В связи с отменой платных парковок вдоль дорог несколько тысяч человек в Алматы с 1 ноября останутся без постоянного источника заработка. Корреспондент Tengrinews.kz побеседовал с парковщиками, чтобы узнать об их планах на будущее и услышать мнение о ситуации на дорогах города.
В связи с отменой платных парковок вдоль дорог несколько тысяч человек в Алматы с 1 ноября останутся без постоянного источника заработка. Корреспондент Tengrinews.kz побеседовал с парковщиками, чтобы узнать об их планах на будущее и услышать мнение о ситуации на дорогах города.
Многие из работников этой сферы приехали в Алматы на заработки из разных регионов республики. Среди них можно встретить и студентов, и пожилых людей. Почти все они живут на съемных квартирах, и чтобы заработать на хлеб, им приходится браться за любую работу. Как они сами замечают, это работа "последней инстанции". "Даже технички больше нас получают", - отметил один из собеседников.
По словам парковщиков, как только их уберут, на дорогах города начнутся беспорядки. "У нас же с каждым днем увеличивается количество женщин-водителей. А они никогда не смотрят назад или по сторонам, только вперед. Вот им будет реально тяжело, так как они могут быть причинами массовых ДТП вдоль парковок. Сейчас мы хоть помогали им, но что будет потом?" - сетует 53-летний Аскербек, он пенсионер по инвалидности и работает больше полугода в этой сфере.
Аскербек. Фото © Tengrinews.kz
Мужчина признается, что пришел работать сюда ради того, что бы занять свободное время. "Устал дома лежать и поэтому вышел работать парковщиком. Слава Богу, руки-ноги есть, здоровье позволяет. А детей уже обеспечил, сам зарабатываю на мелкие карманные расходы", - заявил парковщик на улице Гоголя, отметив, что получает заработную плату в 30 тысяч тенге. После увольнения Аскербек планирует заняться частным извозом в городе.
Однако история Аскербека, который работает официально, скорее исключение среди парковщиков Алматы. У других работников этой сферы совсем иная жизненная ситуация.
Бауыржан приехал в южную столицу пять лет назад, он оралман. Поработав ранее на стройке, грузчиком на базаре и таксистом, последние два года регулирует порядок на автопарковках вдоль улицы Абылайхана в районе ЦУМа. "Зимой здесь тяжко было работать. Мы как приходили на работу пешком с Ташкентской (проспект Райымбека. - Прим. авт.), в первую очередь согревались чекушкой в том ларьке. Мало кто понимает, что не легко быть парковщиком. Мне троих детей кормить надо, так что нельзя ни одного дня без работы сидеть. Наверное, обратно подамся в таксисты", - рассказал он.
Бауыржан. Фото © Tengrinews.kz
По рассказам нелегальных парковщиков, они в среднем зарабатывают в день три-четыре тысячи тенге, из них тысячу тенге они отдают "начальству", что не является официальным предпринимательством. Онгарбек уже два месяца помогает автомобилистам вдоль проспекта Толе би возле уже бывшего кинотеатра "Алатау". "Сам приехал из ЮКО в поисках лучшей жизни. До этого был водителем в одной компании, но сейчас перешел сюда, так как работы нет. Конечно, получаю копейки за то, что весь день стою на солнце. Но если и отсюда выпрут, то вообще не знаю, что делать дальше", - говорит он, добавив, что по вечерам на смену им приходят студенты.
Онгарбек. Фото © Tengrinews.kz
Другой работник парковки с пятилетним стажем Байрам заявил, что подрабатывает на второй работе охранником. "Тут на Зеленом базаре за день удается выручить 1000-1500 тенге. За эти копейки мы наводим порядок возле рынка, а они хотят убрать. Без нас хаос будет твориться, ведь в Казахстане большинство машин мчатся по дороге, никто никого не пропускает. Посмотрим, к чему приведут эти их законы и запреты", - негодует он.
Фото © Tengrinews.kz
Тем временем, большинство опрошенных работников заявили, что понятия не имеют, куда пойдут работать дальше. Многие ожидают "судного дня", когда в воскресенье 1 ноября всех будут массово гонять с автопарковок тротуарного типа. "Об этом слышал, но сейчас некогда думать. Вон машина выезжает, не мешайте работать, пожалуйста", - спешно бежит Турсынбек к машине за очередными 50-100 тенге.
Турсынбек. Фото © Tengrinews.kz
Есть среди парковщиков и те, кто пока не знает о грядущем увольнении. "Пока что начальство не говорило об увольнении. Но если все-таки запретят работать, пойдем искать другое место. Хотя везде кризис, и есть ли работа более низкооплачиваемая, чем эта?" - сетует Канат.
Канат. Фото © Tengrinews.kz
Ранее Алматинский филиал "Нұр Отан" потребовал убрать платные парковки в городе до 1 мая 2016 года. В ходе оценки деятельности 42 автопарковок выяснилось, что суммарный объем оплаты в течение 1 часа составляет 305 500 тенге. В течение одного дня сумма вырастает до 1,222 миллиона тенге, а в течение года до 446,030 миллиона тенге. Нуротановцы беспокоятся за то, какая часть этих средств поступает в бюджет города.
Фото © Tengrinews.kz
Тем временем, в акимате немедленно отреагировали на заявление, запретив платные парковки для автомобилей вдоль тротуаров Алматы. Договоры с эксплуатирующими организациями уже расторгнуты в связи с невыполнением договорных обязательств и многочисленными нарушениями налогового законодательства.
Отметим, что в Алматы официально зарегистрировано 555 000 автотранспортных средств. Кроме этого, ежедневно в город заезжают порядка 300 000 автомобилей.