Легендарный Турксиб. Как строилась большая железная дорога в Казахстане

06 декабря, 19:22
4
Торжественное открытие первой очереди Турксиба. Казахская ССР, 10 мая 1929 года. Фото ©РИА Новости
Торжественное открытие первой очереди Турксиба. Казахская ССР, 10 мая 1929 года. Фото ©РИА Новости

Уникальный проект первой половины ХХ века, который соединил Азию и Сибирь, стал для Казахстана знаковым событием. Строительство Туркестано-Сибирской магистрали (Турксиб) объединило казахский народ в конце 20-х и начале 30-х годов. Для многих это стало надеждой на новую, лучшую жизнь.

Фотографии строительства Турксиба сейчас хранятся в Центральном государственном архиве кинофотодокументов и звукозаписи РК (ЦГАКФЗ). Tengrinews.kz показывает, как строилась первая крупнейшая железнодорожная магистраль в Казахстане.

История Турксиба - это, в первую очередь, простые казахстанцы, которые трудились на железной дороге. На стройку съезжались рабочие со всей страны. Тысячи километров ж/д путей пролегали через степи, реки и горы. 

В сентябре 1927 года строители проложили первое звено магистрали с севера - от станции "Семипалатинск", а в ноябре 1927-го - звено с южной стороны - от станции "Луговая". 


Рабочие по укладке рельс на Южном участке строительства Турксиба. Казахская АССР. 1928 год.


Строители Турксиба перевозят грунт вагонетками. Казахстан, 1928 год.


Строители прокладывают железнодорожные пути. Казахстан, 1929 год.

У истоков строительства магистрали стоял Турар Рыскулов. Тогда он возглавлял комитет содействия постройки Туркестано-Сибирской железной дороги при Совнаркоме.


Турар Рыскулов во время объезда. 1929 год. 

Первый поезд Турксиба выехал с плакатом "Даешь Сибирь". 


Первый поезд Турксиба. 1929 год.


Женщины, прибывшие на митинг по случаю смычки северного и южного участков.

В 1928-1929 годах участки Турксиба перевезли 1,6 тысячи тонн груза, 64 тысячи пассажиров дальнего следования и 340 тысяч пассажиров пригородного сообщения. 


Вагончики, в которых жили строители Турксиба. 1930 год.


Юрта-парикмахерская на станции "Мойынкум". 1930 год.

В 1930 году на станции "Айна-Булак" сомкнулись северная и южная части дороги. А в 1931 году Туркестано-Сибирская магистраль была сдана в эксплуатацию.

В 1929 году вышел полнометражный фильм Виктора Турина "Турксиб". По словам заместителя директора ЦГАКФЗ РК Сауле Сатаевой, картина повествует о жизни и быте казахского народа. В фильме появляются фрагменты Алма-Аты, первый апорт и всем знакомые и любимые улочки старого города.

В 1958 году Туркестано-Сибирская магистраль была объединена с Карагандинской железной дорогой в Казахскую железную дорогу. В 1971 году из Казахской дороги была выделена Алма-Атинская железная дорога. Затем все железные дороги независимого Казахстана были объединены в государственное предприятие "Казахстанская железная дорога".

Получить короткую ссылку


Нравится Поделиться
Хотите больше статей? Смотреть все
Показать комментарии (4)
Читают
Обсуждают
Сегодня
Неделя
Месяц