Казахстан станет морской державой за счет канала до Черного моря - эксперт

31 мая, 06:35
34

14 мая на заседании ЕАЭС Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил соединить судоходным каналом Черное море и Каспий. Это предложение прозвучало за день до официального открытия Крымского моста. Политолог Эдуард Полетаев прокомментировал для EADaily инициативу Назарбаева.

Идея соединить Каспий и Черное море ранее была уже озвучена Президентом Казахстана еще в июне 2007 года на Экономическом форуме в Санкт-Петербурге. Тогда Глава государства предложил масштабный план строительства искусственно прорытого судоходного канала "Евразия". 

Идея вызвала весомый резонанс, говорит политолог. Эксперты в то время посчитали, что новый канал был бы короче имеющегося Волго-Донского и стал бы мощным коридором выхода Казахстана, да и всей Центральной Азии, к морям через Россию.

"В 1952 году был построен Волго-Донский судоходный канал общей протяженностью 101 километр, соединивший бассейны Каспийского и Черного морей. По разным данным, его пропускная способность оценивается от 11 до 16,5 миллиона тонн грузов в год. 

На сегодняшний же день возможности канала на пределе. Это в сталинские времена его пропускная способность казалась гигантской. Ныне строятся суда с большим водоизмещением, и далеко не все из них способны пройти по Волго-Донскому каналу. Все его шлюзы устали, оборудование эксплуатируется более 60 лет. Из-за аварий шлюзов появляются пробки, в которых скапливаются десятки судов. На ремонт шлюзов уходит время, а в итоге убытки судоходных компаний исчисляются миллионными цифрами.

Таким образом, видна необходимость создания более эффективной транспортной артерии между Каспийским и Черным морями", - рассказал собеседник издания. 

Планируемая грузоспособность "Евразии" оценивалась в 45 миллионов тонн, что в три раза выше Волго-Донского канала. Предварительная стоимость проекта - 4-4,5 миллиарда евро, правда, в некоторых источниках указывалась цифра в 15 миллиардов евро.

По словам политолога, наиболее эффективным способом реализации подобных проектов может являться механизм государственно-частного партнерства. "Идеей в данном случае надо заинтересовать зарубежные фирмы. В международный консорциум, кроме России и Казахстана, могут теоретически войти Китай, Узбекистан, Азербайджан и Туркменистан", - рассуждает эксперт.

"Дело в том, что проход под иностранным флагом судам по внутренним водам России запрещен без специального разрешения. А при совместном управлении проектом (каналом) у стран-участников появится возможность выходить под своими флагами из Каспия в Черное море. Это значит что, например, Казахстан получит беспрепятственный выход в мировой океан и станет полноценной морской державой", - пояснил Полетаев. 

"Кроме того, с помощью канала можно будет переориентировать часть грузопотока ЕС - страны Азиатско-Тихоокеанского региона, который в основном идет через перегруженный Суэцкий канал, что существенно укрепит не только транзитные, но и политические позиции России и Казахстана. Важно и то, что из Каспия на Черное море смогут ходить нефтеналивные суда", - добавил он. 

Получить короткую ссылку


Нравится Поделиться
Хотите больше статей? Смотреть все
Показать комментарии (34)
Читают
Обсуждают
Сегодня
Неделя
Месяц