феврале 2024 года снежная буря заблокировала трассы Кокпектинского района, а более 100 человек оказались в ловушке, только экипаж Ми-8 смог прорваться сквозь метель и вывести людей в безопасную зону. За этот героизм трое спасателей были награждены государственными медалями.
Пожары, паводки, эвакуации
А когда в апреле 2025 года вспыхнул пожар в Зайсанском районе, именно вертолет с бортовым водосливным устройством локализовал огонь в труднодоступных местах. Пожар мог перекинуться на десятки километров леса и пастбищ, но был остановлен с воздуха.
Как подчеркивают в компании, это не исключение, а норма для мужчин и женщин, чья работа — летать туда, где другие не могут пройти. Каждый вылет — это не просто рейс. Это борьба со временем, стихией и страхом.
Санитарная эвакуация из отдаленных аулов — неразрывная часть миссии. Вертолеты, оснащенные реанимационным оборудованием, спасают младенцев, беременных женщин, тяжелых пациентов с инсультами и травмами. С 2023 по 2025 год – десятки жизней спасены благодаря оперативной работе в связке с Центром экстренной медицины.
Лесные и степные пожары, паводки, взрывные лавинные работы, мониторинг рек и снежных масс в горах – все это тоже зона ответственности авиационного подразделения. До 200 вылетов ежегодно – не просто цифра, а доказательство системы, которая работает на опережение.
"Наша основная масштабная задача – мониторинг и тушение пожаров, то есть охрана лесного фонда области. В среднем по ВКО и области Абай ежегодно обнаруживаем и устраняем до 200 лесных пожаров. На балансе нашего предприятия – семь вертолетов Ми-2 (участвуют в мониторинге пожаров, сообщают координаты точек возгорания) и два вертолета Ми-8 (участвуют в тушении огня, так как снабжены водосливным устройством). Все вертолеты в данное время используются по назначению", - говорит руководитель ГКП на ПХВ "Авиационного подразделения Восточно-Казахстанской области" Каликан Байгунусов.
Традиции, передаваемые по воздуху
Стоит отметить, что авиационное подразделение единственное в Казахстане, которое не только выжило в 1990-е, но и сохранило весь инфраструктурный комплекс: ангары, оборудование, воздушный флот. Это редкий случай преемственности, когда традиции передаются из рук в руки, от наставников к молодым специалистам.
Сегодня предприятие готовится стать и образовательной базой. Строящиеся аэропорты в Зайсане и Катон-Карагае требуют будущих техников, механиков, диспетчеров. И именно здесь, в сердце Восточного Казахстана, может родиться новая школа воздушных профессионалов.
В компании уверены, ВКО — это не только красивый край с богатой природой и ресурсами. Это регион, где ценят человеческую жизнь и хорошо понимают, что спасение — это не громкие слова, а повседневная работа. Работу эту делают под открытым небом. Часто в сложных условиях, ночью, в метель, в неизвестность. Ради того, чтобы кто-то другой оказался в безопасности и встретил новый день.
Если вы когда-нибудь увидите в небе вертолет с символикой Восточного Казахстана — знайте: он летит туда, где больше всего нужна помощь. Где ее невозможно доставить иначе. Где чья-то жизнь зависит от их мастерства и мужества. Именно поэтому каждый житель региона может с гордостью сказать: у нас есть те, кто поднимается в небо, чтобы спасти тех, кто остался на земле.
Фото: РСК ВКО.